Выстрел наугад: как погиб авианосец "Арк Ройял"
13 ноября 1941 года ушел на дно один из самых известных кораблей Второй мировой войны – британский авианосец «Арк Ройял». Прославился он не только благодаря своим многочисленным боевым достижениям, но и нелепости обстоятельств гибели.
Второй, но первый
«Арк Ройял» стал вторым построенным британцами авианосцем (первый назывался «Гермес»). Причем по своим размерам и возможностям он заметно превосходил предшественника. Конструкция «Арк Ройяла» включала ряд нововведений, которые должны были стать стандартом для британских авианосцев – закрытые ангары на двух уровнях, являющиеся частью конструкции корпуса, закрытый «ураганный» нос и ярко выраженный выступ на корме, добавлявший почти 25 м к длине корабля. Кроме того, «Арк Ройял» был первым крупным кораблем флота Великобритании, при строительстве которого широко использовалась сварка.
Гибель "Лаконии": как инцидент с британским лайнером изменил подводную войну
Авианосец встал в строй в конце 1938-го. Прежде чем включить его в состав флота метрополии, «Арк Ройял» отправили в Средиземное море для подготовки. С началом войны он и «Корейджес» стали ядрами групп ПЛО, сформированных для поиска и уничтожения подлодок в Атлантике. Первым признаком того, что эта тактика может обернуться катастрофой, стало нападений субмарины U-39 на «Арк Ройял», произошедшее 14 сентября 1939-го. Впрочем, поскольку лодку уничтожили сопровождавшие авианосец эсминцы, адмиралтейство лишь укрепилось в мысли, что выбранная им тактика себя оправдывает. И только после того как три дня спустя был потоплен «Корейджес», авианосцам решили подыскать другое применение.
26 сентября «Арк Ройял» в Северном море был впервые атакован люфтваффе, но уцелел, поскольку ни одна из бомб в него не попала. С октября 1939-го по февраль 1940-го авианосец вместе с линейным крейсером «Ринаун» действовал против немецких рейдеров в Южной Атлантике. В апреле началась Норвежская кампания, во время которой «Арк Ройял» противодействовал немецкому вторжению в Скандинавию. 10 апреля его пикировщики, правда, взлетевшие с наземного аэродрома, потопили в Бергене немецкий легкий крейсер «Кёнигсберг», что стало первым в истории случаем уничтожения авиацией крупного военного корабля.
После эвакуации союзников из Норвегии «Арк Ройял» отбыл на юг, в Гибралтар, где присоединился к «соединению H» адмирала Сомервилла. В его составе он участвовал в нападении на французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года (британцы атаковали французские корабли, чтобы те не достались немцам). В течение следующих нескольких месяцев авианосец совершал рейды в Западное Средиземноморье, нанося удары по итальянским авиабазам и прикрывая конвои на Мальту и в Александрию. 9 февраля 1941 года корабли Сомервилла провели дерзкую воздушную и артиллерийскую бомбардировку Генуи, Специи и Ливорно, нанеся их береговым сооружениям серьезный ущерб.
Авантюра Черчилля: как британский флот разменял свой авианосец на немецкую подлодку
«Арк Ройял» действовал не только в Средиземноморье. В сентябре 1940-го он участвовал в неудачной атаке на вишисткий Дакар, а в марте 1941-го его самолет-разведчик заметил немецкие линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» адмирала Лютьенса в Атлантике. Впрочем, линкорам удалось достигнуть французского Бреста, прежде чем британцы их перехватили. Через два месяца «Арк Ройял» снова встретился с Лютьенсом, который на сей раз управлял линкором «Бисмарк». 26 мая торпедоносцы «Арк Ройяла» два раза попали в стального гиганта, из-за чего он стал неуправляемым. На следующее утро «Бисмарк» был добит британской эскадрой.
Летом 1941 года авианосец вернулся в Средиземном море, где продолжил прикрывать конвои и доставлять самолеты на Мальту.
Две атаки
В сентябре Гитлер отправил подлодки в Средиземное море на помощь итальянцам. Первые субмарины прошли Гибралтарский пролив в конце сентября – начале октября. В ноябре за ними отправилась следующая группа «серых волков», первыми из которых были Франц-Георг Решке на U-205 и Фридрих Гуггенбергер на U-81. В период новолуния 11–12 ноября обе лодки прошли через пролив незамеченными.
Днем ранее «соединение Н», состоящее из линкора «Малайя», авианосцев «Арк Ройял» и «Аргус», а также эсминцев, вышло из Гибралтара для переброски самолетов на Мальту. Выполнив эту задачу, 12 ноября Сомервилл повернул обратно, «сопровождаемый» итальянскими воздушными разведчиками. Узнав о передвижениях «соединения Н», командующий подводными силами рейха Карл Дениц приказал U-81 и U-205 перехватить британскую эскадру к востоку от Гибралтара.
