24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Виноваты не санкции, виноват рубль
Россия

Виноваты не санкции, виноват рубль

В правительстве и ЦБ смирились с тем, что инфляция по итогам этого года окажется никак не ниже 8%. Между тем при принятии бюджета-2014 планировалось, что рост цен не превысит 5%. Продовольственная инфляция и вовсе обгонит прогноз более чем вдвое. В чем причины столь стремительного разгона цен, рассказывают ведущие экономисты. 

Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества:

— Основная причина всплеска инфляции — валютный курс. Падение рубля более чем на 20% не могло не отразиться на потребительских ценах. Это намного важнее, чем все санкции и антисанкции вместе взятые. Если копченая колбаса стоит 20 евро за килограмм, то ее подорожание с 850 руб. до более чем тысячи всем кажется оправданным, поскольку отражает усиление евро.

Никакое импортозамещение компенсировать рост цен, конечно, не могло. Для того чтобы запустить новое производство чего-то, замещающего импорт, нужно года три. Ожидать (и то в самом крайнем случае) можно было бы только того, что сельхозпроизводители забьют всю скотину этой осенью, получив в следующем году резкое снижение поголовья и еще больший скачок цен на мясо. Вот и все импортозамещение.

При этом я пока не вижу в наших магазинах дефицита, напоминающего советский. «Ой, масло выкинули» — такого нигде нет. Ситуация на потребительском рынке остается в рамках традиционной рыночной экономики, когда предложение больше спроса. Речь идет о том, что появился новый уровень цены, который всеми считается приемлемым. Оборот розничной торговли в январе–августе 2014 года вырос в сопоставимых ценах год к году на 2,3% — и это не 15% падения, то есть нет речи о затоваривании.

Сложным является вопрос о том, какой уровень инфляции окажется неприемлемым для россиян. У нас во многом парадоксальная ситуация. Бедные слои населения имеют финансовые накопления. Они привыкли с советских времен достаточно скромно жить, не связываются с кредитованием и постоянно что-то откладывают на внуков, на черный день и так далее. Инфляция, конечно, бьет прежде всего по этой группе. Ее представители что-то вынимают из кубышки и тратят. Но они не выходят за рамки парадигмы накопления. По их мнению, у них есть достаточный запас денег, хотя объективно он, конечно, очень маленький.

Более обеспеченные слои населения также стараются не сокращать потребление. Они возьмут еще один кредит, где-то подзаработают, но купят то, что хотят, поддерживая статус успешных членов общества. Исходя из этих моделей поведения, в ближайшие полгода серьезных потрясений, связанных с ростом цен, ждать не стоит. Непрятности ожидаются только в премиальных сегментах рынка — автомобильном и рынке недвижимости. Первыми пойдут вниз объемы продаж загородной недвижимости и дорогих авто. Потом перестанет расти или даже пойдет вниз рынок квартир. Крупные покупки россияне отложат на потом. А вот массовый потребительский спрос, на основе которого и рассчитывается инфляция, пока сильно не упадет.

На это влияет также и то, что компании работают по годовому циклу. На этот год их бюджет сверстан, зарплаты будут выплачиваться в прежнем объеме, премии перед Новым годом будут выданы. Экстраполируйте это на январь, когда все будут отдыхать. Руководители компаний только к концу января осознают, что бюджеты надо «резать», а зарплаты и людей — сокращать. Прибавьте к этому месяц на раскачку и получите начало марта, когда факт падения доходов станет очевиден всем. Вот тогда высокая инфляция и приведет к серьезному снижению потребительского спроса.

Что касается прогнозов, то по итогам 2014 года инфляция ожидается на уровне 9%, может, чуть больше. Впрочем, что касается низкодоходных групп, то их потребительская корзина за год подорожает на все 20%. В следующем году уровень инфляции будет вновь зависеть только от одного фактора — курса рубля. Если он стабилизируется чуть ниже 40 рублей за доллар и простоит так хотя бы до лета следующего года, тогда возможно замедление роста цен. Если курс доллара станет прибавлять по 1–1,5 руб. за квартал, то инфляция в 2015 году окажется на уровне не ниже 8,5%.

