17 июня 2024
USD 89.07 +0.86 EUR 95.15 +0.32
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Быстрее птицы: через несколько лет в России появятся высокоскоростные ж/д магистрали
ВСМ железная дорога Общество

Быстрее птицы: через несколько лет в России появятся высокоскоростные ж/д магистрали

Правительство Москвы представило на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) проекты высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Общая протяженность ВСМ составит 4671 км. Курсировать по ним будут новые поезда, сделанные в России. Куда протянутся магистрали и когда ждать ввода в действие первой из них?

Электропоезд

Электропоезда "Сапсан"

©Shutterstock/Fotodom

«Высокоскоростной считается электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для движения со скоростями от 200 до 400 км/ч. Сейчас в России таких дорог нет. Магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом станет пилотным проектом», – говорится в презентации.

Старт строительству ВСМ, которая соединит две столицы, дал 15 марта в режиме видеоконференции президент России Владимир Путин. Магистраль «пройдет по территории шести субъектов Федерации, в которых проживает около 30 млн человек. Это порядка 20% всего населения России. В перспективе такие выделенные высокоскоростные маршруты соединят и другие наши регионы, будут способствовать росту туризма и деловой активности», – рассказал глава государства. Пуск ВСМ-1 запланирован на второй квартал 2028-го, расчетный пассажиропоток – 23 млн человек в год.

Из Москвы во все стороны

После запуска первой высокоскоростной магистрали ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступит к строительству еще четырех – в Екатеринбург, Адлер, Минск, Рязань. Ранее Владимир Путин предложил подумать о включении в систему ВСМ также Луганска и Донецка.

Макет российского поезда для ВСМ

Макет российского поезда для ВСМ на ПМЭФ-2024

Виталий Невар/ТАСС

Поездки на высокоскоростном транспорте позволят значительно сэкономить время в пути. В частности, путешествие из Москвы в Петербург (ВСМ-1, длина 679 км) займет 2 часа 15 минут, в Екатеринбург (ВСМ-2 «Восток», 1532 км) – 6 часов 36 минут, в Адлер (ВСМ-3 «Юг», 1540 км) – 7 часов 50 минут, в Минск (ВСМ-4 «Союз», 715 км) – 3 часа и, наконец, в Рязань (ВСМ-5, 205 км) – 65 минут.

Применим ли в России китайский опыт строительства высокоскоростных железных дорог?

На форуме был показан макет ВСМ-1. На маршруте предусмотрено 16 остановок, в том числе в Великом Новгороде, через который пройдет ВСМ. Интервал движения поездов – 10–15 минут. Есть и предварительная оценка стоимости билета – он обойдется в среднем в 8,9 тыс. руб. На курсирующих сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом «Сапсанах» цена билета начинается от 4,5 тыс. руб.

Проект ВСМ-1 будет реализован в форме концессии. Председатель правительства Михаил Мишустин своим распоряжением назначил концессионером компанию "ВСМ Две столицы". Она создана правительством Москвы и компанией «Лидер» и выступает организатором финансирования проекта ВСМ-1 в части привлечения средств негосударственных пенсионных фондов. В ВСМ-1 планируется привлечь до 450 млрд руб. Соглашение рассчитано на 40 лет.

Маршруты и ответвления

Сроки реализации проектов других магистралей пока не определены. После запуска ВСМ-1 начнется строительство ВСМ-2 «Восток», которая протянется из Москвы в Екатеринбург. Одним из пунктов маршрута станет Казань. Ожидается, что ВСМ-2 дойдет до Казани в 2036 году.

 Электропоезд «Ласточка»

Электропоезд «Ласточка»

Завод "Уральские локомотивы"/ulkm.ru

ВСМ-3 «Юг» Москва – Адлер будет проходить через Воронеж, Краснодар, Туапсе, Ставрополь и Сочи. В проекте предусмотрены ответвления в Тамбов, Белгород, Волгоград, планируются ветки в Луганск и Донецк. Благодаря ВСМ-3 из Москвы в Луганск можно будет добраться за 12 часов вместо 20, а в Донецк – за 12 часов 20 минут вместо 19 часов.

Стрелы железных дорог: что необходимо для строительства высокоскоростных магистралей

ВСМ-4 «Союз» свяжет столицу России со столицей Белоруссии. Дорога будет проходить через Смоленск. Сейчас из Москвы в Минск можно добраться за семь часов, ВСМ позволит сократить время в пути более чем вдвое.

Самая короткая магистраль ВСМ-5 Москва – Рязань пройдет через Коломну, что позволит этим городам стать еще более привлекательными для туристов. Впрочем, объяснений, зачем необходима рязанская ВСМ, не поступало. До промышленно развитых Тулы, Владимира, Ярославля и других городов строительство высокоскоростных магистралей пока не запланировано.

Поезд увеличивает скорость

Более 200 высокоскоростных поездов будут задействованы на четырех ВСМ (из Москвы в Минск, Адлер, Рязань и Екатеринбург). Еще более 40 потребуется для ВСМ-1.

Поезд по расписанию: какие составы поедут по скоростным железным дорогам России

РЖД подписали контракт с ОАО «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара – Транспортные машины») стоимостью 12 млрд руб. на изготовление, сертификацию и поставку первых двух высокоскоростных электропоездов для магистрали Москва – Петербург. Предполагается, что все остальные составы для ВСМ-1 будут построены на этом же заводе – «Уральские локомотивы» были определены в качестве базового предприятия для выпуска высокоскоростных электропоездов.

Каждый поезд будет состоять из восьми вагонов. Количество пассажирских мест в вагоне – не менее 400. Эксплуатационная скорость поездов составит 360 км/ч, максимальная – 400 км/ч. В поезде может быть до четырех классов обслуживания, рассказал глава РЖД Олег Белозеров. Составы будут оборудованы детскими комнатами, кухнями с баром и развлекательной мультимедийной системой.

«Уральские локомотивы» обеспечат уровень локализации до 80% и сервисное обслуживание подвижного состава.

Завод выпускает для РЖД «Ласточки» на основе платформы Siemens Desiro. С 2011 по 2022 год было выпущено около 260 составов. После ухода концерна Siemens из России производство электропоездов данной модели было приостановлено. С 2023-го группа «Синара» реализует собственный проект – «Ласточка» ЭС104.

Электропоезд «Ласточка» ЭС104

Электропоезд «Ласточка» ЭС104

Завод "Уральские локомотивы"/ulkm.ru

В этих составах установлено тяговое оборудование российского производства, способное обеспечить быстрый разгон поезда и эффективное торможение. В вагонах применена российская система микроклимата и обеззараживания воздуха, установлены подъемники для маломобильных граждан.

Скорее всего, опыт полной «русификации» «Ласточек» будет использован и при производстве нового подвижного состава.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль