18 сентября 2024
USD 91.14 +0.21 EUR 101.28 +0.48
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Краб" выходит на цель: история первого в мире подводного минзага
Military корабли Россия

"Краб" выходит на цель: история первого в мире подводного минзага

Летом 1915 года заявили о себе боевые корабли нового класса – подводные минные заградители. Приоритет в их строительстве и боевом применении принадлежит России. И в этом решающую роль сыграл инженер Михаил Налётов, который разработал и реализовал революционный для своего времени проект.

Подводная лодка

Подводная лодка "Краб" в акватории завода "Руссуд", Николаев, 1913 год

©Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

Содержание:

Уроки Порт-Артура

Первый в мире подводный минзаг мог появиться задолго до Первой мировой. Инженер Михаил Налётов предпринял попытку кустарным способом построить субмарину водоизмещением 25 тонн во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Он находился в осажденном Порт-Артуре, который с моря блокировал японский флот. Действия надводных кораблей русской эскадры из-за превосходящих сил врага были крайне затруднены.

Налётову – по образованию он был инженер-железнодорожник – пришла идея построить подводную лодку, способную выходить на морские коммуникации и к портам японцев, чтобы скрытно выставлять там морские мины. В эффективности такого оружия изобретателя убедили гибель флагмана порт-артурской эскадры броненосца «Петропавловск» и двух японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима», подорвавшихся на минных банках.

От проекта до распила: как доводили до ума броненосец "Петр Великий"

Субмарину начали строить из подручных материалов, командование в проект особо не верило и поддержки фактически не оказывало. Как бы то ни было, корабль, способный нести четыре мины, спустили на воду. Но проверить в деле не успели – Порт-Артур капитулировал, и лодка непонятной конструкции досталась японцам в качестве трофея.

Михаил Налётов от замысла создать субмарину, главным оружием которой были бы не торпеды, а морские мины, не отказался. Он несколько лет пытался прорвать бюрократические препоны. Предлагал два варианта подводных лодок: прибрежной зоны – для обороны своих портов, и океанские – для действий у берегов противника.

«Подводная лодка, главным образом, должна быть орудием наступательной войны, и для этого она должна обладать большим районом действия и вооружена не только минами Уайтхеда, а минами заграждения, иначе говоря, нужно строить кроме подводных миноносок береговой обороны – подводные миноносцы и минные заградители большого района действия», – доказывал инженер.

Налётов исходил из расчетов, что 50 подводных минных заградителей могут ежемесячно выставлять до 3–5 тыс. мин и полностью прервать морские сообщения таких стран, как Англия или Япония, что привело бы к катастрофическим последствиям для их экономик. Предположение не выглядит фантастикой, если вспомнить, что в тот период ведущие флоты мира не имели эффективных сил и средств противолодочной обороны и кораблей-тральщиков.

«Вполне осуществимый проект»

В конце 1906 года конструктор-самоучка представил проект минного заградителя водоизмещением 300 т с глубиной погружения до 30,5 м, способного принять на борт 35 морских мин. В январе 1907 года Морской технический комитет (МТК) дважды заседал по этому вопросу.

Арктические робинзоны: о мужестве и стойкости моряков парохода "Декабрист"

Несмотря на то, что в расчетах выявили много недостатков (в частности, аппарат для выбрасывания мин оказался непригодным для применения), проект признали «вполне осуществимым». Налётов оперативно представил переработанный вариант, но и он не удовлетворил МТК. Известный русский кораблестроитель А.Н. Крылов в отзыве написал: «Способ постановки мин нельзя признать окончательно разработанным. Желательно дальнейшее его упрощение и усовершенствование».

Михаил Налётов в очередной раз переработал проект. Совершенствовал не только корабль, но и его главное оружие – разработал мину специально для подводного минзага. 1 мая 1907-го МТК признал целесообразным построить субмарину. Вдохновленный успехом изобретатель предложил два варианта проекта корабля – подводным водоизмещением 450 и 470 т с улучшенными тактико-техническими характеристиками.

19 сентября 1908 года Морское министерство и «Общество судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве» подписали контракт на постройку подводного минного заградителя водоизмещением около 500 т «при подводном плавании». Согласно документу, лодку надлежало предъявить к испытаниям через 22 месяца, но сроки выдержать не удалось.

Подводный минный заградитель "Краб". Проверка минных аппаратов, Севастополь, 1915 г

Проверка минных аппаратов "Краба", Севастополь, 1915 год

www.navy.su

К лету 1909-го завод подготовил окончательные чертежи субмарины, которые несколько отличались от оригинала проекта. Предлагалось заменить керосиномоторы немецкого завода «Бр. Кертинг» на дизели. МТК изменение не одобрил, и эта ошибка существенно осложнила эксплуатацию минзага.

Издержки долгостроя

Строительство началось лишь в конце 1909 года и продолжалось черепашьими темпами. Объяснялось это отсутствием у николаевских корабелов опыта постройки подводных лодок и дефицитом квалифицированных специалистов.

