29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Пространство путешествия
Культура

Пространство путешествия

Увидеть, каким фотографом был писатель Пришвин; понять, возможно ли отличить фотографии Рима XIX века от фотографий Тосканы XXI-го; узнать, что может получиться из коллекции марок, подаренных бабушкой; а также почувствовать, что такое дефицит в понимании советского человека, можно в залах МАММ в декабре и январе.

С 9 декабря по 31 января в МАММ при участии Государственного литературного музея пройдет очень необычная и по-настоящему мультимедийная выставка – «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936». Как ни удивительно, но известный писатель был еще и фотографом. Причем экспозиция музея уникальна: в ней представлены фотографии, напечатанные с недавно обнаруженных негативов Пришвина, в сопровождении не публиковавшихся ранее дневниковых записей писателя. Мы можем по-новому взглянуть на творчество «певца русской природы». Кроме того, теперь благодаря мобильным решениям Alkatel OneTouch можно ознакомиться с аудиосопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональный эффект: посетители выставки получат уникальную возможность услышать аудиозаписи фрагментов рассказов и повестей Пришвина в исполнении самого автора, а дневниковые записи писателя прочтет великолепный актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили.

©

Насладившись поэтичностью русской природы, можно перенестись во времени и пространстве благодаря выставке «Grand Tour: Русская версия. Рим» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых, также проходящей с 9 декабря по 31 января. Grand Tour – обозначение, принятое со времен эпохи Возрождения для обязательных поездок, которые в XVIII – XIX вв. совершали в образовательных целях сыновья европейских аристократов. Притяжение Рима испытали на себе многие русские писатели, поэты, художники, историки и политические деятели, считавшие Вечный город своей второй родиной. Выставка, проходящая в МАММ, состоит из серии видовых и архитектурных фотографий Рима и фотографий национальных типов, привезенных русскими путешественниками после «Гран тура» в Италию в середине ХIХ века. Модный в то время «культурный туризм» оставил нам подробный путеводитель, в число составителей которого вошли знаменитые фотографы. Благодаря их работам мы можем прогуляться по местам русского Рима, увидеть город ХIХ века таким, каким он покорил наших знаменитых соотечественников.

©

Герой еще одной выставки Мультимедиа Арт Музея не менее знаменитый и любимый туристами регион Италии – Тоскана. Отдельного внимания заслуживает автор – Михаил Юрьевич Алексеев, доктор экономических наук, действительный член Российской академии естественных наук, глава UniCredit Банка в России, а кроме того, профессиональный фотограф, член Московского союза художников. Однако если этого не знать, то работы, представленные в МАММ, вполне можно счесть ровесниками римских фотографий. На выставке Михаила Алексеева «Тоскана вне времени», проходящей c 9 декабря по 31 января, представлены черно-белые фотографии, прошедшие специальную обработку на широкий слайд старым деревянным аппаратом, чтобы создать ощущение, будто фотографии старинные.

©

Несколько лет назад известный российский винный эксперт Анатолий Корнеев пригласил Михаила Алексеева проиллюстрировать своими фотографиями серию изданий – путеводителей по крупнейшим «винным» регионам Италии. Так родился большой фотографический проект, посвященный Тоскане. Путешествуя от города к городу, от виноградника к винограднику, Михаил Алексеев ощутил необыкновенную прочность связей между всеми элементами, «составляющими» Тоскану. Тогда он дополнил проект сериями снимков, посвященными скульптуре, архитектуре и городскому пространству, и теперь представляет зрителям Тоскану, живущую одновременно здесь и сейчас, но существующую вне времени.

С 18 декабря по 31 января в МАММ можно будет побывать на выставке «Пазл Пьера Броше», которая представит экспонаты 50 лет активного коллекционирования. Самым первым приобретением Броше были 5 марок, подаренных бабушкой будущего коллекционера. Постепенно кроме марок в коллекции начали появляться предметы современного российского искусства и творчества европейских художников начала ХХ века, а также антикварная мебель, книги, иконы. На выставке в каждом зале на небольших экранах будет представлена беседа между директором MAMM Ольгой Свибловой и коллекционером, повествующая, каким образом и почему появились объекты в коллекции.

Кстати, Пьер-Кристиан Броше стал одним из тех, кто положил начало коллекциям пост-перестройки современного русского искусства. В 2007 году Московский музей современного искусства показал на 4 этажах 220 предметов искусства из его коллекции (живопись, фото, видео, инсталляции). Всю жизнь Пьер Броше общается с художниками, коллекционерами, режиссерами, модельерами, священнослужителями, монахами, представителями малых народов и национальностей, мастерами и ремесленниками. И каждое такое общение заканчивается созданием новой книги, путеводителя, передачи, фильма или культурного проекта.

От постперестроечного времени можно совершить путешествие в Советский Союз, чтобы понять, чем было для советского человека понятие «дефицит». Именно этому посвящен проект «Отоваренная мечта», который можно увидеть в МАММ с 18 декабря по 24 января. Выставка охватывает период с конца 1910‑х до начала 1990‑х годов, за исключением военных лет.

Помимо фотографий из собраний МАММ, Союза фотохудожников России, МИА «Россия сегодня», частных коллекций, которые составляют основную часть экспозиции, в выставку вошли предметы материальной культуры, предоставленные Музеем дизайна, Музеем шоколада и какао; плакаты из архивов издательства «Контакт-культура» и частных собраний, а также уникальная кинохроника из Государственного архива кинофотодокументов.

©

Работы звезд советской фотографии – от Александра Гринберга, Александра Родченко, Бориса Игнатовича и других до Дмитрия Бальтерманца, Льва Бородулина, Ивана Шагина и т. д. – покажут, как менялось понятие дефицита от времен НЭПа, через хрущевскую оттепель до эпохи брежневского застоя.

При этом выставка рассказывает не только о материальном дефиците – одежды, мебели, бытовой техники, продуктов питания, но и о дефиците культуры, которую также надо было «доставать», – об очередях за билетами в театр, самопальных пластинках Beatles, редких книгах.

Cтратегические партнеры МАММ: Renault, Ahmad Tea, MasterCard
При поддержке: ЮниКредит Банк, TELE2, Alcatel One Touch

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама