"В ритме ча-ча-ча": фильм, в который будет сложно не влюбиться
На Apple TV+ вышла картина молодого (всего двадцать пять) американского постановщика Купера Рэйфа «В ритме ча-ча-ча». В январе 2022-го фильм стал абсолютным любимцем публики на фестивале независимого кино «Сандэнс», проходящем в снежном штате Юта, а в последние два года еще и онлайн. Права на показ обладателя приза зрительских симпатий смотра за пятнадцать миллионов долларов приобрел гигант Apple TV+.
И тут, конечно, нельзя не вспомнить, что предыдущая их крупная сандэнсовская покупка «CODA: Ребенок глухих родителей» Шан Хейдер внезапно для многих порвала в этом году «Оскар»: маленькая независимая драмеди, рассказывающая о взрослении девочки из семьи глухих, была названа лучшим фильмом.
«В ритме ча-ча-ча» (в оригинале Cha Cha Real Smooth) во многом похож на «Ребенка глухих родителей». В картине, например, тоже есть персонаж с особенностями: у тинейджера Лолы в исполнении дебютантки Ванессы Бургхардт диагноз РАС (расстройство аутистического спектра). Сестра Купера Рэйфа – тоже ребенок с РАС, и бытование его семьи во многом определялось различными стадиями ее жизни. Режиссер говорит, что одной из его задач было признание в любви родителям детей с особенностями.
При этом Рэйф, как и Шан Хейдер, не стремится сгущать краски, драматизировать – они снимают светлое, наполненное любовью, обаятельное донельзя кино, диаметрально противоположное некоторым мрачным драмам из конкурса Канна или Берлина. Но если «Ребенок глухих родителей» все-таки сложен из понятных жанровых кирпичиков, то в работе Купера Рэйфа больше свежести и непредсказуемости.
Купер Рэйф сам сыграл главного героя картины. Его Эндрю в фильме двадцать два, и он только что выпустился из колледжа. Эндрю рвется в Барселону, куда отправилась его первая любовь, но пока ему приходится работать в дурацкой закусочной и снова жить у отчима и мамы (Лесли Манн, протягивающая ниточку от фильмов мэтра нестандартных ромкомов Джадда Апатоу, чьим творческим наследником Рэйф отчасти является). Младший брат героя постоянно ходит на бар-мицвы и бат-мицвы одноклассников, и однажды Эндрю идет с ним в качестве сопровождающего.
Это событие станет знаменательным по двум причинам. Во-первых, Эндрю вдруг оказывается потрясающим «массовиком-затейником», и еврейские мамы тут же ангажируют его как ведущего для грядущих праздников. Во-вторых, он знакомится с молодой матерью уже упомянутой девочки-тинейджера с РАС и с самой девочкой (у актрисы Ванессы Бургхардт в реальности тоже такой диагноз). Женщину по имени Домино изображает Дакота Джонсон, и если вы до сих пор не очарованы ею (возможно, виной тому предубеждение после ее роли в «Пятидесяти оттенках серого»), то поверьте: на сей раз нет шансов не подпасть под ее обволакивающее обаяние. О Домино ходят двусмысленные слухи, но Эндрю это не волнует – он тут же в нее влюбляется и, что немаловажно, находит контакт с Лолой, которой обычно тяжело дается общение. Одно но: у Домино, оказывается, есть скучный жених-юрист, который вечно в отъезде (Рауль Кастильо).
Представитель совсем молодого поколения, Рэйф запечатлевает на экране новый, современный тип мужественности. Его герои – альтер эго самого Рэйфа – открыты, чувствительны, эмпатичны, умеют плакать. Дебют Рэйфа под сомнительным названием «Вписка» (в оригинале Shithouse) был первой главой романа воспитания подобного персонажа. Центральный герой «Вписки», также изображенный самим Рэйфом, был еще более уязвим, чем Эндрю в Cha Cha Real Smooth. Он только поступил в колледж и отчаянно тосковал по своей семье, особенно по маме (у Эндрю во второй работе Рэйфа тоже очень трогательные и доверительные отношения с матерью).
Хрупкость и ранимость персонажа, какие редко увидишь в кино, очень подкупают. Он выламывается из привычной схемы, когда-то наглядно продемонстрированной в культовом фильме «Клуб «Завтрак»: не вписывается в архетипический набор школьно-студенческих типажей. Не популярный парень, но и не аутсайдер, а просто похожий на реального человека одинокий юноша, которому страшно неуютно начинать новый жизненный этап. Он тот, кто порой, как и все мы, попадает в неловкие ситуации и неуклюже пытается обрести сексуальный опыт, который оказывается далек от киноидеала.
«В ритме ча-ча-ча» изучает следующий важный этап становления каждого молодого человека – первые поиски работы, своего предназначения, а также, конечно, взрослой любви. Персонаж Рэйфа опасается, что все самое прекрасное осталось в прошлом – ярком и счастливом. В этом подвешенном состоянии Эндрю словно хватается за жизни и мечты тех, кем он восхищается, вместо того чтобы искать свой путь. Он хочет уехать в Барселону к бывшей уже девушке и одновременно погружается в существование Домино, сидит с ее дочерью, когда ее не с кем оставить. При этом герой, не понимая толком ничего про себя, верит, что лучше их самих знает, что нужно женщинам, которых он обожает: матери и Домино. Как бы не так, Эндрю.
Домино, несмотря на дочь-подростка, еще тоже очень молода и так же, как и Эндрю, страшится взрослой жизни, боится новых обязательств, отсутствия свежих бодрящих впечатлений. Из-за того что она рано родила, посвятила ребенку много времени, да еще и развелась, героиня не успела поучиться в колледже и планирует наверстать упущенное. Оба должны сделать решительный шаг навстречу новой жизни, но будет ли это шаг навстречу друг другу?
Рэйф говорит, что продюсерам он представлял картину как историю о двух людях, помогающих друг другу обрести силы, чтобы перейти на другую ступень. Многие упоминают в связи с картиной «Выпускника», но справедливым будет сравнение, например, и с нежными «Трудностями перевода» Софии Копполы – еще одним фильмом о судьбоносной встрече двух разновозрастных персонажей, оказавшихся на перепутье. Но если «Трудности перевода» окутывают сладкой меланхолией, то «В ритме ча-ча-ча» способен вызвать эйфорию, схожую с влюбленностью.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".