Наверх
8 мая 2021

Когда все это кончится: популярные поисковые запросы в сети в 2020 году

©коллаж

Как узнать, чем жили люди в уходящем году? Достаточно обратиться к статистике поисковых запросов, отражающих наши желания, надежды и тревоги. В 2020-м мы вынужденно провели перед экранами гаджетов много часов, практически переселившись в сеть. «Профиль» погрузился в отчеты ведущих интернет-ресурсов, чтобы подвести итоги непростого года.

Запрос на выживание

В мировом масштабе словом года ожидаемо стал «коронавирус» – в какой-то момент запросы с ним набрали максимальные 100 баллов по шкале популярности Google Trends. Российские пользователи Google также активно искали новости про выборы в США, поправки в Конституцию, бой Хабиба и события в Белоруссии. По версии «Яндекса», российская тройка слов года выглядит так: «карантин», «пропуск» и «конституция».

Любопытной тенденцией года стал интерес к взаимопомощи, отмеченный Google Trends. Вероятно, на фоне пандемии к людям пришло осознание нашей общей уязвимости. Сеть спрашивали, как стать медбратом или волонтером, что такое «невидимая инвалидность», как помочь малому бизнесу, можно ли забрать животных из приютов, как остановить изменение климата. К примеру, c начала пандемии посещаемость сайта Disasterphilanthropy.org – ресурса для пожертвований пострадавшим в глобальных бедствиях – выросла на 1072%.

Трудности адаптации к домашнему режиму также сказались на характере поисков в интернете. С конца марта «Яндекс» все чаще спрашивали, как решить ту или иную бытовую задачу, обязательно с уточнением – «не выходя из дома». А вот число вопросов про станции метро и узел на галстуке, наоборот, упало в разы. В апреле вопрос «какой сегодня день» побил все рекорды, а количество запросов о бессоннице и вовсе достигло исторического максимума.

Работу с детьми в сети искали в 10 раз чаще, чем в прошлом году, – в топ вышли вопросы из разряда «как научить». Хватало и риторических вопросов: «как выжить на удаленке», «как сделать работу веселой», «как оставаться в здравом уме» и «когда все это закончится». А в какой-то момент в Рунете резко вырос спрос на виртуальные бары и аренду собак ради получения пропуска для передвижения по городу.

Домашнее «заточение» побудило многих найти новые занятия и хобби. Из доступных онлайн-развлечений люди чаще всего выбирали виртуальные экскурсии по музеям. На втором месте – образование (интересный факт: в 2020 году наибольшим спросом пользовались курсы по программированию, причем чаще остальных языков пользователи предпочитали Python). Весной российские пользователи интересовались онлайн-концертами, приставками и книгами, выяснил «Яндекс». А в мире, по версии Google, увлеклись бегом, медитацией, велопрогулками и поиском лучших мест для встречи заката.

Путешествия сильно пострадали от COVID-19, но тяга к открытиям никуда не пропала, просто сменился формат. Пользователи стали изучать информацию о региональных курортах, а формулировки, связанные с кемпингом, вводили в строку Google 12,1 млн раз – на 94% больше, чем в прошлые годы. Портал Similarweb проанализировал поисковые тренды и составил топ-5 быстрорастущих направлений для отдыха. Мировым чемпионом по запросам стал Краснодарский край (а именно Сочи), остальные места ушли американским штатам Монтана, Юта и Орегон, а также малазийскому региону Паханг.

Скачанному верить

Еще один маркер умонастроений общественности – статистика самых популярных мобильных приложений. Первое место по числу скачиваний занял TikTok – скорее всего, в 2021 году количество его пользователей достигнет 1,2 миллиарда. Также активно скачивали приложения, относящиеся к экосистемам Facebook, Telegram и Zoom. В российском App Store наблюдался особый интерес к приложениям «Сбербанк Онлайн», Wildberries и «Госуслуги».

Самыми популярными платными программами оказались антирадары для автомобилистов «Стрелка» и HUD Speed, редакторы фотографий Glitche и Facetune, трекер сна AutoSleep. Аналитическая компания App Annie, изучившая тенденции на рынке приложений, подсчитала, что общее число скачиваний в 2020 году выросло на 10%, достигнув в ноябре отметки 130 миллиардов.

©

В категории видеозвонков появилось несколько лидеров – это всем знакомый Zoom, Google Classroom, Google Meet, Microsoft Teams. Рейтинги стриминговых сервисов зашкаливали: Netflix, HBO, Peacock TV и Hulu стали использовать чаще на 85%. Бум новостных сервисов в США пришелся на приложения Smart News и News Break, в Мексике – Azteca Conecta и HSBC, в Великобритании – Sky News и BBC News, в Австралии – ABC.

В целом изоляция стимулировала появление очередной волны приложений для групп по общим интересам: для профессионалов из разных областей (Fishbowl, Lunchclub), миллениалов (Friended), поколения Z (Pickle), фриланс-путешественников (Homeis), молодых мам (Pumpspotting, Peanut).

Отслеживание контактов и перемещений больных коронавирусом – одно из самых неоднозначных явлений этого года. Оно тоже нашло отражение в статистике магазинов приложений: в России использовались «Социальный мониторинг» и «Госуслуги.COVID трекер», в Германии – Corona-Warn-App, в Швейцарии – SwissCovid, а во Франции – StopCovid. В Мексике стало крайне популярным приложение Life360: Find Family & Friends, позволяющее определять местоположение близких. В США о геолокации друзей узнавали с помощью программы Care19.

Приложения для доставки еды и покупок онлайн тоже вырвались в лидеры: в США выстрелили Walmart Grocery Shopping, DoodDash, Instacart, Amazon Shopping, в Великобритании – Wish, Greene King, Uber Eats, а в России чаще всего скачивали «Яндекс.Еду» (сейчас входит в «Яндекс Go») и Delivery Club.

Кстати, о «Яндексе». В компании также подвели потребительские итоги года. Вот несколько необычных трендов: в феврале–марте интерес к фигурному шоколаду вырос на 54%, спрос на воздушные шары – на 30%. Но самыми востребованными в период самоизоляции стали спорттовары (+230%), паззлы (+219%), товары для похудения и поводки для кошек.

©

Дебаты, мемы и мечты

Самые посещаемые сайты в мире после google.com – социальные сети. Среди них популярнее всего YouTube, где каждую минуту подгружается более 500 часов видеоконтента, а за день просматривается более 1 миллиарда роликов. Однако откровенничают пользователи в основном на других платформах – в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram.

Согласно рейтингу «ВКонтакте» и Brand Analytics, россияне больше всего обсуждали в соцсетях (после пандемии и всего, что с ней связано) политические новости: поправки в Конституцию, кризис в Белоруссии и протесты Хабаровске. Вслед за ними шли развлекательные темы: консоли PlayStation и Xbox, премия «Оскар», Лига чемпионов и игра Fortnite.

Спровоцированная пандемией безработица подарила новое дыхание Telegram-каналам трудоустройства. По данным Telemetr, сейчас в этой сети более 500 русскоязычных каналов с вакансиями, а их аудитория превысила 7,5 млн подписчиков.

Испытывая нехватку живого общения, пользователи стали в разы чаще запускать прямые эфиры и снимать видео-челленджи. Количество просмотров Youtube-трендов #домавместе и #WithMe выросло на 600% после начала самоизоляции. TikTok с помощью тегов тоже объединил пользователей во всем мире: публика охотно делилась рецептами борьбы со скукой (#boredinthehouse) и бытовыми зарисовками (#ясмогу).

@kkarrrambaby

да я

♬ human - Christina Perri

И еще про YouTube. Самоизоляция явно вдохновляет на кулинарные эксперименты. Например, российские пользователи в 2020 году как никогда часто искали рецепты пирожков. А остальной мир сходил с ума от хлеба на закваске и далгона-кофе – частота просмотров видео, связанных с закваской, выросла на 260%, а видеоучебник Гордона Рамзи для начинающих поваров с середины марта просматривали более миллиона раз.

Тем временем соцсеть «ВКонтакте» с помощью анализа составляемых пользователями списков желанных вещей выяснила, о чем мечтают в разных городах России. Москвичи грезят о PlayStation 5, вакцине, мире во всем мире и поездке в Питер. В самом Питере ищут счастливую жизнь, маски, AirPods, а еще ждут открытия границ. В Ростове-на-Дону мечтают о кругосветном путешествии и жизни после карантина. Пермяки больше всего хотят кусочек счастья, красный диплом, татуировку и здоровья для близких. В Челябинске ждут взаимной любви и окончания карантина, а еще билеты в Лос-Анджелес и Казань.

И, наконец, о народном творчестве. Рейтинг интернет-мемов 2020 года в Рунете включает «танцующих носильщиков гробов», «Наташ, ты спишь?», и, конечно, «Directed by Robert B. Weide». Все они отражают отношение к происходящему с горькой иронией. Приходится смеяться сквозь слезы, а что еще делать?

Читать полностью (время чтения 5 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Метки: интернет
Самое читаемое
08.05.2021