Наверх
6 декабря 2021

"Чиновница": мелодраматический детектив о коррупции в провинции

©Киностудия КИТ

Новый многосерийный проект «Чиновница» сняла Оксана Карас – постановщица победившего на «Кинотавре» «Хорошего мальчика» и недавнего фильма «Доктор Лиза» о Елизавете Глинке. Идея сериала принадлежит Джанику Файзиеву, а над сценарием работали Мария Меленевская и Денис Уточкин, сочинившие «Обычную женщину». Карас рассказывает, что у создателей «Чиновницы» был чат, куда они скидывали информацию из открытых источников по теме сериала, которую использовали при написании сценария. А тема эта – чиновничья коррупция и последствия, к которым она приводит. В данном случае речь о системе здравоохранения, то есть на кону стоит человеческая жизнь.

Действие разворачивается в выдуманном российском городе-миллионнике на воде, который называется Порт-Новопетровск. Снимали в Ленинградской области, в некоторых кадрах можно разглядеть предположительно Балтийск, в уме держали, скорее, что-то вроде Нижнего Новгорода. Обобщенный город выглядит привлекательно: в «Чиновнице» много съемок с дронов – красивых, но уже превратившихся в штамп в новых российских сериалах.

Главная героиня «Чиновницы» Арина Алферова в исполнении всегда органичной Виктории Толстогановой прекрасно вписывается в местную шикарную обстановку: открытые веранды ресторанов с видом на залив, дорого обставленные квартиры и дома. Впрочем, и в кабинетах родного министерства она в своих брендовых костюмах смотрится естественно. Арина возглавляет финансовый отдел регионального отделения Минздрава. Все ее близкое окружение работает с ней бок о бок: женатый любовник Павел (Максим Виторган) – начальник отдела закупок, взрослый сын (Сергей Волков) трудится в пресс-отделе. В министерстве работает и лучшая подруга героини Яна (Лаура Пицхелаури), которая за спиной у Арины уже полгода крутит роман с ее сыном и собирается взять с ним ребенка из детдома.

"Дунай": сербские приключения московской девушки

В «Чиновнице» вообще много мелодраматического, многое основано на чувствах, причем они могут быть как причиной душевной слепоты, так и причиной прозрения. Арина так влюблена в коллегу, что тому удается крутить ею, как ему заблагорассудится. Необходимо ему на самом деле лишь одно – чтобы она подписывала бумаги, позволяющие фармацевтической компании бизнесмена Цалова (Алексей Агранович, по совместительству муж Толстогановой) выигрывать раз за разом тендеры. Ариной руководит не жажда наживы – ей от возлюбленного перепадают только дорогие подарки, которые она и взятками-то не считает (впрочем, как замечает ведущий расследование опер под прикрытием с лицом Артема Быстрова, сумочка героини стоит как пять его зарплат). Для Арины такие подарки – как будто просто проявление любви. Она не осознает, что Павел благодаря ей получает от Цалова огромные суммы.

Однажды мировосприятие героини начинает меняться. Во-первых, Арина наконец понимает, что любовник на самом деле ее использует, причем действует он в связке со своей женой (Полина Кутепова прекрасна в роли отъявленной стервы, постоянно заливающейся дьявольски-ироническим хохотом). Во-вторых, всплывает информация о том, что некоторые производимые фирмой Цалова лекарства – подделки, и либо просто не работают, либо и вовсе отравляют организм. В результате жертвой преступных схем предпринимателя становится самый близкий для Арины человек, и она вступает на тропу войны и мести. Прессе показали только три серии из восьми, но уже понятно, что чем дальше, тем драматичнее будут развиваться события. В первых эпизодах мы видели уже три трупа – в некоторых фильмах ужасов бывает меньше.

"Кошачьи миры Луиса Уэйна": фильм для любителей Камбербэтча и котиков

В российском комедийном сериале «Последний министр» мы наблюдали в числе прочего за тем, как стажерка-идеалистка в течение первого сезона становилась все более циничной. В «Чиновнице» ситуация прямо противоположна: равнодушная министерская начальница перерождается, неожиданно для самой себя, в борца с коррупционной машиной. Авторы сериала убедительно показывают, что такие трансформации возможны, вероятно, только в ситуации, когда ты лично пострадал от системы.

Оксана Карас говорит, что рассматривает «Чиновницу» как драму взросления: перехода от инфантильности к готовности нести ответственность за свои поступки. Можно интерпретировать сериал и как повествование об обретении героиней субъектности, намерения самой управлять собственной жизнью: она больше не согласна быть марионеткой в руках окружающих ее людей.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое