29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Сдать карты по-новому
Главное

Сдать карты по-новому

С 1 июля 2014 года международные платежные системы могут отказаться обслуживать российские банки и их клиентов. В России есть только три отечественные конкурентоспособные платежные системы — «Золотая корона», УЭК  и Union. «Профиль» выяснил, смогут ли они заменить таких гигантов, как Visa и MasterCard. 

Банковские карты давно уже перестали быть экзотикой — в кошельке продвинутого россиянина их зачастую не одна и не две. Карты кредитные и дебетовые, электронный пластик и карты для привилегированных пользователей, с зачислением процентов на остаток или с бесплатным межбанком. Мы перестали обращать внимание и на то, картой какой платежной системы расплачиваемся. Но скоро всему этому карточному изобилию и благолепию может прийти конец. Чуть больше чем через месяц, 1 июля 2014 года, вступят в силу поправки к закону «О Национальной платежной системе», обязывающие иностранные платежные системы держать на счетах Банка России обеспечительный взнос в размере своего двухдневного оборота. Поправки были срочно приняты после того, как в марте международные платежные системы (МПС) Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт ряда российских банков, против которых правительством США были введены санкции.

На прошлой неделе газета «Коммерсант» опубликовала данные американского банка Morgan Stanley, подсчитавшего, во что обойдутся системам Visa и MasterCard российские «контрсанкции». По данным Morgan Stanley, исходя из ежедневного оборота наличных и безналичных платежей по картам в России Visa предстоит заморозить на беспроцентном депозите в Банке России минимум $1,9 млрд, а MasterCard — $1 млрд. При этом чистая годовая выручка их российских подразделений составляет $160 млн и $350—470 млн, соответственно. То есть размер депозита в несколько раз превысит доход компаний от операций в стране за год. Получается, что Visa и MasterCard дешевле просто уйти из России, тем более что российский бизнес не является для них самым важным. Доля российских подразделений MasterCard и Visa в совокупной прибыли компаний составляет 2% и 3—4% соответственно. Между тем на Visa и MasterCard приходится порядка 90% всех выпущенных в России карт. Одномоментное прекращение их обслуживания может привести к параличу расчетов и панике (люди бросятся в банки снимать наличные). Сами компании всячески избегают комментировать эту тему в виду ее крайней щепетильности. Очевидно, что торг между МПС и российскими властями продолжается. Мы же тем временем посмотрим, есть ли сегодня в России карточные системы, способные заменить привычные нам Visa и MasterCard?

Сегодня в стране работают три российские карточные системы «Золотая корона», УЭК (платежная система «ПРО-100») и Union Card, а также китайская China UnionPay (CUP). Все вместе они занимают не более 9% российского рынка пластиковых карт по объему эмиссии. Пожалуй, самым перспективным продуктом из всех вышеназванных выглядит «Золотая корона». Всего к настоящему времени выпущено порядка 19 млн карт этой системы. Карты «Золотая корона», поддерживаемые новосибирским Центром финансовых технологий (ЦФТ), эмитируют более 60 российских банков, преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке. Формально в списке эмитентов есть и столичные банки — например, ОТП Банк или МДМ Банк, но получить «Корону» можно лишь в дальневосточных отделениях этих банков. Преимущества карт «Золотая корона» — долговечность (встроенные чипы в отличие от магнитных полосок способны работать бесперебойно по 5—6 лет) и более высокая безопасность. Два года назад «Золотая корона» полностью перешла на EMV-чипы, совместимые с существующей международной платежной инфраструктурой. Правда, выглядят карты «Золотая корона» не совсем привычно для обычного пользователя — все они исполнены в чиповом варианте, на них нет ни имени пользователя, ни номера карты, только логотип платежной системы и банка-эмитента. Карта очень удобна и безопасна при совершении покупок в магазинах и для денежных переводов, но, к сожалению, есть у «Короны» и недостатки.

Так, нельзя оплатить покупки в онлайн-магазине по номеру карты и прочим реквизитам, которые запрашивают большинство онлайновых платежных сервисов. Как мы сказали, на классической (некобейджинговой) «Короне» просто отсутствуют имя владельца, номер карты и прочая цифро-буквенная информация. «Функционал для интернет-платежей сейчас доступен только для расчетов из систем интернет-банкинга, — поясняет Андрей Камионко, директор филиала «Омский» ОТП Банка. — Хотя этот потенциал может быть реализован на EMV-чипе «Золотой короны», который сейчас распространяется все шире».

Как мы уже отметили, карты «Золотая корона» имеют хождение в Сибири и на Дальнем Востоке. Они работают в Приднестровье и на Украине, в Кыргызстане доля этих карт в общей эмиссии банков составила 41,2%. Но если вы проживаете в европейской части России, пользоваться картой будет не очень удобно. По эту сторону Урала надо еще постараться найти магазин, принимающий «Корону». Как рассказали «Профилю» в ЦФТ, с «Короной» работают 128 тыс. POS-терминалов, это около 14% торговых организаций. Конечно, в этом плане «Короне» еще далеко до карт МПС, которые принимаются практически в каждом магазине.