U-205 заметила британские корабли рано утром 13 ноября. Сначала расстояние до целей было слишком велико для торпед. Но в 5:06 эскадра временно легла на выгодный курс, сократив дистанцию стрельбы до шести километров. Хотя шансы на успех все равно были невелики, Решке выпустил три торпеды, после чего вдалеке увидел «яркую вспышку», а затем услышал «два металлических удара». Так как о результате нападения можно было лишь гадать, он не стал спешить с победной реляцией.
U-81 обнаружила «соединение Н» в 16:00. Условия для атаки были сложными: цели были далеко и над ними кружили самолеты. Тем не менее в 16:36 Гуггенбергер с дистанции в три-четыре километра выпустил по линкору четыре торпеды. Результат залпа он не видел, так как сразу ушел на глубину. Спустя шесть минут немцы услышали сильный взрыв и решили, что попали в «Малайю». А через восемь минут взорвалась еще одна торпеда. Так как ее проход составил более шести километров, то Гуггенбергер предположил, что постепенно замедлявшийся снаряд попал или в эсминец, или в один из авианосцев.
Далее сложилась комичная ситуация. Будучи не уверенными в результатах своих атак, командиры U-81 и U-205 не спешили докладывать о них в штаб. Каждый из них ждал, что доложит другой. Молчанку прервал Дениц. Он передал на лодки, что, по данным агентства «Рейтер», «Арк Ройял» потоплен, и желал знать, кто это сделал. Тогда Решке сообщил о трех попаданиях в «авианосец и эсминец», а Гуггенбергер доложил, что торпедировал линкор и, возможно, поразил еще одну цель.
Когда месяц спустя U-81 и U-205 вернулись на базу, командующий, проанализировав записи их вахтенных журналов, пришел к выводу, что авианосец потопил Гуггенбергер. 10 декабря 1941 года его наградили Рыцарским крестом.
Гибель "Арк Ройяла"
Как оказалось, для Сомервилла атака U-205 стала неприятным сюрпризом. Из-за непогоды скорость эскадры менялась. В 5:14 британцы услышали подводный взрыв за эсминцем «Легион». Это сработала одна из торпед Решке. С рассветом «Арк Ройял» поднял в воздух самолеты для защиты от лодок. А вскоре «соединение Н» получило предупреждение по радио о субмарине, находящейся рядом с ним. Тогда Сомервилл решил изменить курс и идти на базу новым путем.
Обычно «соединение Н» возвращалось в Гибралтар, двигаясь вдоль испанского или марокканского побережья. Но, получив предупреждение, оно изменило курс, чтобы приблизиться к Гибралтару непосредственно с востока. Это решение стало роковым, поскольку британские корабли пошли прямо на позицию Гуггенбергера.
В 16:41 «Арк Ройял» был поражен в правый борт. По хронометражу торпеда прошла более пяти километров, что говорит о промахе U-81 в линкор и случайном попадании в авианосец. Причем торпеда Гуггенбергера нанесла достаточно повреждений, чтобы потопить корабль.
В момент торпедирования «Арк Ройял» накренился, совершая быстрый поворот влево. В результате торпеда попала (а не прошла под днищем) в скуловой киль и взорвалась фактически внутри противоторпедной защиты, выведя из строя правую котельную и главный распределительный щит. Выправить крен не получилось. К 18:00 центральная котельная была затоплена, что в свою очередь лишило корабль электроэнергии для насосов, вентиляции и вспомогательного освещения. Командир авианосца кэптэн Маунд приказал большей части команды перейти на эсминцы, оставив на «Арк Ройяле» лишь специалистов для ремонта.
Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами
Королевский флот попытался спасти авианосец. На помощь «Арк Ройялу» из Гибралтара вышли корабли с запчастями. Кроме того, на место инцидента прибыли два буксира, попытавшиеся доставить подбитый авианосец в порт. Возможно, «Арк Ройял» удалось бы спасти, если бы своевременно была затоплена котельная левого борта. Это позволило бы кораблю восстановить нормальное положение и его бы получилось отбуксировать к Гибралтару. Но к тому моменту, когда стали обсуждать эту меру, авианосец уже так «нахлебался воды», что реализация этого плана привела бы к его немедленному затоплению.
Аварийная команда работала всю ночь, стараясь обеспечить «Арк Ройял» электроэнергией и запустить насосы. Но к пяти утра стало ясно, что авианосец спасти не получится. Его крен продолжал расти. Тогда Маунд приказал ремонтникам покинуть корабль. В семь утра буксиры сбросили тросы. Спустя 13 минут гордость британского флота перевернулась и ушла под воду.
Потери экипажа «Арк Ройяла» были минимальны – погиб только один моряк. Плохо было другое: королевскому флоту нечем было заменить «Арк Ройял» и британские средиземноморские ВМС остались без прикрытия с воздуха на море. Одним ударом U-81 нанесла им больший ущерб, чем весь итальянский флот за 17 месяцев боевых действий.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".