23 мая 2019
USD EUR
Погода

Некоторые штрафы на дорогах возрастут в 6 раз

ГИБДД предложила усилить финансовое наказание нарушителей

Эксперты не уверены, что многократное увеличение штрафов улучшит безопасность на дорогах, а вот отношение к сотрудникам ГИБДД оно явно ухудшит

©Илья Выдревич/Интерпресс/ТАСС

Есть бородатый анекдот о гаишнике, у которого родился сын. Молодой отец пришел с радостной новостью к начальнику, рассчитывая на материальную помощь. И получил ее. Но не премию и даже не квартиру. Начальник со словами «действительно, сын все-таки» вручил подчиненному дорожный знак «ограничение скорости 40 км», разрешив ставить его ровно на сутки где угодно. Актуальность анекдота приобретает новое звучание в свете инициативы ГИБДД в 6 раз (с 500 до 3 тысяч рублей) увеличить штраф за превышение скорости в пределах 20–40 километров в час.

Как объяснил замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Олег Понарьин, выступая на общественных слушаниях в Госдуме, эта мера позволит сдержать постоянный рост количества нарушителей. В ужесточении наказания заинтересована и Федеральная служба судебных приставов, поскольку появится возможность в упрощенном режиме взыскивать долги по штрафам с недисциплинированных водителей. Кроме того, злостных нарушителей скоростного режима призывают лишить права оплачивать штрафы с 50‑процентной скидкой.

Экономический ликбез

Предложение ГИБДД в финансовом плане, безусловно, представляет особый интерес для субъектов Федерации. Ведь штрафы за нарушения правил дорожного движения поступают в региональные бюджеты. Это огромный рынок. Согласно статистике, в 2018 году только за превышение скорости на 20–40 километров в час было вынесено около 82 млн постановлений. При штрафе в размере 500 рублей (без учета скидки) лихачи должны были бы выплатить порядка 41 млрд рублей, а по новым правилам в случае их принятия – почти четверть триллиона рублей.

Загвоздка в другом – наказание недисциплинированных или невнимательных водителей рублем должно иметь некие экономические ограничения. Под этим подразумевается, в частности, средняя зарплата по стране – 42 595 рублей на начало 2019 года, согласно данным Росстата. Но почти в каждом третьем регионе данный показатель ниже 30 тысяч рублей. Ну а средняя пенсия в России – всего около 12 тысяч рублей.

Получается, что штраф за одно из самых массовых нарушений ПДД в недалеком будущем может составить десятую часть месячной зарплаты или четверть дохода водителя-пенсионера. Несколько «писем счастья» с данными камер видеофиксации фактически обрекают нарушителя на голодную смерть. Что и говорить, в ГИБДД придумали весьма радикальный способ повышения дисциплины на дорогах.

Стоит обратиться к опыту других стран, которые могут считаться образцовыми с точки зрения автомобильной культуры. Например, в Германии превышение скорости в населенных пунктах в пределах 21–25 километров в час карается штрафом в размере €80, за городом – €70. При этом средняя зарплата у немцев в настоящее время составляет немногим более €4 тысяч. Так что каждый в состоянии оплатить примерно 50 нарушений скоростного режима.

В соседней Финляндии к нарушителям ПДД применяется прогрессивная шкала наказания. Штраф зависит от ежемесячного дохода. В 2004 году миллионер Юсси Салоноя проехал по улицам Хельсинки с превышением скорости на 40 километров в час, за что был оштрафован на €170 тысяч, правда, через суд добился-таки «дисконта» – снизил сумму до €100 тысяч.

Президент Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий, комментируя «Профилю» инициативу ГИБДД, назвал ее «весьма неоднозначной». По его словам, очевидно, что действующий размер штрафа за превышение скорости на 20–40 километров в час, да еще и с учетом 50‑процентной скидки, не останавливает злостных «гонщиков».

С другой стороны, ужесточение наказания грозит в первую очередь относительно законопослушным водителям, которые часто становятся нарушителями из-за невнимательности, ущербных решений по ограничению скорости на определенных участках, дорожных ситуаций, например, при обгоне медленно двигающегося в потоке транспортного средства. «Это наиболее распространенное нарушение и, безусловно, одно из самых неосознанных. На современных машинах достаточно пару секунд не смотреть на спидометр, при совершении обгона это естественно, чтобы превысить разрешенную скорость», – отметил Недзвецкий.

