7 мая 2024
USD 91.31 -0.38 EUR 98.47 -0.09
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!"

Архивная публикация 2010 года: "НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!"

Команды могильщиков, еще вчера хоронившие доллар, сегодня готовят эпитафии для евро. Однако у евровалюты достаточно возможностей, чтобы выстоять. Если бы существовал конкурс на худшую валюту, то по итогам первой половины 2010 года гран-при, безусловно, достался бы единой европейской валюте. Падение курса евро против доллара действительно впечатляет. Если принять за точку отсчета январский максимум 1,46, то за январь потери составили порядка 7%, за февраль - 2%, за март - около 1%, за апрель - 2% и, наконец, за май - 7%! Всего за пять месяцев курс обрушился до 1,2135 евро за один доллар, показав значение четырехлетней давности.
Вместе с курсом рушилась и славная репутация. Еще вчера евро занимал позицию второй резервной валюты, но буквально на глазах принцесса начала превращаться в Золушку.

Команды могильщиков, еще вчера хоронившие доллар, сегодня готовят эпитафии для евро. Однако у евровалюты достаточно возможностей, чтобы выстоять. Если бы существовал конкурс на худшую валюту, то по итогам первой половины 2010 года гран-при, безусловно, достался бы единой европейской валюте. Падение курса евро против доллара действительно впечатляет. Если принять за точку отсчета январский максимум 1,46, то за январь потери составили порядка 7%, за февраль - 2%, за март - около 1%, за апрель - 2% и, наконец, за май - 7%! Всего за пять месяцев курс обрушился до 1,2135 евро за один доллар, показав значение четырехлетней давности.
Вместе с курсом рушилась и славная репутация. Еще вчера евро занимал позицию второй резервной валюты, но буквально на глазах принцесса начала превращаться в Золушку.

ЧЕРНЫЙ МЕСЯЦ МАЙ

©

Фундаментальная причина падения евровалюты заключается в том, что она была серьезно переоценена. Действительно, курс евро к доллару выше, чем 1,4, выглядит оторванным от реальности. Евро получил слишком много авансов и 11 лет существовал в комфортных условиях. Центробанки Китая, России, Кувейта в течение 2005-2007 годов резко нарастили долю евро в своих резервах, дав импульс надеждам спекулянтов.
В период рецессии 2008-2009 годов Европа понесла не такие большие потери, как США. Но сегодня все вдруг перевернулось на 180 градусов. Команды могильщиков, еще год назад хоронившие доллар, теперь готовы закопать евро. Надо сказать, для подогрева похоронных настроений сделано немало.
Цена облигаций Греции, оказавшейся не в состоянии рефинансировать свой долг, просела в начале 2010-го и продолжала падать от месяца к месяцу. У финансовых властей Европы было достаточно времени, чтобы поправить ситуацию. Только устных гарантий со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ), не говоря уже о страховой сумме в 10-20 млрд евро, было бы достаточно, чтобы успокоить инвесторов. Однако этого не было сделано.
Внесли свой вклад интеллектуалы, экономисты и аналитики. Рассуждать в который раз о кончине доллара неоригинально, еще и занудой прослывешь. А вот падающий евро - тема свежая. Джозеф Стиглиц, Мартин Фельдштейн, Нуриэль Рубини - все подливали масла в огонь. Эмоции и эффектные заголовки - одно дело, но есть и реальные угрозы. Пугающе выглядит будущее резервов центральных банков, составляющих в совокупности порядка $8,36 трлн. За шесть месяцев падения евро мировые резервы всех ЦБ потеряли предположительно $300 млрд. При курсе евро к доллару, равном 1,215, Россия с ее $458 млрд резервов в мгновение лишилась $14 млрд, а Китай - $80 млрд.
Когда поток негативной информации преодолевает некую предохранительную планку, опасения инвесторов перерастают в страх, а страх - в неуправляемую истерику. Что и произошло - началась паническая распродажа евро. И когда европейские лидеры объявили о плане спасения ценой в 750 млрд евро, было уже поздно. Любая нейтральная или даже позитивная новость из Европы истолковывалась крайне негативно и становилась поводом опустить курс еще на одну ступень. Так, меры бюджетной экономии, принятые в Греции, Испании и Португалии, были восприняты как шаги, ведущие к замедлению экономического роста. Затем прицепились к германскому временному запрету на необеспеченные короткие позиции по некоторым акциям и производным бумагам. Проблемы Caja - мелкого испанского банка - были перенесены на всю банковскую систему Испании. Наконец, свое дело сделало давно ожидаемое от Fitch понижение рейтинга этой страны на одну позицию. До сих пор медвежий настрой преобладает, так что май стал воистину самым черным месяцем для евро за всю его историю.

