Вторая жизнь "Новика": как русский корабль задал вектор развития эсминцев
В конце лета 1913 года в российскую казну был принят эскадренный миноносец «Новик». Корабль обладал высокой скоростью, мощным артиллерийским и торпедным вооружением, был способен решать широкий круг задач. В начальный период Первой мировой войны его считали лучшим в своем классе, причем не только в русском флоте, но и в мире.
Госзаказ от генштаба
В июне 1912 года в России утвердили Большую судостроительную программу. Документ, подготовленный Морским генеральным штабом (МГШ), предусматривал строительство почти четырех десятков эскадренных миноносцев для Балтийского и Черноморского флотов.
"Краб" выходит на цель: история первого в мире подводного минзага
Решение МГШ можно назвать госзаказом на серийное производство кораблей проекта «Новик». Эсминцы предназначались для нанесения торпедных ударов в составе отряда из четырех-пяти кораблей, постановки активных минных заграждений, действий в шхерах, противодействия подводным лодкам.
Цель создать многоцелевой корабль для русского флота была поставлена семью годами ранее. Главные требования: скорость хода не менее 36 узлов, мощное минно-артиллерийское вооружение, способность выполнять задачи при ветре 8–9 баллов и волнении моря 6–7 баллов. Дальность плавания – до 1800 морских миль.
Морское министерство на начальном этапе присматривалось к английскому эсминцу «Трайбл». На ходовых испытаниях в декабре 1907 года этот корабль развил ход более 35 узлов. «Трайбл» хотели купить, чтобы использовать в качестве прототипа, но отечественные кораблестроители предложили более перспективный проект.
Корабль на народные деньги
Решающую роль в судьбе «Новика» сыграл Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, созданный во время Русско-японской войны. Организация располагала необходимыми финансовыми ресурсами и могла размещать заказы на заводах. Это позволяло избежать длительных процедур согласования и утверждения бюджета в Государственной думе.
От проекта до распила: как доводили до ума броненосец "Петр Великий"
В феврале 1909 года Комитет объявил конкурс на разработку эскизного проекта быстроходного эсминца. Лучшим признали вариант Путиловского завода, выполненный при содействии немецкой фирмы «Шихау». 19 июля 1910-го на стапеле состоялась церемония закладки эсминца. Корабль унаследовал название крейсера второго ранга, прославившегося в Русско-японской войне и затопленного экипажем после неравного боя. 4 апреля 1911 года новый эсминец «Новик» включили в список судов русского императорского флота, 21 июня – спустили на воду.
Ходовые испытания показали, что эсминец не способен достичь контрактной скорости. Договор с заводом предусматривал систему штрафов: за недобор скорости в 1 узел производитель должен был выплатить неустойку в размере 150 тыс. руб., за превышение осадки на 1 дюйм – 10 тыс. руб. Претензии предъявили немецкому заводу «Вулкан». Предприятие, дорожа репутацией, за свой счет заменило котлы и гребные винты. Это помогло: в августе 1913 года при водоизмещении 1437 т и мощности машин 41 910 л. с. «Новик» мерную милю прошел с максимальной скоростью 37,01 узла.
Немецкий завод поспешил с заменой: скорее всего, вина была не его. При постройке Путиловский завод допустил перегрузку корпуса. Чтобы избежать разорительного штрафа, производитель схитрил – марки осадки нанесли согласно спецификационному водоизмещению 1260 т., тогда как по факту оно составляло на тонну больше. Уловка вскрылась случайно, в 1926 году, когда эсминец поставили в сухой док.
Несмотря на выдающиеся для своего времени «спринтерские» способности, «Новик» не был лишен определенных конструктивных недостатков. Корабль имел слабый корпус. Кроме того, наведение артустановок и торпедных аппаратов на цель в условиях сильной качки было крайне затруднено. Решить проблему могла бы установка средств умерения качки, но денег на исправление просчета у Комитета уже не осталось, так что все оставили как есть.
Тактико-технические характеристики эсминца «Новик»
Длина наибольшая – 102,43 м
Ширина наибольшая – 9,53 м
Осадка – 3,53 м
Мощность главных двигателей – 42 000 л.с.
Водоизмещение наибольшее – 1360 т
Дальность плавания – 740 (34 узла) и 1760 (21 узел) миль
Вооружение:
– четыре 102-мм орудия (боезапас 640 патронов)
– одно 76,2-мм зенитное орудие (с 1915 года)
– четыре двухтрубных торпедных аппарата калибра 457-мм
– 50 якорных мин
Численность экипажа – 117 чел.
Легенда Балтики
В Первую мировую войну Российская империя вступила 1 августа 1914 года, но на Балтике вооруженное противостояние началось раньше. Опасаясь прорыва к Петербургу германского флота, обладавшего подавляющим превосходством в линкорах и крейсерах, Балтийский флот за сутки до объявления войны поставил мины в Финском заливе. Заграждение стало основой главной минно-артиллерийской позиции. В операции участвовал и «Новик» – единственный на тот момент современный эсминец русского флота.
Арктические робинзоны: о мужестве и стойкости моряков парохода "Декабрист"
Осенью 1914-го Балтфлот приступил к постановке минных заграждений у баз и на коммуникациях противника. На минах, установленных «Новиком» и другими балтийскими эсминцами, подорвались и погибли либо получили повреждения несколько немецких судов и кораблей.
В ночь на 4 (17) августа 1915 года «Новик» снова отличился – в районе острова Эзель (Сааремаа) он принял бой с новейшими немецкими эсминцами V-99 и V-100. Схватка была скоротечной – всего 17 минут. «Новик», используя преимущество в артиллерии (четыре 102-мм орудия против восьми 88-мм), одержал безоговорочную победу. Русские моряки, израсходовав 23 снаряда, добились одиннадцати попаданий. Получивший сильные повреждения V-99 при маневрировании подорвался на русской мине и, чтобы не утонуть, выбросился на берег, затем был взорван экипажем. «Новик» же остался неуязвим для германских снарядов. Осколки поцарапали корпус и ранили двух матросов.
Успешный боевой поход эсминец совершил и 31 мая 1916 года. В ходе атаки на германский конвой, перевозивший железную руду из Швеции, «Новик» торпедами потопил транспорт (по другим данным – вспомогательный крейсер) «Герман».
Охота на "Пиранью": какие русские лодки могли тщетно искать шведы у своих берегов
Последняя операция «Новика» в Первой мировой войне – участие в Моонзундском сражении (сентябрь–октябрь 1917 года). В ноябре корабль пришел в Петроград для капитального ремонта. В сентябре следующего года был передан порту на долговременное хранение.
В строй эсминец вернулся в конце 1920-х, предварительно пройдя ремонт и модернизацию. Торпедное вооружение усилили – двухтрубные торпедные аппараты заменили на трехтрубные. А еще «Новика» переименовали в «Якова Свердлова».
Великая Отечественная война поставила точку в послужном списке корабля. 28 августа 1941 года во время эвакуации из Таллина «Яков Свердлов» подорвался на мине и затонул. В июне 2018-го в районе мыса Юминда разрушенный корпус корабля обнаружила российско-финская экспедиция.
Наследники по прямой
«Новик» стал родоначальником целой «династии» эсминцев, построенных Николаевским, Металлическим, Путиловским и Невским заводами в период Первой мировой войны.
Миниатюры советского подплава: почему ВМФ отказался от летающих субмарин и ныряющих катеров
Впрочем, конструктивно эти корабли сильно отличались и от прототипа, и между собой. Так, в первой серии вместо трехвальной использовали двухвальную турбинную установку, количество котлов уменьшили с шести до пяти, что привело к снижению мощности и скорости.
Претерпел изменения внешний вид: «Новик» был четырехтрубным, а остальные эсминцы – трехтрубными. Вооружение тоже стало другим: серийные корабли имели от двух до пяти 102-мм орудий, пять сдвоенных торпедных аппаратов с запасом 13 торпед. Количество морских мин на них увеличили с 50 до 80.
В общей сложности до 1917 года ввели в строй 29 «новиков» трех серий и шести типов. В боях был потерян один эсминец. Еще 24 корабля находились в постройке, из них шесть были достроены уже при советской власти. В ВМФ СССР продолжили службу 11 «новиков» царской постройки и спущенные на воду после Гражданской войны – всего 17. Корабли, несмотря на почтенный возраст, воевали на всех флотах, 10 из них погибли.
Последним боевым заданием легендарных эсминцев можно считать участие в испытаниях ядерного оружия у Новой Земли, проведенных 21 сентября 1955 года. «Реут» (бывший «Урицкий»), «Карл Либкнехт» и «Куйбышев» использовали в качестве кораблей-мишеней. Первый, поставленный на якорь в непосредственной близости от эпицентра взрыва, затонул, а два других выдержали и этот экзамен, еще раз подтвердив надежность проекта, разработанного русскими инженерами-кораблестроителями в начале XX века.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".