19 апреля 2019
USD EUR
Погода

Издержки индикатора событий

Тариф в системе взимания платы с грузовиков «Платон» в апреле этого года может быть увеличен сразу вдвое — до 3,06 рубля за километр. В Минтрансе отмечают, что окончательное решение по тарифу будет принято после обсуждений данного вопроса с бизнесом и перевозчиками. Эксперты считают вполне вероятным введение дифференцированного тарифа для представителей малого бизнеса, интересы которого просил учесть президент, и прогнозируют рост цен на продукты на 1-2 рубля.

Глава Минтранса Максим Соколов сообщал о том, что повышение тарифов в системе «Платон» может быть однократным в этом году, но вот сроки удорожания проезда для грузовиков, возможно, будут передвинуты из-за общей финансовой нагрузки, которая в этом году должна остаться в пределах изначально заявленных предложений.

Система «Платон» была введена 15 ноября 2015 года. Средства, вырученные системой, поступают в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс грузовиками массой более 12 тонн. На сегодняшний день тариф составляет 1,53 рубля за километр. Ранее Минтранс предлагал повысить тарифы уже в феврале этого года, до 2,61 рубля за километр, а затем осуществить повышение еще и в июне — до 3,06 рублей за километр, однако, по новым данным, сразу двойное, но однократное повышение может произойти 1 или 15 апреля 2017 года.

Президент РФ Владимир Путин обращался к правительству с просьбой принять во внимание позицию малого бизнеса при обсуждении вопроса о повышении тарифов. В ответ на просьбу замминистра транспорта Евгений Дитрих сказал о возможном введении в систему «Платон» дифференцированного тарифа в перспективе.

По мнению председателя общественного совета Минтранса России Михаила Блинкина, поскольку разрушение дороги зависит от того, какую ключевую нагрузку она несет, а не от того, каким бизнесом занимается владелец транспортного средства, технически тарифы должны зависеть сугубо от ключевой нагрузки на дорогу.

«Из технико-экономических соображений, согласно инженерной науке, я считаю, что тариф должен быть гораздо выше, но поскольку транспортная политика — это искусство возможного, то в случае, если президент поручил правительству обратить внимание на позицию малого бизнеса при обсуждении вопроса, оно обязательно постарается его выполнить, хотя с точки зрения администрирования это многое усложнит», — отметил эксперт.

Блинкин считает, что протестные акции, проходившие при запуске «Платона», никак не связаны с самой системой оплаты, зато внедрение новой схемы вскрыло массу других проблем. Если рассмотреть экономику этого сектора, то мы видим, что протестные акции были следствием неправильного регулирования гражданско-правовых и трудовых отношений в этом сегменте, ведь если взглянуть на ситуацию с научной точки зрения, то не совсем понятно почему повышение тарифов на проезд по трассе отражается на зарплате водителя. И несмотря на то, что это не правильно ни по науке, ни по закону, в жизни все происходит таким образом, что издержки в конечном итоге отражаются на зарплате водителя», — заявил Блинкин.

Специалист отметил, что в малом бизнесе ситуация еще печальнее, поскольку предприниматели в этом сегменте, как правило, оптимизируют налоговые платежи по "серой" схеме.

«Платон является для бизнеса своего рода индикатором событий. Как только осуществляется вброс информации о том, у кого какой пробег, сразу вскрываются структурные дефекты такого огромного сегмента, как бизнес. Как только, например, у предпринимателя появляется фактический пробег, о котором узнает налоговая инспекция, ему начинают задавать вопросы по всей его цепочке налогов. Если он наездил 300 тысяч километров за год, а доходы у него очень низкие, у налоговой инспекции, естественно, появляются вопросы», — объяснил эксперт.

Профессор Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Андрей Голубчик рассказал «Профилю», что повышение тарифов в конечном итоге, как и в случае с перевозчиками, отразится на кармане потребителей.

«Сложно сказать, насколько произойдет удорожание того или иного продукта, поскольку вся продукция по цене очень разная. Одно дело — машина везет зерно, из которого потом сделают хлеб, а другое дело — мясо, которое превратится в колбасу. На российском рынке оптовая цена за килограмм хлеба — 25 рублей, а за сырокопченую колбасу — 700 рублей. Далее подсчитываем, сколько водитель заплатил "Платону" за эксплуатацию дороги, учитывая, что перевозчику все равно, что везти, — относительно дорогое зерно или мясо, — и получаем процент удорожания относительно цены продукта. Для каждого продукта он будет разный, и, естественно, на цене зерна удорожание скажется сильнее, нежели на мясе, которое и вовсе может не заметить прибавки к цене на 1-2 рублей. А вот зерно и мука, напротив, существенно поднимутся в цене», — рассказал Голубчик.

Поскольку в нашей стране нет волевого фиксирования цен, как объяснил эксперт, никто, кроме самого рынка, в дальнейшем отрегулировать их не сможет. «Если спрос на рынке будет низкий, то производители большей частью возьмут надбавку на себя, ведь в таких рыночных условиях они физически не могут увеличить стоимость своей продукции, а вот если рынок как сейчас будет текущий, производители непременно переложат все издержки в виде прибавки к цене на потребителя», — заключил он.

Читайте больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK