Материал предназначен для создания деталей для авиационных двигателей и космических аппаратов. Новый сплав относится к высокоэнтропийным. В отличие от обычных, они содержат в себе пять и более химических элементов. Материал создан на основе шести элементов: алюминия, титана, ванадия, хрома, циркония и ниобия, многократно переплавленных в вакууме для получения однородной структуры.
"Наша разработка превосходит известные аналоги. Например, традиционные тугоплавкие сплавы на основе молибдена, вольфрама и тантала демонстрируют высокую прочность, но их пластичность не превышает двух процентов, а чрезмерная плотность ограничивает применение. Созданный нами материал значительно легче и при этом сохраняет хорошие механические свойства в широком температурном диапазоне", – прокомментировал сотрудник лаборатории объемных наноструктурных материалов НИИ материаловедения и инновационных технологий БелГУ Максим Озеров.
При комнатной температуре сплав демонстрирует предел прочности 1456 мегапаскалей и пластичность 14,7%, а при нагреве до +800°С сохраняет прочность 1192 мегапаскалей и способен деформироваться более чем на 50% без разрушения. Для сравнения, прочностные значения авиационного сплава ВТ6 на основе титана при температуре +800°С составляют от 600 до 800 мегапаскалей.
Ранее сообщалось, что специалисты Уральского федерального университета и Института электрофизики УрО РАН разработали сверхпрочное покрытие для защиты компонентов авиадвигателей от окисления при экстремальных температурах. Разработка позволит снизить затраты на производство деталей.