Николай Кондрашов, ведущий эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики:

— В конце прошлого года инфляция-2014 прогнозировалась на уровне около 5%. Отклонения от прогноза начались еще несколько месяцев назад. Это не было связано с событиями на Украине, санкциями Запада или ответными мерами России. В первом полугодии 2014-го цены на молочную продукцию на мировом рынке, и так существенно выросшие в предыдущий период, обновили максимумы. Также минувшей весной продолжили рост цены на плодоовощную продукцию. Один из факторов — ослабление рубля, которое происходило уже в конце 2013 — начале 2014 года. В результате прошлой зимой — в начале весны серьезно подорожало импортное продовольствие. Пришлось повысить прогноз годовой инфляции до 6,5–7%.

Вторая волна ослабления рубля, которая происходит сейчас, по своим темпам обогнала первую. Ревальвация рубля, которая имела место в мае–июне, отыгралась с лихвой. Масла в огонь добавили и введенные властями России продовольственные контрсанкции.

Если оценивать вклад в инфляцию отдельных факторов, то девальвация рубля добавила к ней 2,5%. Это очень много. Пока вклад девальвации в рост цен выше, чем у продовольственных контрсанкций, однако действие последних долговременное. Контрсанкции будут еще сказываться до конца этого и в начале следующего года. Дефицит продукции (прежде всего плодоовощной и мясной) ясно проявится зимой и весной. Уже сейчас ассортимент стал уже, но пока распродаются сделанные ранее товарные запасы.

По итогам этого года ожидается инфляция на уровне 8,5%. Если санкции и контрсанкции будут отменены, в следующем году инфляция, по нашим прогнозам, окажется на уровне 5,8%. Если санкции не отменят — 6,6%. Прогноз основывается на том, что основная девальвация рубля пройдет в этом году и данный фактор перестанет подстегивать инфляцию в 2015-м.

Наталья Колупаева, аналитик по ритейлу и потребительскому сектору Райффайзенбанка:

— По большинству товарных категорий российские ритейлеры смогли найти замену продуктам питания, попавшим под действие запрета на импорт. При этом компании стремились найти альтернативу по наиболее приемлемой цене. В результате те ритейлеры, которые могут предложить лучшую цену, получают существенное конкурентное преимущество. Однако далеко не весь выпавший ассортимент можно заменить. Например, нет возможности полностью заменить многие европейские сорта сыров, есть сложности с рыбой. Появилась моцарелла из Белоруссии, даже нашли российских производителей европейских сыров, но этого пока недостаточно для восстановления прежних объемов поставок.

Негативная тенденция в розничной торговле наметилась еще до запрета импорта некоторых видов продовольствия из стран Запада. Небольшое снижение оборота розничной торговли продовольственными товарами наблюдалось еще с мая. Спад был вызван ускорением продуктовой инфляции и замедлением темпов роста зарплат. Затем последовал новый всплеск продуктовой инфляции. В сентябре по сравнению с тем же месяцем прошлого года рост цен на продовольственные товары составил уже 11,4%. В результате в структуре расходов россиян повышается доля затрат на еду.

Согласно оценкам Минэкономразвития, по итогам этого года рост цен на продукты питания составит 12–13%. Я не исключаю, что продовольственная инфляция может быть несколько выше в случае сохранения тренда на ослабление рубля. Вместе с тем соглашение правительства с розничными сетями и поставщиками о мониторинге цен оказывает некоторый эффект сдерживания роста цен.

Обострение конкуренции в условиях сложной макроэкономической ситуации приведет к усилению игроков, являющихся лидерами на рынке ритейла. Используя финансовые ресурсы для агрессивных инвестиций в открытие новых магазинов и рыночную силу для улучшения закупочных условий у поставщиков, крупные торговые сети могут заметно усилить свое присутствие на рынке. При этом слабые игроки, ограниченные в ресурсах, будут вынуждены покинуть рынок. В то же время существующее 25-процентное ограничение на максимальную долю рынка продуктовых ритейлеров в пределах городов и муниципальных образований будет мотивировать крупных федеральных игроков выходить в новые регионы — осваивать Сибирь и Дальний Восток.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».