Несладкая жизнь: почему россияне смели с прилавков сахар и бумагу
Март в России заканчивается ажиотажем на потребительском рынке. Заведено первое дело о спекуляции сахаром, с полок пропали прокладки, офисная бумага подорожала в шесть раз, а российские автомобили стали роскошью. Рассказываем, что происходит с ценами и популярными товарами.
Содержание:
- Как сахар стал спекулятивным продуктом
- Прокладки – хит продаж
- Ценная офисная бумага
- Как Lada заехала в премиум-сегмент
Как сахар стал спекулятивным продуктом
Самой заметной деформацией на потребительском рынке в марте 2022 года стала ситуация с сахаром. Во многих магазинах сначала поднялись цены, а затем опустели полки. Крупные торговые сети ввели ограничения на выдачу товара в одни руки, что только подогрело покупательский ажиотаж. В Казани даже появилось первое сахарное дело. 21 марта сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Татарстану задержали спекулянта. Мужчина через соцсети пытался продать 50 кг сахара по завышенной цене. При этом у него не было декларации о соответствии, товарно-сопроводительной и предпринимательской документации. Сахарному спекулянту грозит штраф от 500 до 5 тыс. руб.
«В условиях ажиотажной, панической скупки потребительских товаров логика формирования их нехватки порой иррациональна», – отметил в беседе с «Профилем» главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. В последние недели, продолжает он, сахар действительно сильно подорожал. Только по данным Росстата – на 12,8% с 5 по 11 марта. При этом в 18 российских регионах – сразу на 16,1–28,6%. В то же время средняя потребительская инфляция за неделю составила 2,1%. «Дело дошло до предложений в Госдуме о введении госмонополии на производство и оборот именно сахара. Но объективных условий для его дефицита нет», – утверждает Гойхман.
Повышение спроса на сахар аналитик объясняет паникой потребителей, сезонными потребностями перед открытием дачного сезона (сахар используется для консервации), а также сбоями в логистике при поставках в некоторые регионы и магазины. Не исключает он и того, что торговые сети задерживают сахар на складах специально. «Срабатывает самораскручивающаяся спираль: высокий спрос – подорожание со стороны продавцов – еще больший наплыв покупателей («иначе совсем исчезнет или станет еще дороже») – нехватка товара», – рассказывает Гойхман.
Напомним, 17 марта ФАС начала проверку всей цепочки поставок сахара. Она затрагивает как производителей и торговые сети, так и посредников. Отсутствие сахара на полках магазинов в ряде регионов связано с ажиотажным спросом, подогреваемым недобросовестными организациями, считают в ведомстве.
Прокладки – хит продаж
Еще одним дефицитным товаром в России стали прокладки и тампоны. История с сахаром повторилась: потребители увидели резкий рост цен и пустые полки. В некоторых случаях цены на средства личной гигиены стали четырехзначными. Еще в середине марта крупный производитель бытовой техники и товаров для гигиены P&G объявил о повышении отпускных цен в среднем на 40% из-за девальвации рубля, удорожания логистики и материалов. Ажиотажный спрос на прокладки привел к появлению черного рынка. Гигиенические средства стали перепродавать на Avito по завышенным ценам.
С предметами гигиены, как и с многими другими товарами, например с сахаром, ситуация схожая в плане логистики, не приспособленной к внезапному взлету продаж, комментирует Марк Гойхман. В целом, продолжает он, ссылаясь на данные Минпромторга, запасы средств женской гигиены достаточны, на 2–3 месяца. Есть и запасы необходимого сырья и материалов у российских производителей, также примерно на три месяца. «Но, в отличие от сахара, зависимость от импорта в данной сфере больше», – отмечает Гойхман. И дело не только в том, что часть рынка обеспечивают поставки из-за рубежа. Но и в том, что сырье для российских предприятий завозное.
Российские компании смогут найти других поставщиков, но для этого потребуется время. Дефицита, вероятно, не будет, но стоимость товара может повыситься еще сильнее, допускает аналитик.
Роль государства в данной ситуации – в противодействии монополизму рыночными способами, в стимулировании роста производства и «расшивки» логистических узких мест, содействии формированию новых производственно-сбытовых цепочек в случае нарушения прежних. «Но вряд ли можно ожидать падение цен на данные и иные товары. Скорее, речь может идти о приостановке темпов их подорожания», – прогнозирует Гойхман.
Ценная офисная бумага
В марте в России также сильно выросли цены на офисную бумагу. Еще в конце февраля несколько западных компаний, включая крупных поставщиков мелованной бумаги (например, Stora Enso, UPM, Sappi и Arctic Paper) объявили об уходе или приостановке работы в России. Кроме того, возникли проблемы с хлоратом натрия, с помощью которого российские производители отбеливают бумагу. Как итог – стоимость пачки офисных листов A4 выросла сразу в 5–6 раз.
Антимонопольная служба проверит обоснованность роста цен на бумагу в России
По данным Telegram-канала Baza, врачам нескольких московских больниц в устной форме рекомендуют экономить офисную бумагу. Запас есть только на месяц. Дальше врачам придется печатать истории болезней и другие документы за свой счет. Кроме того, петербургским школам порекомендовали приостановить проведение Всероссийских проверочных работ, если они не проходят в электронной форме. Официальная причина – риск распространения коронавируса, неофициальная – дефицит бумаги. Наконец, сообщает Baza, экономить бумагу начали в Новосибирском Совете депутатов.
Российские производители бумаги призывают немного потерпеть. Они обещают насытить рынок слегка пожелтевшими из-за отсутствия хлората натрия листами A4, которые «для глаза даже комфортнее». Терпеть предлагается месяц.
В Минпромторге при этом обещают, что дефицита бумаги не будет. А ФАС собирается провести проверку из-за роста цен. «На фоне большого количества жалоб от граждан антимонопольная служба запросила у крупнейших производителей бумаги необходимую для проверки информацию», – отметили в ФАС. Если во время проверки будут выявлены нарушения антимонопольного законодательства или «необоснованное превышение цен отдельными продавцами», то ведомство обещает принять меры.
Как Lada заехала в премиум-сегмент
Еще одна продукция, дорожающая в России всегда, – это автомобили. К середине марта многие популярные марки перешли в категорию роскошных товаров. Так, по данным Autostat, российская Lada Vesta поднялась в цене сразу на 30%, с 863 тыс. руб. в январе до 1,122 млн руб., по данным на 18 марта. И это стоимость в минимальной комплектации.
Lada Vesta не стала лидером рейтинга авто с самыми высокими темпами роста цены. На 48,9%, до 1,236 млн руб., поднялась стоимость Lada Largus. А Renault Duster подорожал на 41,1%, до 1,618 млн руб.
Стоимость японских моделей Toyota RAV4 и Toyota Camry увеличилась с января по март на 23,1% и на 21,4% соответственно, указывают эксперты Autostat. Ценники прибавили 440 тыс. и 502 тыс. руб. и достигли 2,671 и 2,498 млн руб. «И это только рекомендованные производителем цены, которые в дилерских центрах могут иметь другие значения», – говорят специалисты.
Также резко подорожали автомобили Volkswagen: Polo – на 331,5 тыс. руб., Taos – на 591–691 тыс. руб., Tiguan – на 731–881 тыс. руб., Golf – на 934 тыс. руб., Teramont – на 1,3 млн руб., Touareg – сразу на 1,8 млн руб.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль