19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Автомобиль без рассрочки
Россия

Автомобиль без рассрочки

25 марта «Райффайзенбанк», чтобы оптимизировать свой бизнес в России, прекратил выдавать и рефинансировать кредиты на покупку легковых и коммерческих автомобилей. Банк также закрывает отделения в малоперспективных с точки зрения развития клиентской базы городах в ряде регионов страны.

Решение связано с падением отечественного автомобильного рынка и низким потенциалом автокредитования в среднесрочной перспективе. «Райффайзенбанк» сконцентрирует усилия на других направлениях розничного бизнеса, в том числе, кредитных картах, ипотеке, потребительском кредитовании и депозитах, говорится в сообщении пресс-службы.

Авторынок падает

По базовому прогнозу компании PricewaterhouseCoopers, в этом году продажи новых легковых автомобилей (без учета коммерческих) достигнут дна, снизившись по сравнению с 2014 г.на 35% – до 1,5 млн штук. Продажи автомобилей смогут выйти на докризисный уровень лишь через пять лет. Дилеры сокращают продажи или сворачивают производство в России, как, например, Opel и Chevrolet. Из всего розничного кредитования худшую динамику на сегодняшний день показывает автокредитование. А специфика работы с автодилерами не позволяет заморозить партнерские взаимоотношения без существенной потери доли рынка в будущем, считают в банке.

По мнению заместителя председателя правления «Локо-банка» Андрея Люшина, решение «Райффайзенбанка» выбивается из общего тренда, однако его вполне можно объяснить. Во-первых, хотя Райффайзен долго был в числе лидеров рынка автокредитования, для материнского банка данный вид деятельности непрофильный. Во-вторых, рынок новых коммерческих и легковых автомобилей стагнирует: в феврале продажи упали на 37%, по отдельным брендам — на 70-90%. Параллельно с этим рост ключевой ставки в конце 2014 г. повысил проценты по автокредитам, что снизило спрос на продукт.

По итогам 2014 Raiffeisen Bank International отчитался об убытке в 493 млн евро, в основном из-за спада активности в странах восточной Европы, чем и вызван его уход из 15 российских городов. По мере восстановления экономики и спроса на автокредиты «Райффайзенбанк» возобновит деятельность в этой сфере, считает Андрей Люшин.

Еще в конце 2014 г. автофинансовая компания «Европлан» прогнозировала, что рынок автокредитования в 2015 г. сократится приблизительно в три раза по сравнению с 2014 г. Чтобы автокредиты снова стали привлекательным инструментом для банка, должна стабилизоваться экономика, уменьшиться инфляция, уверен исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Сейчас стоимость денег для банков выше, чем та, по которой выдавались автокредиты в предыдущие периоды, объясняет он: «Ставки по автокредитам очень высокие, спрос на кредитные продукты упал. И другие банки могут отказаться от автокредитования, если для них это не профильная деятельность. Смещение в сторону кэптивных банков продолжится, потому что автопроизводителям выгодно работать со своими банками и стимулировать продажи своих марок».

«Заметно наращивать объём автокредитов в своих портфелях смогут только кэптивные банки (созданные финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов — «Профиль») и банки-монолайнеры (специализирующиеся на одном продукте). У универсальных банков увеличения доли автокредитов не будет – или оно будет несущественным», — согласен вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов.

Говорить, что в ближайшее время автокредитование уйдет с рынка, не стоит, считает Люшин. «Государство поддерживает автопром, что поднимет уровень продаж и увеличит спрос на кредитные продукты. Существенную помощь окажет программа субсидирования кредитов на покупку новых машин эконом-класса». C этим согласен начальник управления кредитования физических лиц банка «Глобэкс» Александр Галкин. «В 2009 и 2013 гг. господдержка в виде программы утилизации автомобилей и субсидирования процентной ставки по автокредитам оказала позитивное влияние на рынок. На самом деле программа льготного кредитования стимулирует не само кредитование, а спрос на конкретные марки автомобилей. Но, тем не менее, это помогло и рынку автокредитов набрать темп ‑ почти 20% портфеля банков в итоге пришлось на кредиты, выданные по льготной программе. Думаю, примерно такая же ситуация сложится и во время действия новой программы».

В то же время количество банков, которые предоставляли автокредит, снизилось на 15,3%. «Снижение продаж в кредит для нас критично, так как доля кредитных сделок занимает 30-35%» - , отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.

Ипотека манит

Российские банки теперь рассчитывают на потребительский спрос и государственную помощь, которые поддержат кредитный рынок. Так, «Райффайзенбанк» будет развивать направления кредитных карт, ипотеки, потребительских кредитов, зарплатных продуктов. Хотя в кризис люди аккуратнее относятся к заемным средствам, признают в банке.

Господдержка автокредитования и ипотечного рынка должна в этом году вывести эти продукты в лидеры роста, а беззалоговое кредитование, скорее всего, окажется в числе аутсайдеров, полагает зампред правления «Локо-банка» Андрей Люшин. «Привлекательность ипотеки для российских банков повысится — прежде всего, за счет предлагаемой ставки (ограниченной правительством 12%), и потенциального увеличения выдач», - рассказал управляющий директор по развитию розничных продуктов «Промсвязьбанка» Евгений Лапин.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».