17 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Внешнеторговое сопротивление России

Одна из важных, но забытых причин русской победы в 1812 году – тот факт, что Наполеон, собрав для агрессии невиданную ранее 640‑тысячную армию и даже заняв Москву, так и не смог дезорганизовать торговлю России.

Как писал в 1815 году по горячим следам русской победы Евдоким Зябловский, известный в ту эпоху географ и статистик, «трудно поверить, чтобы при военных происшествиях упомянутого года в России не только торговля не ослабела, но еще с некоторым свойственным тому времени духом производилась с необыкновенной деятельностью».

На первый взгляд удивительно, но внешняя торговля России в 1812 году действительно процветала. В тот роковой год наша страна ввезла товаров на 88,7 млн руб., а продала за рубеж на 147 млн, что способствовало устойчивости рубля даже в самые трудные месяцы войны.

Ведь Наполеон, обладая к началу боев решительным превосходством на суше, не имел сильного флота, чтобы блокировать моря, омывающие нашу страну. В итоге за 1812 год более половины стоимости внешнеторгового оборота России – 47,5 млн руб. импорта и 83 млн руб. экспорта – пришлось именно на Балтийское море, хотя сухопутные боевые действия велись даже на окраинах Риги (см фото), второго по значению русского торгового порта той эпохи.

Пока Наполеон атаковал Ригу и захватывал Москву, порт Петербурга посетили торговые корабли из Англии, Швеции, Дании, Испании, Голландии, государств Германии и даже из США. Основными товарами, привозимыми из-за моря в столичный Петербург, были сахарный песок, хлопок всех видов, порох и свинец – последний был особенно нужен в разгар войны, ведь собственная добыча свинца в России тогда была минимальна. Вывозили из Петербурга за рубеж в основном пеньку (для той эпохи стратегический товар, из которого изготовлялись канаты, без которых не могли функционировать парусные корабли), льняные ткани, уральское железо и медь, а также рожь, пшеницу и сало. Но сало не только в виде знакомого всем нам пищевого продукта, а главным образом «нутряной жир», техническое сало – в эпоху до развитой химии из него изготовляли весь спектр технических смазок.

Естественно, всю войну беспрепятственно функционировали порты в глубоком тылу, на Каспии. Активной торговле способствовал и тот факт, что, даже заняв Москву, агрессор не мог разорвать и блокировать основные грузовые артерии внутри России. Тогда ими были не плохие дороги, а цепочка каналов, соединявшая бассейн Волги (по сути, всю Центральную Россию и Урал) с Петербургом. Дублирующую систему каналов Александр I успел ввести в строй всего за два года до нашествия французов. Поэтому, несмотря на первые успехи врага, за лето 1812 года в Северную столицу из Поволжья по каналам пришло грузов на 9,7 млн руб. Ведь для того чтобы разорвать эту транспортную систему, Наполеону требовалось дойти как минимум до Нижнего Новгорода или Ярославля.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK