22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Черная комедия, триллер и вестерн: новинки российского жанрового кино вышли в прокат
кинотеатры кинофильмы Культура Россия

Черная комедия, триллер и вестерн: новинки российского жанрового кино вышли в прокат

"Профиль" сделал небольшую подборку жанрового кино от молодых перспективных российских режиссеров, которое можно посмотреть на экранах кинотеатров. Сейчас это особенно актуально, поскольку многие кинопроизводители из-за рубежа решили не показывать свои новинки в нашей стране.

Кадр из фильма "Казнь"

©Hype Film
Содержание:

«Оторви и выбрось», режиссер Кирилл Соколов

Дебютный фильм Кирилла Соколова «Папа, сдохни» несколько лет назад не слишком заметно прошел в российском прокате, зато на Западе потом стал большим хитом, собрав отличные отзывы критиков и фестивальные награды. Соколов – киноман, включающий в свои работы многочисленные отсылки к любимым картинам. Первая ассоциация, которая приходит в связи с фильмами режиссера, – это работы Квентина Тарантино, еще одного любителя цитировать коллег, совмещающего кровавую натуралистичность с черным юмором, а увлекательность – с эстетством и социальными высказываниями.

"Оторви и выбрось"

Кадр из фильма "Оторви и выбрось"

Metrafilms

«Папа, сдохни» был безумной историей о том, как парень по просьбе своей девушки согласился убить ее отца. Несчастный не знал, что папа работает опером и готов на все, чтобы выжить и избавиться от своего потенциального убийцы. Актер Александр Кузнецов, сыгравший этого самого парня, выдав уморительный перформанс почти без слов, потом снялся в фильме «Фантастические твари: Тайны Дамблдора». Возможно, его заметили как раз благодаря работе в «Папа, сдохни».

"Закат": фильм об отпуске в Акапулько, где всё не то, чем кажется

«Оторви и выбрось» – вторая картина Соколова. Осенью ее показали в основном конкурсе «Кинотавра», а весной – на важном американском фестивале независимого кино SXSW. Это по-прежнему остроумно придуманная черная комедия, но с более глубокой проработкой характеров и с чуть меньшим количеством крови на экране. Если в центре «Папа, сдохни» история абьюзивных отношений между отцом и дочерью, то в «Оторви и выбрось» речь о нездоровой коммуникации между матерью и дочерью, а также между бабушкой и внучкой. Эти образы воплотило фантастическое трио Анны Михалковой, Виктории Коротковой и совсем юной Софьи Круговой. И если про способности первой все давно знают, то вторая и третья – настоящее открытие фильма. Наблюдать за этими невероятно органичными актрисами – большое удовольствие. Короткову, впрочем, истинные синефилы могут помнить по картине Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», но с тех пор она снималась, к сожалению, очень мало.

Короткова изображает молодую женщину Олю, которая выходит из тюрьмы после драки с возлюбленным – полицейским Олегом (Александр Яценко). Драки, во время которой она выколола ему глаз. Но мать героини Вера Павловна – человек еще более лютый: когда Оля пытается забрать у бабушки свою дочь Машу, Вера Павловна, недолго думая, бьет ее ножом. Раненой Оле с Машей удается сбежать, но это только начало их безумных приключений на пути к свободе. Вера Павловна нанимает Олега, все еще влюбленного в Олю, чтобы тот помог вернуть внучку. Потому что бабушке, благодаря которой и Оле, и Маше в свое время вырвали гланды без наркоза (и без надобности), конечно, лучше знать, что будет правильнее для умного и смекалистого ребенка. По мнению Веры Павловны, это уж точно не жизнь с неблагонадежной матерью.

Несмотря на жанровую форму, «Оторви и выбрось» – это не только развлекательное кино с филигранным с ритмической точки зрения монтажом и емкими, живыми, афористичными диалогами, но и рефлексия о насилии, пронизывающем российское общество, распаде человеческих связей даже на уровне семьи. Размышление о том, как сложно вырваться в новую жизнь, если устоявшаяся система отношений утягивает в прошлое. С главной сюжетной линией рифмуется линия Олиной тюремной надзирательницы (Ольга Лапшина) и ее сына (Данил Стеклов), который унаследовал профессию матери вместе с сопутствующей ей жестокостью. Тот и в романтических отношениях начинает применять свои профессиональные навыки, то есть бьет однажды беременную девушку по лицу. Мать осознает, что нужно каким-то образом изменить жизнь сына, поменять работу, но его все более чем устраивает. Все персонажи «Оторви и выбрось» намертво связаны с тюремной культурой насилия. И все же беспросветным фильм не назовешь: в нем много любви между матерью и дочерью – Олей и Машей – и надежда на совсем молодое поколение.

«Казнь», режиссер Ладо Кватания

«Казнь» – долгожданный для знатоков дебют модного клипмейкера Ладо Кватании, снимавшего клипы Хаски (например, тот самый ролик по мотивам фильма «Петровы в гриппе»), «Ленинграда», Оксимирона, Манижи и других важных артистов. Картина, сделанная с оглядкой на лучшие западные образцы жанра детективного триллера и неонуара, получилась по-настоящему визуально впечатляющей, но непростой – тягучей и мрачной-премрачной. Впрочем, этого требует сам жанр.

"Казнь"

Кадр из фильма "Казнь"

Hype Film

А вот хронологическая запутанность ленты и правда может сослужить плохую службу «Казни»: действие постоянно скачет между разными временными промежутками (1980–1990-е), и запутаться в логике событий и мотивациях персонажей довольно просто. Главный герой, следователь Исса Давыдов (харизматичный Нико Тавадзе), празднует в начале картины повышение по случаю поимки маньяка, за которым он отчаянно охотился десятилетие. Посреди торжества он получает новость о новом преступлении с характерным для того самого преступника почерком – взяли не того. На сей раз впервые жертва (Аглая Тарасова) выжила и поэтому может помочь вычислить реального маньяка. Подозрение падает на тихого бывшего преподавателя техникума (фирменно потаенно-зловещий Даниил Спиваковский), из которого Исса будет пытаться выбить признание. Параллельно мы видим весь ход расследования с самого начала, кризис отношений Иссы с женой (Виктория Толстоганова), сотрудничество и дружбу с преданным своей профессии следователем-фотографом (Евгений Ткачук), роман с роковой женщиной (Юлия Снигирь) и внутреннюю трансформацию главного героя.

"Скрежет": финский хоррор об ужасах взросления

«Казнь» можно было бы принять просто за выдающееся формалистское упражнение в жанре нуарного триллера. Эстетская картина Кватании по атмосфере и выверенности каждого кадра определенно находится на мировом уровне (кстати, фильм показывали на фестивалях в Сиджесе и Роттердаме). Немного от Финчера, Пон Джун-хо и «Настоящего детектива», щепотка «Черной орхидеи» и «Психо» или даже аргентинской «Тайны в его глазах». Сам же Кватания в интервью всегда говорит о том, что для него это в первую очередь очень личная картина о конформизме, который он в какой-то момент стал в себе замечать. Приспособленчество проникает в жизнь поначалу идеалистически настроенного главного героя.

Но даже если не знать о словах постановщика, очевидно, что «Казнь» глубже, чем просто очередная история об изувере-женоненавистнике (образ убийцы собирательный, но больше всего черт было взято у Чикатило). Как и документальная книга Саши Сулим «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России» об ангарском маньяке, «Казнь» посвящена порочности системы, не заинтересованной по многим причинам в поимке преступника. Начальство требует в первую очередь галочки в отчетности, и сохранить благородные порывы в такой системе координат сложно даже тем, кто считал свое дело не просто профессией, но высокой миссией.

«Подельники», режиссер Евгений Григорьев

Еще одна картина из программы «Кинотавра» – игровой дебют одного из самых известных сегодня молодых документалистов Евгения Григорьева («Про рок»). За роль в «Подельниках» на фестивале получил награду Павел Деревянко, сыгравший главного злодея. Это по-настоящему впечатляющая роль, такого Деревянко мы еще не видели. В фильме он изобразил бывшего зека и шамана Витю Людоеда, который держит в страхе всю деревню в тайге. И в то же время он может быть обаятельным и нежно-заботливым: души не чает в своей собаке и лечит заговорами домашний скот всей деревни. Когда вскоре после возвращения в родное село биатлониста Пети (Юра Борисов) с женой Настей (Лиза Янковская) Витя убивает своего соседа и приятеля Сашу (Константин Балакирев), сын-младшеклассник погибшего (Ярослав Могильников) решает ему отомстить. Петя, привезший спортивное ружье с собой для тренировок, предлагает мальчику свою помощь.

"Подельники"

Кадр из фильма "Подельники"

START

«Подельники» сделаны как снежный вестерн (а точнее, конечно, истерн). Месть за близких, суровые мужчины и мальчики, дикие земли, страшные законы. Здесь живут и умирают по понятиям, здесь говорят о том, что их спровоцировали, вынудили напасть, а значит, они не виноваты. Все это замешано в фильме с местной мифологией, Людоед зарифмован с фольклорным медведем-шатуном. Мифологическое сознание обусловлено самим местом действия: пока герои выясняют друг с другом отношения, к деревне приближается самый настоящий медведь. Художественным руководителем фильма выступил Алексей Федорченко, и это очень логично. Режиссер, снявший ленты «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари», родом из Екатеринбурга и тоже обожает включать фольклорные мотивы в свое кино.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".