Он убежден, что повышение штрафа в шесть раз ситуацию принципиально не изменит. Особенно если состояние дорожной инфраструктуры останется прежним. Зато как способ пополнить региональные бюджеты идея вполне может найти своих сторонников во власти. Эксперт не исключает, что в результате камеры фиксации нарушений начнут ставить в несколько раз чаще, причем в самых «перспективных» местах. Таким образом, уберечься от штрафа не сумеет даже самый дисциплинированный водитель.

Сегодня отсутствуют единые и понятные для всех условия введения ограничения скорости. Дорожные знаки зачастую ставятся не там, где требуется для безопасности движения, а там, где хотят местные власти, продолжил Недзвецкий. Поэтому вместо оправданных и разрешенных 90 километров в час на нормальной дороге вне населенного пункта можно «нарваться» на ограничение в 70 километров в час и даже в 40–50 километров в час со всеми вытекающими последствиями.

Конечно, всегда найдутся те, кто будет пытаться на недозволенной скорости проскочить «слепые» участки дорог от камеры до камеры. С ними и надо бороться. Таких лихачей можно воспитывать, временно лишая права на управление автомобилем в судебном порядке, считает Недзвецкий. Что касается т. н. «золотой молодежи», которая носится по мегаполисам на дорогих машинах, то ее явно не остановят многократно выросшие штрафы. «Здесь, скорее, надо вводить прогрессивную шкалу, исходя из стоимости автомобиля, на котором совершено правонарушение», – подытожил эксперт.

Дьявол в деталях

Инициатива ГИБДД – имитация бурной деятельности там, где ее нет, говорит руководитель аналитической службы Национального общественного центра безопасности движения (НОЦБД) Андрей Веселков. «Высокая скорость действительно усиливает тяжесть последствий ДТП, однако истинные причины большинства аварий и катастроф – в невнимательности водителей, плохих дорогах и неудовлетворительной организации движения», – подчеркнул он.

Руководство ГИБДД подменяет понятия, призывая жестче наказывать всех подряд за превышение скорости. Между тем давно звучат призывы штрафовать дорожников за плохие дороги. И статья такая в КОАП есть, но применяется крайне редко. Почти во всех случаях в суде виновным признается водитель, который якобы не учел погодных условий, состояния автотрассы и ехал не с той скоростью, которая позволяет избежать ДТП, отмечает Веселков.

Лобовое столкновение при 60 километрах в час тоже может быть смертельным, хотя скоростной режим никем не был нарушен. Просто один водитель выехал на встречную полосу и, что называется, «завис», совершая обгон. «Значит, нужно разделять встречные потоки. Нужно освещать пешеходные переходы. Лучше бы ГИБДД занималась этой реальной безопасностью, а не провоцировала дискуссии о целесообразности повышения штрафов», – полагает эксперт. Ограничивать скорость и ставить знаки нужно там, где действительно опасно, а не там, где легче собирать дань с водителей. Когда дорога пестрит запрещающими и предупреждающими дорожными знаками, человек за рулем просто перестает на них реагировать.

В дождь, снег или гололедицу здравомыслящий водитель не давит на газ, чтобы избежать неприятностей. Но в сухую ясную погоду на том же участке он без риска может ехать со скоростью, на 20–40 километров в час выше разрешенной. Отсутствие логики в запретах и ограничениях нивелирует их смысл. «Вместо того чтобы бороться с патологическими нарушителями, которых у нас единицы, ГИБДД виноватыми делает миллионы законопослушных водителей», – заявил Веселков.

Он обращает внимание на тот факт, что в регионах автоматическая видеофиксация нарушений ПДД отдана на откуп коммерческим организациям, которые получают комиссию с каждого штрафа. Их деятельность не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения. Поэтому любое повышение штрафов – провоцирование коррупции, уверен собеседник «Профиля». Это увеличение мутного потока штрафов без внятной, прозрачной процедуры контроля за расходованием этих средств.

Движение без опасности

Со своей стороны, доцент кафедры муниципального и государственного управления РЭУ им. Г. В. Плеханова Алексей Яшкин напоминает, что в 2013 году в государственной программе «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» была поставлена задача к 2020 году снизить число погибших в ДТП до 20 тысяч человек в год. План перевыполнен – в прошлом году показатель составил 16 тысяч. Но руководство ГИБДД намерено сохранить позитивную тенденцию. Один из способов – резко повысить размер штрафов за нарушение скоростного режима.

Читайте больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK