19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Придумай себе праздник
Экономика

Придумай себе праздник

Российская столица планирует увеличить свою долю в мировой туриндустрии и составить конкуренцию ведущим игрокам в этом бизнесе. Импульс развитию отрасли должна дать организация в Москве многочисленных фестивалей, праздников, народных гуляний и ярмарок – как показывает зарубежный опыт, именно они традиционно являются драйверами экономики для туристических городов по всему миру. Приток туристов даст новые возможности для получения прибыли малому и среднему бизнесу, приведет к созданию новых рабочих, росту налоговых отчислений и, соответственно, пополнению столичного бюджета. При этом практика регулярного проведения таких мероприятий изменит и жизнь самих москвичей, которые, наконец, должны почувствовать себя не обитателями условных Митино или Бирюлево, а жителями большого, но при этом дружелюбного, комфортного и интересного города.

Серьезные конкуренты

И Россия в целом, и Москва в частности пока не относятся к передовикам мировой туриндустриии. Лидером на данный момент являются США, ежегодно зарабатывающие на туристах $110 млрд. В целом же доходы от туризма составляют 7% от мирового капитала, а вклад отрасли в мировую экономику выше 10%! В сфере туризма работает каждый двенадцатый человек на планете, а число путешествующих, по прогнозам аналитиков, к 2020 году достигнет 1,6 млрд человек. С каждым годом откусить кусочек от этого лакомого пирога становится все сложнее, особенно тем, кто по старинке завлекает гостей лишь избитыми туристическими маршрутами и общеизвестными памятниками.

Именно поэтому в последние годы особенно популярными в мире стали различные фестивали и ярмарки. Причем громкие мероприятия, вроде мюнхенского Октоберфеста или французского «Божоле нуво» лишь наиболее известные и раскрученные фестивальные бренды. «В Париже с населением 2,3 миллиона человек в год проходит более 400 торговых ярмарок и фестивалей, а в Лейпциге с населением 530 тысяч – двенадцать», — напоминает директор столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Директор департамента СМИ и рекламы Москвы Иван Шубин приводит другой пример: «Во время экономического кризиса город Лион во Франции превратился в фестивальную и гастрономическую столицу мира. В этот город с население 480 тысяч ежегодно приезжают до четырех миллионов туристов». Особой популярностью пользуются рождественские базары. В Германии, например, это мероприятие посещает примерно 3 млн человек, а выручка одной палатки, торгующей глинтвейном, сосисками и пряниками, за четыре предрождественских недели может составлять десятки тысяч евро. Очень доходными стали фестивали монопродуктов: сырные ярмарки в Голландии, винные и пивные фестивали, «Томатино» в Испании, фестиваль морепродуктов в Бостоне, фестиваль белого трюфеля в Италии, арбузный фестиваль в Австралии, фестиваль каштанов в Хорватии, фестиваль сосновых грибов в Японии, фестиваль кленового сиропа в Канаде. А что же Москва?

Праздник с расчетом

В Москве с населением 12 млн в год проводится всего семь крупных мероприятий. По сравнению с мировым трендом развития фудфестивалей, это немного. При этом в прошлом году, по данным столичного правительства, Москва привлекла рекордное количество туристов – 16,5 млн, а в целом в последние годы их поток увеличился на треть. Для дальнейшего роста турпотока необходимо улучшение инфраструктуры и внешнего облика города, увеличение проходимости людей по центральным улицам и площадям для стимулирования ресторанного, книжного, сувенирного и сервисного бизнеса. В Москве уже запущена программа комплексного благоустройства проспектов и улиц, реализуется план развития парковых территорий, проведена унификация дизайна вывесок, рекламы и торговых точек, названия улиц и станций метро постепенно указываются с дублированием на английском языке и т.п.

Владимир Астапкович/ИА Новости
©Владимир Астапкович/ИА Новости

«Во-первых, праздники создают рабочие места — дворники, электрики, продавцы, охранники, — поясняет заместитель градоначальника по вопросам экономической политики Наталья Сергунина, — во-вторых, дают возможность российским малым предприятиям найти стабильную площадку сбыта, в-третьих, создают положительный имидж столицы как центра мирового туризма. В-четвертых, праздники генерируют мощнейшие людские потоки, которые задействуют другие элементы городской инфраструктуры — магазины, рестораны. Все это монетизируется и поступает в городской бюджет в виде налогов».

По прогнозам столичного департамента торговли, если каждое мероприятие посетит 6 млн человек, то налоговые отчисления могут составить почти 120 млн рублей,

Среди крупнейших столичных праздников можно отметить «Путешествие в Рождество» (36 площадок, 8,5 млн посетителей), «Московское лето» (22 площадки, свыше 6 млн посетителей) и День города (свыше 8 млн посетителей).

По подсчетам столичных властей, в последний День города Москва заработала 600 млн руб. В будущем эта цифра возрастет. «Мы ожидаем, что только выручка столичных предприятий общепита может составить до 1 млрд рублей», — говорит Алексей Немерюк.

Департамент торговли провел маркетинговые исследования на предмет того, что наиболее востребовано во время праздников. «На предыдущих ярмарках спрос на рестораны и сувениры был в соотношении примерно 50 на 50, — объяснил Немерюк. — А сейчас рестораны – 70%, а сувениры – 30%. Мы к фестивалям подходим как к обыкновенному бизнес-проекту: понимаем, что чем больше мастер-классов и аниматоров, тем больше заняты дети, тем больше времени на фестивальной площадке проводит семья. Соответственно приобретает больше товаров».

Это подтверждает и опрос, проведенный в преддверии Дня города департаментом культуры на интернет-ресурсе «Активный гражданин», в котором приняло участие 200 тысяч москвичей. «Мы интересовались, что бы хотели москвичи на День города, — рассказал глава столичного департамента культуры Александр Кибовский. — И 28% высказались, что хотели бы больше экскурсионных городских маршрутов. На День города мы предложили 200 таких маршрутов. А 25% высказались за детский день города, чтобы было максимальное количество детских программ. Мы это предусмотрели. Цветной бульвар, например, полностью посвятили маленьким горожанам, и в программе он назывался Детский бульвар».

С взаимной выгодой

Важно, что бюджетные затраты на увеселительные мероприятия в Москве стали снижаться, отмечают чиновники. «К сожалению, пока импортозамещение развивается недостаточно быстро. И значительная часть сценического, светозвукового оборудования — импортные технологии, которые торгуются в валюте, - сказал «Профилю» замруководителя департамента культуры Москвы Владимир Филиппов. - Но в рублевом эквиваленте мы не увеличили расходы на празднования городских и окружных мероприятий на День города (около 200 млн руб.)».

По словам Натальи Сергуниной, «праздники — окупаемая история», а основной вклад — это инвестиции предпринимателей. На нынешний день рождения Москвы группу Aerosmith привезли именно спонсоры, говорят чиновники.

На отечественных звезд столица также в этом году не тратилась. Провести День города решили в формате народных гуляний: москвичи поздравляют москвичей. «Работники московских театров, клубов, школ искусств, общественно-благотворительных фондов, частных предприятий сделали москвичам и самим себе подарок – организовали разные концертные программы, выступления, мастер-классы, – рассказывает Кибовский. – Со стороны департамента, власти Москвы, работа носит скорее организационный характер. Мы помогали сценическим оборудованием: звук, свет, безопасность. И таким образом на улицу вышел город, не люди, нанятые за длинный рубль».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».