27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Отрасль с иголочки: какие задачи стоят перед российской легкой промышленностью
промышленность Экономика

Отрасль с иголочки: какие задачи стоят перед российской легкой промышленностью

Форум легкой промышленности «Мануфактура 4.0».

©Пресс-служба форума "Мануфактура 4.0"

Ближайшие два года могут стать временем возрождения российской легкой промышленности. Уход иностранных брендов, удорожание импорта, рост гособоронзаказа и усиление государственной поддержки позволили отечественным предприятиям нарастить выпуск продукции.

Российским игрокам есть ради чего решать сложные бизнес-задачи. По неофициальной статистике, «полный рынок» одежды и обуви в нашей стране составляет 10 трлн рублей – такие данные привел замглавы Минпромторга Олег Бочаров на форуме легкой промышленности «Мануфактура 4.0». По его словам, только за восемь месяцев 2023 года отрасль в денежном выражении выросла на 20%, рост в производстве одежды составил 28%, текстильных изделий – 10,6%, синтетических тканей – 12,6%.

Выступая на форуме, замминистра Бочаров затронул стоящие перед отраслью проблемы сырьевого обеспечения, борьбы с контрафактом, развития импортозамещения и появления собственных брендов, а также задачи по разработке отечественного оборудования и комплектующих для легкой промышленности.

Эксперты и участники отрасли признают: «ренессанс отрасли» стал возможен благодаря мерам господдержки. В числе наиболее эффективных инструментов называют льготные займы от Фонда развития промышленности под 3–5% годовых, программы субсидированного лизинга, специальные инвестиционные контракты (СПИК), по которым государство предоставляет компаниям налоговые льготы, доступ к субсидиям, госзаказу, а компании обязуются внедрить новые технологии и наладить серийный выпуск определенной продукции. Стоит выделить поддержку промышленных кластеров, занимающихся импортозамещением. «Это один из самых эффективных и самых сильных и точных инструментов развития отдельных направлений легкой промышленности», – говорит директор компании «Меркурий» (занимается производством мембранных тканей) Анатолий Кутняков.

Еще одна забота российских компаний – конкуренция со стороны производителей из Китая, Турции, Узбекистана, Казахстана. Преимущество азиатских игроков – в доступе к дешевому сырью и обилии рабочей силы. К тому же значительная часть продукции из этих стран поставляется «всерую», что сказывается на цене.

Государство настраивает таможенно-тарифную политику. Задача сложная: нужно отслеживать и оперативно отсекать именно те продукты, которые могут быть заменены нашими аналогами. Олег Бочаров считает, что российским компаниям надо воспользоваться ситуацией, чтобы выстроить логистические цепочки, минимизировать себестоимость. Тех, кто сможет быстрее других сориентироваться, в 2024–2025 годах ждет «невероятный успех» или как минимум «признание на собственном рынке».

В ходе второго этапа форума «Мануфактура 4.0», который прошел 22 ноября в Москве, обсуждались проблемы контрактного производства, каналы сбыта и коммуникации с потребителями. Важной частью стало обсуждение возможностей выхода брендов на рынок – от офлайн-площадок до онлайн-торговли и работы с маркетплейсами.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».