29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Генерал нефтяных скважин
Экономика

Генерал нефтяных скважин

Крупнейшую госкомпанию Венесуэлы возглавил генерал-майор Нацгвардии Мануэль Кеведо. Он же стал новым министром нефтяной промышленности. Президент Николас Мадуро, подписавший указ о назначении, надеется положить конец коррупции во всей нефтегазовой отрасли. Назначение Кеведо стало частью новых масштабных перестановок в правительстве Венесуэлы, уже не первых в текущем году. Вместе с генералом министерские посты получили еще два чиновника.

О своем решении Мадуро традиционно рассказал в телеобращении к нации. «Настало время новой нефтяной революции», — заявил президент. Революция эта, по его словам, будет заключаться в реформе нефтеперерабатывающих заводов, увеличении производства бензина и наращивании нефтедобычи (в противовес политике предыдущего руководства и соглашению ОПЕК+).

О Кеведо известно немногое. До сегодняшнего дня он лишь однажды занимал государственный пост, несколько месяцев проработав министром жилищного обеспечения. Зато постоянно делал зявления в поддержку Мадуро и его предшественника Уго Чавеса. Для большей убедительности он называл себя солдатом народа, а в 2014 году во главе Нацгвардии активно участвовал в подавлении уличных протестов. К тому же, у свежеиспеченного чиновника и топ-менеджера нет профильного образования, в отличие от экс-президента PDVSA Нельсона Мартинеса (дипломированного химика) и бывшего министра нефтяной промышленности Эулохио дель Пино (учился на инженера).

Впрочем, нехватка опыта и теоретических знаний не помешала Кеведо совместить две должности, которые только в январе были разделены решением Мадуро. До этого дель Пино полтора года был министром нефтяной промышленности и два с половиной — президентом PDVSA. Он активно выступал за сокращение добычи ради повышения цен и продвигал эту идею как внутри своей страны, так и на международном уровне. Во многом благодаря его усилиям стало возможным соглашение ОПЕК+ в его нынешнем формате — чиновник не раз приезжал на переговоры в Москву. На прошлогоднем Петербургском международном энергетическом форуме он пугал собравшихся ценами в 20 долларов за баррель, которые обязательно станут реальностью, если не заморозить добычу нефти и не сократить ее предложение на мировом рынке.

Параллельно он наращивал сотрудничество с «Роснефтью» — крупнейшая российская компания открывала совместные предприятия с PDVSA и выдавала ей кредиты в виде авансов по поставкам (сначала на 2,5 миллиарда долларов, потом еще на шесть миллиардов).

Однако в январе Мадуро затеял масштабные перестановки в правительстве, которые в итоге обернулись чехардой длиной в целый год. Глава государства решил, что работа министром отвлекает дель Пино от проблем PDVSA, и снял его с этого поста. «Главе компании нужно сосредоточиться на процессах производства, реформе управления и контроле за состоянием нефти. Мы идем к новой PDVSA, а работа министра требует многого: он должен нести ответственность за международные отношения, выполнять сложные задачи, обязан устанавливать сложные механизмы надзора и контроля за энергетической и нефтяной деятельностью Венесуэлы», — с такими словами Мадуро назначил новым министром Нельсона Мартинеса.

Впрочем, и тот продержался в новом качестве недолго. Уже в конце августа ему пришлось поменяться местами со все тем же дель Пино и возглавить уже PDVSA. Как теперь выясняется, всего на три месяца.

Таким образом, планы Мадуро снова, уже второй раз за год, резко поменялись. Если прошлой зимой он поддерживал дель Пино в его стремлении всячески сокращать добычу нефти, то теперь уже хочет ее наращивать (как это удастся согласовать с обязательствами Венесуэлы в рамках ОПЕК+, пока неясно). Очевидно, на настроение президента повлияли и недавние скандалы, сотрясшие PDVSA и ее дочерние структуры.

В сентябре, всего через неделю после рокировки в нефтяной верхушке, прокуратура Венесуэлы начала расследование возможных хищений в рамках совместных предприятий PDVSA с иностранными партнерами, которые разрабатывают месторождения в бассейне реки Ориноко. Конкретные компании не называются (известно только, что их десять), однако крупнейшим добытчиком в этом регионе является «Роснефть» — на данный момент у нее пять действующих проектов с PDVSA (в одном из них участвует еще и «Газпром нефть»).

Предварительная сумма ущерба оценивалась в 200 миллионов долларов. Примечательно, что впервые о нарушениях еще год назад заговорили в оппозиционном к Мадуро венесуэльском парламенте (сейчас его роль фактически сведена на нет из-за работающей параллельно Конституционной ассамблеи, лояльной властям). Депутаты называли гораздо большие цифры — до 11 миллиардов долларов. Но тогда к разоблачениям никто не прислушался.

Сейчас же провести расследование во многом пришлось из-за крупного судебного процесса в США по делу о хищениях в PDVSA. Компания и власти признали несколько фактов мошенничества, но возложили основную вину за них на сочувствующую оппозиции экс-генпрокурора Луизу Ортегу Диас. После выборов в Конституционную ассамблею она была отправлена в отставку и уехала из страны. Теперь в ее бывшем ведомстве утверждают, что именно она скрывала нарушения и не давала делу ход на протяжении многих лет. «Вы бездействовали в случаях, имеющих отношение к материальному ущербу для государства», — заявил нынешний генпрокурор Тарек Сааб.

Но на этом претензии правоохранителей к нефтяникам не закончились. Уже в ноябре стало известно о новых коррупционных обвинениях. Их фигуранты: два топ-менеджера американской «дочки» PDVSA — компании Bariven, девятеро сотрудников самой PDVSA и даже замминистра планирования Луис Рамон Мендос. Им вменяется получение взяток и фальсификация производственных показателей PDVSA. Убыток от действий обвиняемых, которых Сааб называет не иначе, как «нефтяной мафией», прокуратура оценивает уже в 1,2 миллиарда долларов.

Наконец, на прошлой неделе полиция арестовала еще шестерых высокопоставленных нефтяников, руководителей другого дочернего предприятия PDVSA — Citgo. Оно владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами, девятью трубопроводами и 48 терминалами нефтепереработки в 20 штатах США (около 5% всех нефтеперерабатывающих мощностей страны). Руководство компании обвиняют в том, что оно привлекало финансирование на невыгодных условиях, продавая западным инвестфондам облигации под залог собственных акций.

При этом 49,9% акций Citgo с прошлого года находится в залоге «Роснефти» в качестве обеспечения по одному из кредитов (документально это не подтверждено и не отражено в отчетности обеих компаний, но аналитики указывают, что все косвенные признаки говорят об этом). Президент США Дональд Трамп даже обещал не допустить перехода активов Citgo под контроль российской государственной компании в случае, если Каракас допустит дефолт по кредитам.

Все это происходит на фоне жесточайшего финансового и долгового кризиса, в котором очутилась Венесуэла. В середине октября правительству удалось избежать дефолта по госдолгу, уже в начале ноября Мадуро объявил, что собирается полностью реструктурировать все имеющиеся обязательства (по оценкам, от 100 до 150 миллиардов долларов). Правда, непонятно, как власти собираются заинтересовать в этом инвесторов, ведь, по словам президента, во время переговоров с ними государство будет совершать все положенные платежи.

Пока единственной, кто согласился на реструктуризацию долга, стала Россия. В середине ноября две страны подписали в Москве соглашение. По его условиям, нынешний долг в 3,15 миллиарда долларов (без учета кредитов и авансов «Роснефти») можно будет погашать до 2027 года.

Объявляя о назначении Кеведо, Мадуро пообещал, что уже в следующем году экономика Венесуэлы уйдет от тотальной нефтяной зависимости (сейчас 95% экспорта приходится на PDVSA) и научится зарабатывать в других секторах (при этом наращивая добычу нефти).

Вместе с Кеведо правительство пополнили еще два министра: за внешнюю торговлю теперь будет отвечать Бьелма Мора, а за транспорт — еще один генерал-майор Карлос Осорио Самбрано. Последнему предстоит восстановить автобусный парк страны, пострадавший во время недавних протестов — тогда демонстранты сожгли больше 500 автобусов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама