19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Вторая жизнь "Новика": как русский корабль задал вектор развития эсминцев
Military корабли Россия флот эсминец

Вторая жизнь "Новика": как русский корабль задал вектор развития эсминцев

В конце лета 1913 года в российскую казну был принят эскадренный миноносец «Новик». Корабль обладал высокой скоростью, мощным артиллерийским и торпедным вооружением, был способен решать широкий круг задач. В начальный период Первой мировой войны его считали лучшим в своем классе, причем не только в русском флоте, но и в мире.

Эсминец «Новик» на рейде, 1914-15 годы

Эсминец "Новик" на рейде, 1910-е годы

©Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

Содержание:

Госзаказ от генштаба

В июне 1912 года в России утвердили Большую судостроительную программу. Документ, подготовленный Морским генеральным штабом (МГШ), предусматривал строительство почти четырех десятков эскадренных миноносцев для Балтийского и Черноморского флотов.

"Краб" выходит на цель: история первого в мире подводного минзага

Решение МГШ можно назвать госзаказом на серийное производство кораблей проекта «Новик». Эсминцы предназначались для нанесения торпедных ударов в составе отряда из четырех-пяти кораблей, постановки активных минных заграждений, действий в шхерах, противодействия подводным лодкам.

Цель создать многоцелевой корабль для русского флота была поставлена семью годами ранее. Главные требования: скорость хода не менее 36 узлов, мощное минно-артиллерийское вооружение, способность выполнять задачи при ветре 8–9 баллов и волнении моря 6–7 баллов. Дальность плавания – до 1800 морских миль.

Морское министерство на начальном этапе присматривалось к английскому эсминцу «Трайбл». На ходовых испытаниях в декабре 1907 года этот корабль развил ход более 35 узлов. «Трайбл» хотели купить, чтобы использовать в качестве прототипа, но отечественные кораблестроители предложили более перспективный проект.

Корабль на народные деньги

Решающую роль в судьбе «Новика» сыграл Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, созданный во время Русско-японской войны. Организация располагала необходимыми финансовыми ресурсами и могла размещать заказы на заводах. Это позволяло избежать длительных процедур согласования и утверждения бюджета в Государственной думе.

От проекта до распила: как доводили до ума броненосец "Петр Великий"

В феврале 1909 года Комитет объявил конкурс на разработку эскизного проекта быстроходного эсминца. Лучшим признали вариант Путиловского завода, выполненный при содействии немецкой фирмы «Шихау». 19 июля 1910-го на стапеле состоялась церемония закладки эсминца. Корабль унаследовал название крейсера второго ранга, прославившегося в Русско-японской войне и затопленного экипажем после неравного боя. 4 апреля 1911 года новый эсминец «Новик» включили в список судов русского императорского флота, 21 июня – спустили на воду.

Ходовые испытания показали, что эсминец не способен достичь контрактной скорости. Договор с заводом предусматривал систему штрафов: за недобор скорости в 1 узел производитель должен был выплатить неустойку в размере 150 тыс. руб., за превышение осадки на 1 дюйм – 10 тыс. руб. Претензии предъявили немецкому заводу «Вулкан». Предприятие, дорожа репутацией, за свой счет заменило котлы и гребные винты. Это помогло: в августе 1913 года при водоизмещении 1437 т и мощности машин 41 910 л. с. «Новик» мерную милю прошел с максимальной скоростью 37,01 узла.

Спуск на воду эскадренного миноносца «Новик». Судоверфь Путиловского завода, 21 июня (4 июля н. ст.) 1911 года

Спуск на воду эскадренного миноносца "Новик", судоверфь Путиловского завода, 1911 год

Wikimedia Commons

Немецкий завод поспешил с заменой: скорее всего, вина была не его. При постройке Путиловский завод допустил перегрузку корпуса. Чтобы избежать разорительного штрафа, производитель схитрил – марки осадки нанесли согласно спецификационному водоизмещению 1260 т., тогда как по факту оно составляло на тонну больше. Уловка вскрылась случайно, в 1926 году, когда эсминец поставили в сухой док.

Несмотря на выдающиеся для своего времени «спринтерские» способности, «Новик» не был лишен определенных конструктивных недостатков. Корабль имел слабый корпус. Кроме того, наведение артустановок и торпедных аппаратов на цель в условиях сильной качки было крайне затруднено. Решить проблему могла бы установка средств умерения качки, но денег на исправление просчета у Комитета уже не осталось, так что все оставили как есть.


Тактико-технические характеристики эсминца «Новик»

Длина наибольшая – 102,43 м

Ширина наибольшая – 9,53 м

Осадка – 3,53 м

Мощность главных двигателей – 42 000 л.с.

Водоизмещение наибольшее – 1360 т

Дальность плавания – 740 (34 узла) и 1760 (21 узел) миль

Вооружение:
– четыре 102-мм орудия (боезапас 640 патронов)
– одно 76,2-мм зенитное орудие (с 1915 года)
– четыре двухтрубных торпедных аппарата калибра 457-мм
– 50 якорных мин

Численность экипажа – 117 чел.


Легенда Балтики

В Первую мировую войну Российская империя вступила 1 августа 1914 года, но на Балтике вооруженное противостояние началось раньше. Опасаясь прорыва к Петербургу германского флота, обладавшего подавляющим превосходством в линкорах и крейсерах, Балтийский флот за сутки до объявления войны поставил мины в Финском заливе. Заграждение стало основой главной минно-артиллерийской позиции. В операции участвовал и «Новик» – единственный на тот момент современный эсминец русского флота.

Арктические робинзоны: о мужестве и стойкости моряков парохода "Декабрист"

Осенью 1914-го Балтфлот приступил к постановке минных заграждений у баз и на коммуникациях противника. На минах, установленных «Новиком» и другими балтийскими эсминцами, подорвались и погибли либо получили повреждения несколько немецких судов и кораблей.

В ночь на 4 (17) августа 1915 года «Новик» снова отличился – в районе острова Эзель (Сааремаа) он принял бой с новейшими немецкими эсминцами V-99 и V-100. Схватка была скоротечной – всего 17 минут. «Новик», используя преимущество в артиллерии (четыре 102-мм орудия против восьми 88-мм), одержал безоговорочную победу. Русские моряки, израсходовав 23 снаряда, добились одиннадцати попаданий. Получивший сильные повреждения V-99 при маневрировании подорвался на русской мине и, чтобы не утонуть, выбросился на берег, затем был взорван экипажем. «Новик» же остался неуязвим для германских снарядов. Осколки поцарапали корпус и ранили двух матросов.

Успешный боевой поход эсминец совершил и 31 мая 1916 года. В ходе атаки на германский конвой, перевозивший железную руду из Швеции, «Новик» торпедами потопил транспорт (по другим данным – вспомогательный крейсер) «Герман».

Охота на "Пиранью": какие русские лодки могли тщетно искать шведы у своих берегов

Последняя операция «Новика» в Первой мировой войне – участие в Моонзундском сражении (сентябрь–октябрь 1917 года). В ноябре корабль пришел в Петроград для капитального ремонта. В сентябре следующего года был передан порту на долговременное хранение.

В строй эсминец вернулся в конце 1920-х, предварительно пройдя ремонт и модернизацию. Торпедное вооружение усилили – двухтрубные торпедные аппараты заменили на трехтрубные. А еще «Новика» переименовали в «Якова Свердлова».
Великая Отечественная война поставила точку в послужном списке корабля. 28 августа 1941 года во время эвакуации из Таллина «Яков Свердлов» подорвался на мине и затонул. В июне 2018-го в районе мыса Юминда разрушенный корпус корабля обнаружила российско-финская экспедиция.

Наследники по прямой

«Новик» стал родоначальником целой «династии» эсминцев, построенных Николаевским, Металлическим, Путиловским и Невским заводами в период Первой мировой войны.

Миниатюры советского подплава: почему ВМФ отказался от летающих субмарин и ныряющих катеров

Впрочем, конструктивно эти корабли сильно отличались и от прототипа, и между собой. Так, в первой серии вместо трехвальной использовали двухвальную турбинную установку, количество котлов уменьшили с шести до пяти, что привело к снижению мощности и скорости.

Претерпел изменения внешний вид: «Новик» был четырехтрубным, а остальные эсминцы – трехтрубными. Вооружение тоже стало другим: серийные корабли имели от двух до пяти 102-мм орудий, пять сдвоенных торпедных аппаратов с запасом 13 торпед. Количество морских мин на них увеличили с 50 до 80.

В общей сложности до 1917 года ввели в строй 29 «новиков» трех серий и шести типов. В боях был потерян один эсминец. Еще 24 корабля находились в постройке, из них шесть были достроены уже при советской власти. В ВМФ СССР продолжили службу 11 «новиков» царской постройки и спущенные на воду после Гражданской войны – всего 17. Корабли, несмотря на почтенный возраст, воевали на всех флотах, 10 из них погибли.

Эскадренный миноносец "Карл Либкнехт"

Эскадренный миноносец "Карл Либкнехт" (вторая серия эсминцев типа "Новик")

Wikimedia Commons

Последним боевым заданием легендарных эсминцев можно считать участие в испытаниях ядерного оружия у Новой Земли, проведенных 21 сентября 1955 года. «Реут» (бывший «Урицкий»), «Карл Либкнехт» и «Куйбышев» использовали в качестве кораблей-мишеней. Первый, поставленный на якорь в непосредственной близости от эпицентра взрыва, затонул, а два других выдержали и этот экзамен, еще раз подтвердив надежность проекта, разработанного русскими инженерами-кораблестроителями в начале XX века.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».