26 июля 2025
USD 79.55 +0.69 EUR 93.35 +0.01
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Ученые из Белгорода создали новый жаропрочный сплав для самолетов

Ученые из Белгорода создали новый жаропрочный сплав для самолетов

Ученые из Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ БелГУ) создали для авиастроения новый сплав, который сохраняет прочность при нагреве до +800°C и превосходит аналоги по пластичности. Об этом 24 июля 2025 года сообщает РИА Новости. На разработку получен патент.

В Белгороде создали новый жаропрочный сплав для авиастроения

(Иллюстрация)

©Juice Flair/Shutterstock/Fotodom

Материал предназначен для создания деталей для авиационных двигателей и космических аппаратов. Новый сплав относится к высокоэнтропийным. В отличие от обычных, они содержат в себе пять и более химических элементов. Материал создан на основе шести элементов: алюминия, титана, ванадия, хрома, циркония и ниобия, многократно переплавленных в вакууме для получения однородной структуры.

"Наша разработка превосходит известные аналоги. Например, традиционные тугоплавкие сплавы на основе молибдена, вольфрама и тантала демонстрируют высокую прочность, но их пластичность не превышает двух процентов, а чрезмерная плотность ограничивает применение. Созданный нами материал значительно легче и при этом сохраняет хорошие механические свойства в широком температурном диапазоне", – прокомментировал сотрудник лаборатории объемных наноструктурных материалов НИИ материаловедения и инновационных технологий БелГУ Максим Озеров.

При комнатной температуре сплав демонстрирует предел прочности 1456 мегапаскалей и пластичность 14,7%, а при нагреве до +800°С сохраняет прочность 1192 мегапаскалей и способен деформироваться более чем на 50% без разрушения. Для сравнения, прочностные значения авиационного сплава ВТ6 на основе титана при температуре +800°С составляют от 600 до 800 мегапаскалей.

Ранее сообщалось, что специалисты Уральского федерального университета и Института электрофизики УрО РАН разработали сверхпрочное покрытие для защиты компонентов авиадвигателей от окисления при экстремальных температурах. Разработка позволит снизить затраты на производство деталей.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".