Наверх
2 июня 2020

Facebook дошел до джунглей

Созданный в начале 2004пять лет лидировал в 100 из 127 стран, в 2010-м – в 115 из 132, в 2011-м – в 128 из 137. Правда, после этого экспансия приостановилась: за следующие два года соцсеть Цукерберга покорила лишь две страны: 130 из 137 по состоянию на август 2014-го.

Один из наиболее ярких трендов в процессе развития Всемирной паутины – ее глобализация, появление на интернет-рынке своих «транснациональных корпораций», сайтов‑гигантов, стирающих границы между национальными сообществами. История социальных сетей в этом плане служит наглядным примером.

Одновременноуголках планеты появились десятки аналогичных порталов, которые несколько лет хозяйничали на местных рынках. Но продукт Марка Цукерберга постепенно добрался до этих стран и, год за годом увеличивая свою долю аудитории, потеснил локальные соцсети с первых мест рейтингов. ВследоперациюК сентябрю 2006 года,в феврале 2004‑го как американская студенческая сеть) стал сайтом общего пользования, европейский рынок был поделен между десятком проектов. Во Франции доминировал Copainsd’Avant (год запуска – 2001), в Венгрии – IWIW (2002), в Германии – Xing (2003) и StudiVZ (2005), в Латвии – Draugiem (2004), в Голландии – Hyves (2004), в Великобритании – Bebo (2005), в Испании – Tuenti (2006), в Польше – Nasza-Klasa (2006). Но уже в 2009 году Facebook, по данным статистических систем Alexa и Google Trends for Website, лидировал во Франции, Германии, Испании и Британии.

Рост числатот период был впечатляющим. В 2008 году в соцсети были зарегистрированы около 100 млн пользователей, в 2009‑м – 300 млн, в 2010‑м – 500 млн, а в 2011‑м была преодолена планка 800 млн. Миллиардный пользователь появился в конце 2012 года, и с тех пор темпы «вербовки» начали замедляться: в декабре 2013‑го в соцсети числилось 1,19 млрд аккаунтов, в декабре 2014‑го – 1,39 млрд, в ноябре 2015‑го – 1,55 млрд.

Согласно данным итальянского digital-стратега Винченцо Козенцы, автора книги «Окупаемость инвестиций социальных медиа»,в 100 из 127 исследованных им стран, в 2010‑м – в 115 из 132, в 2011‑м – в 128 из 137. После этого экспансия приостановилась: за следующие два года соцсеть Цукерберга покорила лишь две страны (130 из 137 по состоянию на август 2014‑го).

Завоевание Европы закончилось в начале нынешнего десятилетия.Чехию у Lide, Румынию и Португалию – у Hi5, Литву – у One, Венгрию – у Iwiw, Польшу – у Nasza-Klasa. В 2011‑м пал долго сопротивлявшийся голландский Hyves, в 2012‑м – латвийский Draugiem,расширение на восток, отобрав Молдавию у «Одноклассников».

Примечательно, что похожим путем идут младшиеТак, в 2009 году локальные соцсети в ведущих европейских странах, уступив первое место Facebook, еще держались на втором – так было в Великобритании (Bebo), Испании (Tuenti), Италии (Netlog), Германии (StudiVZ), Франции (Skyrock). Но уже в 2014-м второе место во всех пяти странах занимал Twitter, а третье во всех, кроме Германии, – LinkedIn (в Германии – Ask.fm).

В неевропейском мире позиции национальных и региональных игроков оказались прочнее. Несмотря на меньшую распространенность интернета, большинство таких порталов появилось гораздо раньше, чем Facebook: арабоязычный Maktoob – в 1998‑м, южнокорейский Cyworld и тайваньский Wretch – в 1999‑м, малайзийско-филиппинский Friendster – в 2002‑м, вьетнамский Zing – в 2003‑м, японский Mixi – в 2004‑м. Часть стран третьего мира удалось захватить глобальным игрокам, которые лучше учли местную специфику или просто сработали на опережение: созданный в 2004‑м Orkut – детище Google – закрепился в Индии и Бразилии, а калифорнийский Hi5 сконцентрировался на латиноамериканских странах.

Фото: EPA/Vostock Photo

Свое наступление в этихна рубеже десятилетий. В 2009 году Hi5 лишился лидерства в Коста-Рике, Доминикане, Эквадоре, Гватемале, Гондурасе, Мексике и Никарагуа. Maktoob в то же время уступил Ливию, Оман, Саудовскую Аравию и Йемен, Cyworld – Южную Корею, а «Одноклассники» – Азербайджан. В следующем году в империю Цукерберга вошли Индия и Парагвай (где раньше властвовал Orkut), Таиланд, Перу и Монголия (владения Hi5), Тайвань (Wretcher) и Филиппины (Friendster). В 2011‑м главнымБразилия. В 2012‑м наступление продолжилось в Армении, Киргизии и Вьетнаме, а в 2013‑м главная соцсеть планеты добралась до Сирии. Некоторые региональные игроки не выдержали прессинга и прекратили свое существование. Так, в 2013‑м о закрытии объявил Wretch, в 2014‑м – Orkut.

Непокоренной долго оставалась лишь Япония: в Стране восходящего солнца соцсети с самого начала развивались преимущественно на мобильных платформах,неидеален. В итоге самый популярный национальный ресурс Mixi, который тоже был создан в начале 2004 года, потеснили с первогоНа сегодняшний день лишь несколько стран успешно держат оборону от империи Цукерберга (не считая стран Центральной Африки, где распространение интернета минимально и по которым даже нет комплексной статистики). Одна из них –свою версию на русском языке только в 2008 году, на два года позже активного проникновения в массы «ВКонтакте» и «Одноклассников». В итоге к 2012 году детище Цукерберга, по данным TNS и Google Ad Planner, занимало лишь седьмое место в России (15,4 млн активных пользователей в месяц), пропустив вперед не только двух лидеров (29,1 млн у «ВКонтакте» и 25,3 у «Одноклассников»),(24,3), «Мой мир» (22,8), «Википедию» (22) и Livejournal (16,1). Темзавоевывает позиции на российских просторах. В марте нынешнего года американская соцсеть располагалась уже на третьем месте (25,4 млн.). До «Одноклассников» и «ВКонтакте», правда, еще далеко – 42 млн. и 62 млн. соответственно. Кстати, в разных источниках данные о количестве «живых» пользователей «ВКонтакте» отличаются: так, по данным Statista, в течение года активность в соцсети проявляли в 1,5 раза больше аккаунтов – 100 млн. Это связано с большим количеством спамеров и «фейковых» (ненастоящих) страничек, за фильтрацию которых взялись сравнительно недавно. Всего же во «ВКонтакте» зарегистрировано свыше 337 млн индивидуальных страниц.

Непаханое полегде исторически доминировал созданный в 2005 году компанией Tencent интернет-гигант QZone. В 2009 году он даже числился крупнейшей соцсетью в мире – 300 млн зарегистрированных пользователей против 200 млн у Facebook. А в 2012‑м QZone на год «отвоевал»Корею, «сданную» раньше Cyworld. Новости с рынка китайских социальных медиа в основном касаются «перетягивания каната» между QZone и мобильными приложениями Tencent – QQ и WeChat. Последним удалось взять верх. В августе нынешнего года QZone пользовались 659 млн человек, а QQ и WeChat – суммарно 1,44 млрд. Ближайший конкурент продуктов Tencent – соцсеть Baidu Tieba: около 300 млн активных пользователей в год.. Что касается Facebook, то до тех пор пока китайские власти периодически устраивают блокировки «американца», рассчитывать на серьезное продвижение в этой стране невозможно. Блокировки, как правило, несистемныеотключить без какого-либо повода, в произвольном количестве районов страны и на неопределенный период.

Политически мотивированы и слабыегде лидерство делят местные Cloob и Facenama. После прихода к власти президента Хасана Рухани в 2013 году ранее планировавший вовсе отказаться от интернета Тегеран ослабил цензуру в Сети и, в частности, открыл Facebook, но пока мировой гигант с трудом завоевывает иранскую аудиторию.

Читать полностью (время чтения 3 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
06.09.2018