Охота на "Пиранью": какие русские лодки могли тщетно искать шведы у своих берегов

Между заводом и Морским министерством возник конфликт, который после долгих тяжб удалось урегулировать. 11 августа 1912-го стороны подписали новый контракт, который устанавливал другой срок завершения работ – 1 июля 1913 года.

Приказом по Морскому министерству строившаяся лодка была зачислена в списки флота под наименованием «Краб». Главный морской штаб утвердил штат экипажа: четыре офицера, четыре кондуктора и 45 нижних чинов.

Казалось, проект вышел на финишную прямую – 12 августа 1912 года субмарину спустили на воду, в июне 1913-го приступили к заводским испытаниям, в ходе которых было выявлено множество недостатков. Скорость на мерной миле минзаг показал всего 10,94 узла, что на 4,06 узла ниже контрактной; электрическое управление вертикальным рулем несколько раз включалось, и минзаг начинал описывать циркуляции; остойчивость признали недостаточной; выявлен дефект в расчетах концевых балластных цистерн; аккумуляторы быстро вышли из строя и т.д.

Спуск на воду подводного минного заградителя "Краб" 12 авг 1912 год

Спуск "Краба" на воду, 1912 год

Wikimedia Commons

Заводу предписали устранить замечания и внести ряд усовершенствований в конструкцию «Краба», после чего приступить к «поверочным повторительным испытаниям». Поскольку началась Первая мировая война, программу сократили.

В июле 1915-го был подписан акт, в котором указывалось, что «приемная комиссия полагает возможным признать подводный минный заградитель «Краб» годным к приему в казну». Приказ зачислить субмарину в действующий флот морской министр подписал раньше – 25 июня. Поспешность передачи первого отечественного минзага флоту была вызвана потребностью в этой субмарине для выполнения важного боевого задания – постановки минного заграждения у Босфора.


Тактико-технические характеристики минзага «Краб»

Водоизмещение надводное – 533 т, подводное – 736,7 т
Длина – 52,8 м
Ширина – 4,3 м
Осадка – 4 м
Глубина погружения – 36,6 м
Время перехода из надводного положения в подводное – 12 мин.
Скорость надводная – 11,78 узла, подводная – 7,07 узла
Дальность плавания полным ходом надводная – 1236 миль, подводная – 19,6 мили
Количество мин – 60
Количество торпедных аппаратов – 2
Количество торпед – 4

Кроме того, «Краб» был вооружен 37-мм (с марта 1916 г. – 70-мм) орудием и двумя пулеметами.


Утром 25 июня 1915 года «Краб» с 58 минами на борту в сопровождении подлодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» вышел из Севастополя. Стояла задача обеспечить переход новейшего линкора «Императрица Мария» из Николаева в Севастополь.

Вечером 27 июня «Краб» выставил минное заграждение длиной в одну милю и утром 29-го благополучно вернулся в Севастополь. На этих минах вскоре подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс».

Операцию по минированию Босфора повторили через год. Утром 17 июля 1916 года «Краб» под командованием старшего лейтенанта М.В. Паруцкого с 60 минами на борту вышел из Севастополя и вечером выставил заграждение на входе в пролив.

Последний поход субмарины

1 сентября «Краб» выставил мины у болгарского порта Евксиноград (севернее Варны), где базировались немецкие подводные лодки. В заданный квадрат его довел на буксире эсминец «Гневный». Причина – ненадежная работа керосиномоторов субмарины. Три дня спустя корабли вернулись в Севастополь.

Миниатюры советского подплава: почему ВМФ отказался от летающих субмарин и ныряющих катеров

Для «Краба» война фактически закончилась – его поставили на ремонт. Планировали установить дизельные двигатели, переделать систему постановки мин, привести в порядок аккумуляторы и главные электромоторы. Однако революционные события 1917 года и Гражданская война поставили крест на уникальном боевом корабле. В апреле 1919-го морское командование Антанты затопило «Краб» вместе с 10 субмаринами бывшего царского Черноморского флота на внешнем рейде Севастополя.

В 1934 году водолазы ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения) обнаружили минзаг на глубине 65 м. В октябре следующего года «Краб» подняли, но ремонтировать не стали – разделали на металл. К этому времени отечественная судостроительная промышленность освоила выпуск подводных минных заградителей типа «Ленинец» (тип «Л») с мощным вооружением, высокой мореходностью и дальностью плавания до 6 тыс. миль.

Таким образом, дело изобретателя-одиночки Михаила Налётова, начатое в осажденном Порт-Артуре, продолжили советские конструкторы и инженеры. Всего было построено 25 минзагов типа «Л». В годы Второй мировой войны на выставленных ими минах и в результате торпедных атак было потоплено почти 60 транспортных судов и боевых кораблей нацистской Германии.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль