12 июня 2024
USD 89.02 +0.03 EUR 95.74 +0.1
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Холодный расчет: выгодно ли России делать ставку на экспорт СПГ
газ Россия СПГ Экономика экспорт

Холодный расчет: выгодно ли России делать ставку на экспорт СПГ

К 2030 году производство сжиженного природного (СПГ) и сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России планируют увеличить до 100 млн тонн. Дополнительные объемы топлива будут востребованы как на внутреннем рынке, так и для экспорта. Что стоит за сменой приоритетов развития отрасли?

Цистерны для хранения сжиженного природного газа на территории завода по сжижению природного газа

©Елена Афонина/ТАСС

Содержание:

Компенсация потерь

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, направленный на поддержку развития мощностей по производству СПГ и СУГ. Документ подготовлен правительством и внесен в нижнюю палату парламента в марте текущего года. В середине мая депутаты рассмотрели его в первом чтении. Новый закон направлен на создание нормативной правовой базы для реализации Энергетической стратегии РФ (утверждена в июле 2020 года) с учетом изменившейся внешнеполитической ситуации.

После отказа многих европейских стран от сотрудничества с Москвой в газовой сфере возникла необходимость найти новые рынки и по возможности сохранить за собой старые. В 2022-м, по данным Росстата, Россия экспортировала 32,5 млн тонн СПГ (рост к предыдущему году 8,1%). К 2030-му показатель хотят поднять до 100 млн тонн.


Сжиженный газ получают из природного газа методом охлаждением до температуры конденсации – минус 161,5 °С. При обратном процессе, регазификации, из одной тонны СПГ получается 1415 кубометров газа.


Достижение целевого показателя для российских нефтегазовых компаний имеет принципиальное значение. В прошлом году «Газпром» добыл 412,6 млрд кубометров природного газа, из которых в страны дальнего зарубежья экспортировал 100,9 млрд кубометров. По сравнению с 2021-м показатели снизились на 20% и 45,5%, соответственно.

Что продолжают покупать у России недружественные страны

Падение экспорта стало следствием прекращения эксплуатации газопровода «Ямал – Европа» (проходит через Польшу, мощность 32,9 млрд кубометров) и сентябрьского теракта на Балтике, выведшего из строя «Северный поток-1» (мощность 55 млрд кубометров). Одна из двух ниток газопровода «Северный поток-2» уцелела, но не используется.

В мае прошлого года Киев прекратил транзит газа в ЕС через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка». Это повлекло снижение объемов российского экспорта еще примерно на 13 млрд кубометров. Кроме того, через полтора года истекает действие договора на прокачку 40 млрд кубометров газа в год в ЕС через территорию Украины. В сложившихся условиях продолжение сотрудничества между Москвой и Киевом представляется маловероятным.

Создание в Турции газового хаба, через который голубое топливо можно будет продолжать поставлять в Южную и Центральную Европу, предполагает серьезные инвестиции и длительные сроки строительства дополнительных ниток газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря. Однако спрос не гарантирован: многие страны (Италия, Греция, Болгария и т.д.) не раз декларировали намерение полностью отказаться от российского газа.

В отличие от трубопроводного газа, поставки СПГ, который является биржевым товаром, в меньшей степени подвержены политической конъюнктуре. Географию и партнеров можно оперативно менять в зависимости от мировых цен и спроса. Вот почему сегодня этот продукт особенно интересен экспортерам и импортерам, что подтвердил отчет Международного энергетического агентства (МЭА), на который ссылается ТАСС. «СПГ стал самой динамично развивающейся сферой в 2022 году, поскольку объем мировой торговли достиг рекордно высокого уровня, удвоившись до $450 млрд... Европа была основной движущей силой увеличения спроса», – констатируют аналитики агентства.

Итоги газовой войны: как Европе и США удалось пережить тяжелейший инфляционный кризис

Ключевые игроки на глобальном рынке СПГ – Катар, Австралия и США. Россия (8%) – на четвертом месте. Примечательно, что санкции не стали препятствием для торговли с недружественными странами. В прошлом году из 32,5 млн тонн СПГ, экспортированных российскими компаниями, ЕС закупил в общей сложности 43%. В частности, Бельгия приобрела почти 3,6 млн тонн (5 млрд кубометров после регазификации), Франция – 5,2 млн (7,3 млрд кубометров), Испания – около 3,2 млн (4,5 млрд кубометров).

Реальные объемы поставок и количество стран-импортеров, скорее всего, больше. Известно, что Япония получила из РФ 6,86 млн тонн СПГ (на 4,6% больше, чем годом ранее). По мнению экспертов, излишки японцы перепродавали в Европу. Таким образом, можно полагать, что в ЕС российский трубопроводный газ частично замещается российским же сжиженным газом.

Сезонные качели цен

Помимо Японии российский сжиженный газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе в больших объемах закупают Китай, Южная Корея, Индия. Так, с января по апрель Китай импортировал из России 2,14 млн тонн СПГ (в годовом выражении рост составил 50%).

Сжиженный контракт: смогут ли США вытеснить Россию с газового рынка Европы

Для покупателей ситуация сейчас в целом выгодная, поскольку и в Европе, и в Азии цены на голубое топливо держатся на минимальных значениях. Например, в Азии в конце апреля газ торговался ниже $400 за 1 тыс. кубометров, а в середине мая июньские фьючерсы на хабе TTF в Нидерландах в моменте опускались ниже $320 за 1 тыс. кубометров. Для сравнения: в марте 2022-го цены на газ в ЕС достигали рекордных $3800 за 1 тыс. кубометров.

В краткосрочной перспективе есть вероятность дальнейшего падения цен – до $268–298 за 1 тыс. кубометров. Однако к осени следует ожидать смену тренда: с октября по январь СПГ, как правило, дорожает на фоне активного заполнения подземных газовых хранилищ на зиму.

По прогнозам, предстоящая зима в Северном полушарии будет достаточно холодной. Это предполагает существенное увеличение потребления всех видов ископаемого топлива, предназначенного для теплоснабжения и электрогенерации. При таком раскладе цены на газ в Европе могут вырасти до $1650–2000 за 1 тыс. кубометров, и экспортеры в очередной раз зафиксируют рекордные прибыли. И так будет повторяться из года в год.

В чем преимущество СПГ

С учетом текущей геополитической ситуации и волатильности биржевых котировок на углеводородное сырье сегодня есть смысл ускорить развитие мощностей по производству СПГ. Основное преимущество этого продукта – мобильность. Сжиженный газ танкером можно отправить в любую точку мира – туда, где в порту есть плавучий или стационарный терминал по регазификации. Если к участию в СПГ-проектах допустить все отечественные нефтегазовые компании, то наша страна имеет хорошие шансы достаточно быстро войти в первую тройку стран-экспортеров.

Трубный кроссворд: cпасет ли турецкий хаб газовый экспорт России

Сейчас лидером в СПГ-проектах является «Новатэк». В прошлом году компания повысила свою долю на мировом рынке до 5,4%. Загрузка завода «Ямал СПГ» составила 120%, было произведено 21 млн тонн СПГ и 0,8 млн тонн стабильного газового конденсата. Еще один крупнотоннажный завод – «Сахалин-2» (мощность 9,6 млн т), контрольный пакет принадлежит «Газпрому».

В активе у этих компаний несколько среднетоннажных СПГ-заводов. К ним относятся «Криогаз-Высоцк» (мощность 660 тыс. т), принадлежащий «Новатэку», и завод на компрессорной станции «Портовая» (мощность 1,5 млн т), принадлежащий «Газпрому». Кроме того, работает почти два десятка малотоннажных СПГ-заводов общей мощностью 260 тыс. тонн.

Ответ на вопрос, какие проекты реализовывать, очевиден. Россия не выпускает оборудование для крупнотоннажных заводов, а импорт из-за рестрикций невозможен (запрет введен в рамках пятого пакета санкций Евросоюза). В то же время отечественная промышленность обладает компетенциями для производства технологических линий мощностью до 1 млн тонн СПГ.

Если несколько заводов разместить в одной локации, то эффект получится как при вводе в строй крупнотоннажного производства. И для таких проектов уже рентабельно создавать полноценную транспортную инфраструктуру, ориентированную на экспорт.

Минэнерго считает целесообразным в течение ближайших трех лет поддержать развитие СПГ-индустрии в интересах внутреннего рынка газомоторного топлива. Ведомство подготовило проект постановления правительства, согласно которому предельный размер субсидий при строительстве малотоннажных СПГ-заводов может составить 150 млн руб.

Для поставок СПГ с арктических месторождений спроектированы танкеры ледового класса, что позволит осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по Северному морскому пути (СМП) в западном направлении, летом – в восточном направлении.

На очереди – крупнотоннажный СПГ-проект «Арктик СПГ 2» для нефтегазоконденсатного месторождения «Утреннее» на полуострове Гыдан. Речь идет о первом отечественном модульном заводе на основании гравитационного типа проектной мощностью 19,8 млн тонн СПГ в год. Первую линию производительностью 6,6 млн тонн должны запустить в августе 2023-го, вторую – в 2024-м, третью – в 2025 году. Для обеспечения стабильной работы «Арктик СПГ 2» задействуют 21 танкер ледового класса Arc7. Известно, что 15 судов построят на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае.

Северный морской путь существенно упрощает логистику поставок. Этим маршрутом в Китай танкеры-газовозы идут 20 дней, тогда как дорога через Суэцкий канал занимает 36 дней, а из портов восточного побережья США – более полутора месяцев. Тем самым наши экспортеры существенно снижают издержки, а значит, могут предлагать покупателям товар по более низким ценам. И это – важное конкурентное преимущество российского СПГ.

Автор – финансовый аналитик

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль