Это шедевры османского каллиграфического письма – неповторимого вида изобразительного искусства, навсегда вошедшего в сокровищницу мировой культуры. Не похожее ни на один другой вид искусства, направление сочетает в себе эстетику графического рисунка, великую мудрость слова и сакральный символизм мусульманской молитвы. Зародившись как религиозная необходимость, каллиграфическое письмо со временем переросло в полноценный вид искусства, овладеть которым стремились даже османские султаны. Уникальные знания и навыки художественной техники хатт (так по-турецки называлось каллиграфическое письмо) передавались от учителя, мастера, к ученику, в результате чего сложилась прочная традиция обучения каллиграфии.
Представленная в Москве серия точных списков каллиграфических таблиц создана по работам Ахмеда Карахисари – выдающегося каллиграфа эпохи Сулеймана Великолепного. Его стиль отличается самостоятельным художественным почерком и отходом от традиции, доминировавшей в то время, что обеспечило Карахисари особое место в истории исламской каллиграфии. Оригиналы таблиц хранятся во дворце султанов Топкапи в центре Стамбула – одном из ключевых центров османского культурного наследия.
Презентовавшая работы Луиза Исаева, руководитель компании Milli interior, организатора проекта, отметила, что таблицы несут в себе тексты фундаментальных глав Корана и имеют большое значение в исламском поклонении и повседневной жизни.
«Компания Milli interior, имеющая большой опыт работы в сферах дизайна, художественного конструирования, а также реставрации и воспроизведения реликвий мировой культуры, принимает всю полноту ответственности при изготовлении копий нетленных произведений великого художника, – подчеркнула уроженка Дагестана Луиза Исаева. – Ежегодно мы производим шесть копий творений Ахмеда Карахисари, воспроизводим в мельчайших деталях технику письма мастера. Два экземпляра копий находятся в Махачкале, два – в Санкт-Петербурге и два экземпляра представлены сейчас здесь. Произведения были проданы в частные коллекции. А вырученная сумма в размере четырех миллионов рублей будет направлена на приобретение новогодних подарков детям, проходящим лечение в государственных медицинских учреждениях».
Луиза Исаева подчеркнула, что точные списки таблиц с сурами были выполнены с соблюдением оригинальных технологий. «Это абсолютно уникальная работа. У Карахисари на нее ушло четыре года. Мастера галереи живого искусства Milli interior справились за год», – добавила она.
Луиза Исаева сообщила о намерении Milli interior продолжать эту работу. «Интерес к исламскому искусству и культурному наследию растет, и я считаю важным поддерживать этот интерес качественными, глубокими проектами. Сегодняшняя выставка – только начало», – сказала она.
До передачи в частные коллекции уникальные таблицы в течение месяца будут выставлены в столичном отеле «Националь», где все желающие смогут их увидеть, ощутить духовную глубину коранического текста и прочувствовать традиционный османский подход к соединению слова, графики и сакрального смысла.


