21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Магия реальности: какие новые технологии стали развитием вымышленных концепций
VR искусственный интеллект Наука и Технологии роботы

Магия реальности: какие новые технологии стали развитием вымышленных концепций

«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Это известное высказывание писателя-фантаста Артура Кларка изрядно набило оскомину, но оттого не перестало быть правдивым. Последние годы наглядно демонстрируют: мы находимся в точке, когда сверхъестественные ранее технологии вновь становятся реальностью.

гуманоид GR‑2

©Foruirer
Содержание:

Вновь – потому что такое уже было: с интернетом и соцсетями (их упоминание можно найти в рассказах Э.М. Форстера начала 1900-х), мобильными телефонами и планшетами (например, из сериала Star Trek, 1960-е) и так далее. Нет смысла говорить о них в сотый раз, но ближе к концу 2024-го вполне можно взглянуть с этой точки зрения на последние технологические разработки. Многие из них, если не все, вдохновлены или по крайней мере реализуют фантастические концепции прошлого.

Искусственный разум

Как говорится, зайдем с козырей. Искусственный разум в разных вариациях встречался чуть ли не у каждого классика фантастики: Азимов, Кларк, Хайнлайн, Герберт, Стругацкие, Гибсон… Почему именно сегодня мы говорим о том, что эта кажущаяся абсолютно нереалистичной перспектива становится явью?

Все дело в разработках генеративного искусственного интеллекта (ИИ). Опустим технические детали технологии, за исключением ключевой – способности «думать», то есть совершать когнитивные умозаключения. Именно эта особенность отличает последнюю разработку лидера в области OpenAI. Называется она ChatGPT o1. И именно эта способность в ближайшем будущем ляжет в основу так называемых интеллектуальных агентов.

Такие системы будут способны не просто обрабатывать один или два типа информации (например, текст с изображением), но выстраивать сложные логические связи для достижения поставленной цели на основе данных из множества потоков: компьютерного зрения, различных сенсоров и, конечно, поставленной задачи («пойди туда и сделай то»). Для получения результата ИИ-агент будет разбивать цель на задачи, каждая из которых выполняется последовательно либо параллельно. Опционально возможно подключение других ИИ-агентов.

Впрочем, это лишь приближение настоящего искусственного разума. Реальные перспективы его появления туманны, их разбирают на уровне манифестов и футурологических предсказаний. Вопрос подробно освещен, в частности, в книге ученого Макса Тегмарка «Жизнь 3.0». Специалист из Массачусетского технологического института (MIT) анализирует в ней прогнозы разных экспертов и ученых – от позитивных (появление полноценного ИИ случится в ближайшие годы и принесет человечеству благо) до негативных (случится неизвестно когда и станет концом человечества).

Единственное, в чем сходятся все эксперты, – невозможность искусственного разума не доказана. Это значит, что мы точно не знаем, появятся ли реально думающие машины, но не можем быть уверены, что этого не случится. А следовательно, не за горами воплощение в жизнь еще одной технологии, которая описана более ста лет назад.


Что такое точка сингулярности ИИ

Среди прогнозов относительно искусственного разума часто фигурирует так называемая точка сингулярности. Если коротко, это ключевой момент в развитии новой сущности, когда она начинает себя осознавать, самостоятельно обучаться, а за счет стремительного обучения – развиваться в геометрической прогрессии даже без гипотетической возможности контроля со стороны человека.

С этой точки и расходятся ключевые прогнозы: что будет дальше? Может, ИИ станет служить во благо человечеству, позволив нам достигнуть невероятных высот. А возможно, напротив, мы не будем ему нужны, и он избавится от нас настолько легко и незамысловато, что мы не успеем ничего осознать.

Именно точка сингулярности вызывает самые ярые дискуссии, заставляя разработчиков и футурологов думать о будущем уже сейчас. Споры ведутся относительно того, как развивать (и стоит ли сдерживать) технологию, какие фундаментальные принципы и каким образом в нее закладывать, чтобы реализовать позитивный сценарий и избежать негативного.


Человекоподобные роботы

Термин «робот» придумали и ввели в обиход в 1920-х братья Чапеки. По-настоящему популяризирован он был в последующие десятилетия Айзеком Азимовым, который в числе прочего сформулировал знаменитые законы робототехники. Но если в произведениях фантастов роботы неизменно ассоциировались с думающими машинами, реальность, как водится, оказалась куда сложнее.

Про искусственный разум было сказано в предыдущей главе: такие системы вполне могут служить «программным обеспечением» для роботов и таким образом воплотить фантазии писателей, но когда это случится, мы не знаем. Однако здесь и сейчас происходит иное: появление собственно роботов – машин, пока не думающих, – на рынке.

Если временно обойти вниманием Tesla Optimus (о достижениях Илона Маска поговорим далее), самым продвинутым разработчиком гуманоидных роботов сегодня является китайская компания Fourier. Основанная восемь лет назад, она занималась медицинским оборудованием, в том числе разработкой активных экзоскелетов, которые с помощью сервомоторов позволяли парализованным пациентам двигаться (и в некоторых случаях восстанавливать эти функции).

В процессе работы выяснилось: от экзоскелета до собственно робота – один шаг: специфика «железа» отличается не так уж сильно. Сказано – сделано: в конце сентября компания представила уже второе поколение своих гуманоидов GR-2. Цель, которой компания стремится добиться, – «робот-ассистент в каждый дом». По словам главы Fourier, именно такие устройства должны стать «новыми смартфонами» (а генеративный ИИ будет их операционной системой).

Задача кажется весьма амбициозной, но в мире уже несколько десятков компаний занимаются производством таких роботов. Некоторые планируют тесты в реальной среде – в основном промышленной, ведь такой робот идеально подходит для того, чтобы заменить человека в сложных и опасных задачах.

Естественный разум в искусственной среде

Одним из ответов на риски, связанные с точкой сингулярности, должны стать нейроинтерфейсы. Возможность подключения живого разума к цифровым устройствам также много где обыгрывалась, но ярче всего запомнилась по циклу «Нейромант» Уильяма Гибсона и оригинальной трилогии «Матрица», которой в этом году исполнилось ни много ни мало 25 лет.

Несколько компаний – как минимум американские Neuralink, Synchron и Precision Neuroscience (а также менее известные китайские лаборатории) – уже занимаются подобными разработками на этапе опытов с людьми. Инженеры научились переводить мозговые сигналы в команды для компьютера, и в результате парализованные пациенты смогли играть в стратегические и даже экшен-игры, где требуется высокая скорость реакции. А Neuralink буквально в сентябре заявила о том, что ее чип в будущем позволит восстанавливать зрение некоторым людям, слепым с рождения.

Но шутка в том, что такие достижения – помощь парализованным пациентам, восстановление зрения и так далее – в глобально-технологическом аспекте расцениваются скорее как побочные эффекты. Настоящая цель разработок – обеспечить прямую связь мозга с цифровыми устройствами, чтобы иметь возможность переносить сознание на цифровые носители, а также значительно усилить когнитивные способности и таким образом в случае чего противостоять неконтролируемому искусственному разуму. Так сказать, прийти к точке сингулярности вместе с ИИ, а не просто допустить его к перспективе бесконечного саморазвития и таким образом вверить свою судьбу неизвестности.

Расширенная реальность

VR-технологиям в современном понимании в этом году исполнилось 10 лет. Именно столько на рынке присутствуют шлемы виртуальной реальности, которые погружают человека в полностью цифровой мир, отрезая от настоящего. Технология, конечно, тоже уходит корнями в фантастику – можно вспомнить того же «Нейроманта» (представьте нейроинтерфейс, подключенный не к ПК, как в прошлой главе, а сразу к виртуальному шлему – ведутся и такие исследования). Но русскому читателю вспомнится, скорее, «Дип» Сергея Лукьяненко – виртуальность родом из середины 1990-х.

Впрочем, современный технолюбитель к этой технологии охладел. Метавселенные, столь обсуждаемые пару лет назад, потихоньку сошли практически на нет. И даже корпорация Meta (признана в России экстремистской и запрещена) сместила основной фокус своей работы на рынок, который, как ожидалось, должна была занять Apple.

«Яблочная» компания в прошлом году представила не слишком удачный продукт – шлем расширенной реальности Vision Pro. Он объединяет две функции – виртуальной и дополненной реальности, то есть может как полностью скрыть окружающие объекты из поля зрения, так и работать в режиме прозрачности. Но ожидания отрасли были несколько иными.

А именно – очки, мало отличимые от обычных: прозрачные стекла в обычной оправе, но с цифровой картинкой поверх. Это дополненная реальность (AR), но в устройстве, которое действительно потенциально может заменить смартфоны. Зачем они, если всё, что нужно, можно иметь в буквальном смысле на глазах? Именно такой концепт – очки Orion – в конце сентября показала Meta, пообещав выпустить на рынок в течение трех лет.

Что пока не появилось

Логичным продолжением разговора о расширенной реальности вполне могут стать голограммы – цифровые образы, как бы «сотканные» в воздухе. Их мы видели в «Звездном пути», «Звездных войнах» и бесчисленных фантастических произведениях. Вот только до сих пор технология не сумела получить воплощение, сколь-нибудь приближенное к реальному.

Конечно, о голограммах мы так или иначе слышали. Например, на Западе несколько раз «воскрешали» звезд для посмертного выступления. А отечественные телеком-операторы около пяти лет назад провели «голографический» звонок между Москвой и Петергофом для демонстрации возможностей связи пятого поколения 5G. Вот только во всех случаях это обманка: образ обязательно накладывается на что-то физическое – стекло или дым. Либо, как вариант, цифровой образ, видимый только в очках дополненной реальности, – тоже совсем не то, что «классическая» голограмма.

Раз уж затронули кинофраншизы – что там с космическими полетами, которые должны были привести нас на Луну, Марс и к звездам? Тоже всё грустно, но подвижки есть. Эта индустрия двигается за счет одного энтузиаста, который стремится сделать человека мультипланетным видом и доставить его на Марс – на случай, если с Землей что-то случится. Именно с этой целью Илон Маск основал в свое время SpaceX, и вновь здесь прослеживается системный подход.

Что потребуется для реализации такого амбициозного плана? Во-первых, ракеты, способные не только взлетать, но и садиться. Ускорители Falcon9 совершили уже более 300 посадок, а обе части ракеты-гиганта Starship удалось мягко приземлить в рамках пятого испытательного полета в середине октября. Доходы от контрактов с NASA и частных запусков – приятный бонус и финансирование для амбициозной цели. Во-вторых, стабильная связь. Что ж, на орбите Земли уже более 6 тыс. спутников SpaceX Starlink. Они обеспечивают связь не только на поверхности, но и в космосе: благодаря этим спутникам весь полет Starship 5 на высоте более 100 км транслировался в реальном времени.

Конечно, не Маском единым. Возвращаясь к перечисленным в тексте технологиям: генеративным ИИ занимаются Google, Meta, Apple, в России – «Яндекс» и «Сбер» (от которого в последнее время, к слову, не так уж много новостей); роботами – полчища китайских вендоров во главе с Fourier и Unitree. Еще больше в мире передовых стартапов, о которых мы пока не слышали.

Когда кончатся вычисления: графен, свет или живые клетки – что придет на смену кремнию

Вот только технологий, описанных в научной фантастике и не нашедших воплощения (так или иначе) в реальности, как будто осталось не так уж много. Беспилотные автомобили? Та же Tesla в первой половине октября представила полностью автономные такси и автобус, но когда они станут повседневностью, неясно: транспортные регуляторы максимально строги почти во всех странах. Отчасти из-за этого, к слову, от профильных разработок отказалась Apple, которая изначально тоже хотела выпустить машину без руля и педалей.

В целом сегодня прослеживается явный тренд: словосочетание «передовая технология» по умолчанию подразумевает «цифровая». Она обязательно будет связана с ИИ или по крайней мере с большим потоком данных, либо с цифровым образом, либо с автономными алгоритмами, которые суть тот же ИИ, просто уже в несколько устаревшем значении. Если же передовая технология не является цифровой – например, инновационное медицинское устройство, метод добычи энергии либо что-то подобное, – обязательно требуется уточнение во избежание недопонимания.

Отсюда еще более удивительно, насколько фантасты прошлого оказались прозорливыми. Никто из писателей не мог предсказать столь стремительного развития цифровых технологий: носителями данных в их произведениях были магнитные кассеты или что-то подобное, видео- и даже голографическая связь передавалась аналоговыми сигналами, а «мозги» роботов были позитронными, что бы это ни значило. И все же прогнозы оказались весьма точными – с поправкой на подобные условности, а также на предпочтение человечества по большей части «залипать» в соцсетях, нежели осваивать космос. Но это уже совсем другая история.


ИИ-амбиции Илона Маска

Почти к каждой технологии так или иначе приложил руку один из самых известных инженеров и бизнесменов современности – Илон Маск. В неполном портфолио его компаний: Tesla, производящая роботов Optimus; родившаяся из нее xAI (занимается генеративным ИИ); Neuralink.

Уже на этом уровне прослеживается системность: ИИ – роботы – нейроинтерфейсы. К роботам можно добавить и беспилотные автомобили, в основе которых алгоритмы, схожие с гуманоидами Optimus.

Такая «коллекция» собралась у Маска неспроста: это результат анализа перспективных технологий еще на заре карьеры, на рубеже 1990–2000-х. Именно тогда предприниматель основал финтех-компанию x.com (была поглощена PayPal и обеспечила ему первое заметное финансирование) – прообраз современного X, который лепится из купленного несколько лет назад Twitter.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".