ЭНЕРГИЯ РАСПАДА
Если ослабление евро продолжится теми же темпами, то это приведет к массовому сбросу еврооблигаций: никто не захочет давать в долг в дешевеющей валюте. Некоторые центральные банки будут вынуждены начать распродажу части своих евро-резервов, чем еще сильнее обесценят оставшиеся. Евро превратится из крепкой инвестиционной валюты в дешевую валюту фондирования (подходящую для заимствований, но не для вложений), что еще сильнее подстегнет его распродажу. Бегство из евро может подстегнуть и бегство из валют и с рынков развивающихся стран, а снижение аппетита к риску подорвет наметившееся восстановление мировой экономики. В свою очередь, сильный доллар притормозит экономический рост в США.
Уровень сегодняшней истерики настолько высок, что около 40% респондентов Bloomberg все же верят в возможность распада еврозоны. Между тем это самый невероятный сценарий. Он, во-первых, означает введение всеми странами собственных валют по текущему курсу к евро. Следующим шагом станет раскручивание спирали девальваций, тут же начнется бегство из "малых" валют во франк и марку. Вчерашние евро-активы обесценятся, так как ни Франция, ни Германия не смогут обеспечить всех желающих своей валютой, которая обесценится сразу на 20-25%. Последуют скачки курсов валют, акций и доходностей облигаций. Трудно даже вообразить, что будет твориться на рынках. Энергия расщепления евро вызовет финансовый ядерный взрыв, который похоронит не только текущий вялый рост, но и половину самой мировой экономики. Никто ничего не выиграет, а на карьерах политических лидеров, допустивших коллапс, будет поставлена жирная точка.
Если отбросить экстремальные пророчества, то адекватный прогноз по курсу евро может выглядеть так. Сейчас, возможно, евро находится в самом низу либо спад продолжится до третьего квартала 2010 года и достигнет отметки 1,18. После этого должно начаться постепенное восстановление до 1,2 к концу года. В течение следующего года евро поднимется к 1,22 в первой четверти и к 1,24 - во второй, чтобы попытаться добраться до 1,3 в конце 2011-го.
Европейская валюта имеет все возможности для противостояния напору спекулянтов здесь и сейчас. Ставка по активам, номинированным в евро, выше, чем по активам в долларе; немецкие облигации не хуже американских; бюджетный дефицит в еврозоне почти в два раза меньше, нежели в США, а пакет спасательных мер совершенно достаточен и не уступает пакету Барака Обамы.
С точки зрения стороннего наблюдателя, поведение рынков, заваливающих хорошую валюту, выглядит абсурдным. Но оно не более странно, чем рефлексы тех инвесторов, что совсем недавно гнали евро к 1,65. Именно так, на страхе и жадности, формируются современные тренды. Чтобы сейчас переключить рынки со страха на жадность, нужно обозначить short-covering level - цену, при которой игрокам, ставящим на понижение курса, ждать дальнейшего падения оказывается крайне рискованно, и они готовы купить евро, чтобы закрыть свои позиции. Четыре майских отскока с резким ростом, последовавшим за ними, свидетельствуют о том, что уровень этот близок.
В идеале евро требуется зацепиться за зону 1,24-1,25 и консолидироваться около нее на один-два месяца. За это время Италия, Испания, Португалия, Греция и Ирландия заплатят по своим бондам порядка 250 млрд евро (половина суммы приходится на Италию) и успокоят рынки суверенных облигаций. А они уже начали успокаиваться. Так, 31 мая произошло первое за 14 дней падение трехмесячной долларовой ставки Libor (она определяет стоимость займов), то есть история с возможным дефолтом Греции постепенно погружается в прошлое. Необходима также координация действий между ЕЦБ, Федеральной резервной системой США, центральными банками Китая и России. Одновременные заявления Китая, России и Кувейта, сделанное 26 мая, о том, что они не станут пересматривать долю евро в резервах, свидетельство того, что такая координация налаживается. Теперь необходимо расширить мандат ЕЦБ, сформировать при нем стабилизационный фонд на случай непредвиденных обстоятельств. Так, чтобы не ждать ратификации парламентов 16 стран, как это происходит сейчас, когда нужно действовать быстро и решительно. Единый рынок и единая валюта вообще нуждаются в едином банковском регуляторе и едином механизме страхования.

* Автор - начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».