Надо сказать, что помимо «своих» карт «Золотая корона» выпускает еще и так называемые кобейджинговые, то есть карты, совмещающие возможности двух платежных систем. В последнее время часть карт платежной системы эмитируется именно в таком варианте — на одной карте располагаются сразу два платежных приложения: «Золотой короны» и одной из МПС, как правило, MasterCard (эмиссия с 2009 года, крупнейший эмитент Совкомбанк) или китайской CUP (эмиссия с 2012 года, МТС-банк). Кобейджинговые карты гораздо удобнее в использовании. Например, на совместных с MasterCard картах есть те недостающие реквизиты, которые позволяют использовать их для платежей в онлайн-магазинах. Кроме того, ареал снятия наличных в банкоматах и платежей с использованием таких карт существенно расширяется. Однако в случае ухода МПС из России кобейджинговые карты превратятся в обычные, и указанные выше преимущества будут утрачены.

Однако, как ни органичен ареал обитания «Золотой короны», он все равно гораздо шире, чем у других российских платежных систем. Многие наверняка слышали об универсальной электронной карте (УЭК), которую планировалось выдать каждому россиянину. УЭК задумывалась в первую очередь как электронный идентификатор, ключ доступа к различным государственным сервисам. И лишь в дополнение к основному функционалу на карту могло быть установлено банковское приложение, привязанное к вашему счету, открытому в одном из шести банков системы (крупнейшие участники системы — «Ак Барс», «Сбербанк» и «Уралсиб»).

Сегодня проект УЭК-документа уходит в тень, а на первый план выходит платежная система «ПРО-100» — основа платежного сервиса для универсальной карты. «ПРО-100» сегодня называют главным претендентом на статус национально значимой платежной системы страны. Но пока эту систему от общенационального статуса отделяет «дистанция огромного размера». Как сообщили «Профилю» в ОАО «УЭК», сегодня выпущено порядка 500 тыс. карт платежной системы «ПРО-100» (в том числе без привязки к УЭК), общий оборот по которым составил около 1,9 млрд рублей. При ближайшем рассмотрении данная карта никакими особыми преимуществами не отличается. Это чиповая карта, защищенная пинкодом. Так же, как и классическая «Золотая корона», эта карта совершенно не предназначена для покупок в Интернете. Несмотря на то, что у каждой карты, имеющей банковское приложение, есть номер, нам не удалось обнаружить на ней CVC-код, который запрашивают многие онлайн-магазины для совершения покупок. С помощью данной карты можно оплачивать услуги на портале «Госуслуги», но для этого в дополнение придется купить специальное устройство (ридер) стоимостью порядка 500 рублей и поколдовать с установкой ПО и драйверов на свой компьютер. Снимать деньги по карте можно только в банкоматах банков, поддерживающих стандарт «ПРО-100», а это всего 14 кредитных организаций, хотя, конечно, среди них есть Сбербанк.

Третий из обозначенных нами претендентов на статус национально значимой для России карточной системы — самарская Union Card пока притормозила в развитии. Маркетинговые позиции Union Card весьма слабы. На сайте организации указаны 25 банков, эмитирующих карты этой системы. Но, пройдясь по интернет-страницам крупнейших из них, мы, к сожалению, не нашли никакой информации об условиях выпуска и обслуживания этих карт. Но сеть банкоматов и устройств, обслуживающих карты системы в России, довольно внушительная — осталась с периода бурного развития системы в начале 2000-х годов, когда к ней было подключено более 300 банков.

В целом экзотические российские платежные системы пока не пользуются высоким спросом ни у банков, ни у их клиентов. Даже несмотря на угрозу ухода с рынка иностранных платежных систем. Без придания одной из альтернативных платежных систем статуса национальной дело с мертвой точки не сдвинется, считают участники рынка. Да и самим платежным системам придется еще много поработать, чтобы догнать по уровню сервиса иностранных конкурентов. УЭК как платежный инструмент на рынке считают сырым продуктом. «Перейти на универсальную карту всем кредитно-финансовым организациям в ближайшей перспективе не представляется возможным, — говорит директор департамента банковских карт СБ Банка Владимир Кузнецов. — Очень уж сырая эта система в части расчетов, и для большинства банков она пока вещь в себе. Причем изначально там делался упор именно на универсальность, так что на самом деле пока это никакой не финансовый инструмент. И говорить о том, что уже сейчас эта система может стать национальной, по меньшей мере странно. К тому же нет никакой уверенности, что за УЭК стоят новейшие технологии, а не только административный ресурс».

В платежной системе «Золотая корона» отмечают, что в последние месяцы ощутили некоторый рост интереса к себе со стороны банков, но интерес этот пока чисто теоретический. Клиенты же к «Короне» остаются по-прежнему холодны. «Какого-то существенного роста интереса клиентов к картам «Золотая корона» пока не заметно, поскольку окончательное решение о платформе для национальной системы платежных карт еще не принято», — поясняет Андрей Камионко. Все ждут конкретных решений от регулятора. Таким образом, очевидно, что на превращение одной из российских платежных систем в реальную альтернативу МПС потребуется немало времени и средств. И вряд ли 1 июля кто-то из российских компаний сможет подхватить знамя, выпавшее из рук Visa и MasterCard, а значит, у МПС и российских властей есть хорошая основа для компромисса.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама