23 июля 2024
USD 87.78 -0.24 EUR 95.76 -0.28
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Убрать барьеры: РЖД наращивает грузоперевозки на Восточном полигоне
Дальний Восток железная дорога поезда РЖД Экономика

Убрать барьеры: РЖД наращивает грузоперевозки на Восточном полигоне

Оценивая результаты 2022 года, российский экономист и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, в частности, отмечал: «Особенно с транспортом нужно было решить много вопросов. При развороте логистики вектор поставок менялся, и перегрузки, конечно, для транспорта оказались очень тяжелыми. Но правительство сработало вполне грамотно».

Контейнеры на территории терминально-логистического центра РЖД

©Антон Новодережкин/ТАСС

Как известно, Европа закрыла свои рынки для российских товаров. И в очень короткие сроки ориентированные на запад грузопотоки, в том числе угля, развернулись на восток. Расширилась номенклатура перевозимых грузов, что вызвало беспрецедентную нагрузку на железнодорожную сеть. По железной дороге стали больше перевозить леса, удобрений и других грузов. Активно развивались и контейнерные перевозки. По итогам года они превысили рекордный показатель предыдущего сезона, он составил больше 6,5 млн ДФЭ. В возникшем конфликте интересов стороны, действуя исключительно в собственных целях, зачастую прибегали и прибегают к информационному давлению на РЖД.

Хотя, как считают эксперты, в сложившихся условиях более эффективно было бы всем участникам перевозочного процесса действовать слаженно и ритмично.

В ручном режиме

Системная работа ОАО «РЖД» по всем направлениям, включая пассажиро- и грузоперевозки, в 2022 году получила положительную оценку президента РФ Владимира Путина на недавней встрече с гендиректором компании Олегом Белозёровым. По итогам прошлого года, пассажирооборот составил 122,8 млрд пассажиро-километров – на 18,7% больше, чем в 2021-м. В этом сегменте весь 2022 год ситуация была более или менее штатная. Планово осуществлялось обновление подвижного состава, в фокусе внимания холдинга были вокзалы и транспортно-пересадочные узлы – словом, делалось все для обеспечения комфорта пассажиров.

Что касается грузоперевозок, то в 2022 году федеральному перевозчику пришлось выстраивать многие маршруты фактически в ручном режиме. Ключевой задачей стало обеспечение индивидуальной транспортной логистики, причем максимально оперативное. Для многих российских компаний восточное направление стало спасением и позволило не только сохранить производство и рабочие места, но и найти новых торгово-экономических партнеров. РЖД совместно с участниками рынка выстроила новые логистические цепочки для более чем 700 предприятий.

Как подчеркнул глава РЖД, впервые за всю историю экономики железных дорог на восток было перевезено больше грузов, чем на запад. В восточном направлении, по итогам второго полугодия 2022 года, было отправлено 80 млн т грузов, в то время как трафик на запад составил 76 млн т. В условиях возросших объемов железнодорожникам не добавляла стабильности неритмичная работа морских портов, которые то увеличивали время обработки грузов, то вовсе снижали объемы отгрузки. Отсюда многие проблемы с порожняком. Под критику в первую очередь попал именно перевозчик, хотя свой вклад в развитие ситуации внесли и другие участники перевозочного процесса.

Избежать коллапса во многом помогла последовательная реализация строительной программы по Восточному полигону. В прошлом году в модернизацию БАМа и Транссиба было вложено 138 млрд руб., что обеспечило отгрузку в направлении Восточного полигона в объеме 275,6 млн т – на 8,8 млн т больше, чем годом ранее. Если перевести эти цифры на ежедневную работу, получится, что дополнительно удалось перевезти пять полносоставных грузовых поездов.

Увеличению провозных мощностей также способствовал досрочный ввод в эксплуатацию восьми инфраструктурных объектов из 263 заявленных в рамках второго этапа развития Восточного полигона. Помогло и внедрение цифровых технологий, позволяющих организовать вождение поездов увеличенной мощности до 14,2 тыс. т, и обновление локомотивного парка. В 2022 году на восточное направление поступило 40% от всех закупленных федеральным перевозчиком локомотивов – более 200 новых электровозов и тепловозов.

Узкие места

В целом железнодорожники справились с нагрузкой, однако 2022 год показал необходимость наличия профицита провозных мощностей. В прошлом году РЖД обеспечила рост инвестиционных вложений в развитие инфраструктуры, но нужно понимать, что расшивку тех же «узких мест» невозможно осуществить одномоментно.

Кроме того, пропускная способность БАМа и Транссиба зависит не только от строительства новых километров путей сообщения, обновления электросетей и локомотивного парка. Одной из приоритетных задач становится увеличение эффективности трансграничных переходов, в первую очередь между Дальним Востоком России и сопредельными провинциями Китая. Маршрут Восток – Запад удобен для транзита грузов из Южной и Центральной Европы в страны Южной и Юго-Восточной Азии и Китай.

Пандемия поставила на паузу некоторые международные проекты с китайской стороной, но с конца 2022 года ограничения постепенно снимаются, что сразу отражается на объемах перевозок. Уже в ноябре и декабре они выросли на 10%, а в январе 2023 года через пограничный переход Забайкальск было перевезено на 68% больше грузов к уровню прошлого года. По железной дороге в среднем ежедневно передается в 1,7 раза больше грузов, чем в прошлом году – 63 тыс. т грузов против 37 тыс. т. В планах на 2023 год пропускать через Забайкальск, который объективно является самым популярным железнодорожным переходом на китайском направлении, до 10 контейнерных поездов в сутки (сейчас их шесть).

Для снижения нагрузки на этот пункт пропуска планируется нарастить объемы грузоперевозок через погранпереход Камышовая – Хуньчунь в Приморском крае. Прошлой осенью в рамках реализации инвестпрограммы РЖД по развитию Восточного полигона здесь в строй были введены четыре новых пути, идет реконструкция железнодорожных мостов, а также осуществляется техническое перевооружение станции Камышовая. Через этот пограничный переход в прошлом году было перевезено 3,5 млн т различных грузов, в том числе угля.

Другой маршрут, также способный разгрузить Забайкальск, пролегает через построенный в прошлом году железнодорожный мост Нижнеленинское – Тунцзян. В 2022-м через пункт пропуска Нижнеленинское – Тунцзян в Китай ежедневно проходили один-два поезда. Для увеличения грузопотока обсуждаются возможности перевозки через новый мост, построенный под уголь и руду, контейнеров и лесных грузов, на которые есть спрос.

Эксперты единодушны во мнении, что в 2023 году нагрузка на Восточный полигон будет только увеличиваться. Начавшийся сезон уже показал положительную динамику как на внутрироссийском сообщении, так и на стратегическом восточном направлении. По итогам января, объемы отправок нефтеналивных грузов в порты Дальнего Востока выросли на 2,8%, а контейнеров – на 80,9% к аналогичному периоду прошлого года.

Железнодорожный комплекс является связующим звеном единой экономической системы страны, который обеспечивает стабильную работу промышленных предприятий. Текущий год юбилейный для компании: 1 октября ОАО «РЖД» исполнится 20 лет. Несмотря на негативные внешние условия, железнодорожники продолжат выполнение поставленных правительством задач. Но важно, чтобы и все участники грузоперевозок научились договариваться как с перевозчиком, так и между собой. Только такой подход будет на пользу экономике.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль