"Мой сосед – монстр": изобретательный ромком о подавлении чувств
Полнометражный дебют Кэролайн Линди «Мой сосед – монстр» в оригинале называется просто «Твой монстр» (Your Monster). Этот заголовок более точно передает суть картины, премьера которой состоялась в начале года в полночной секции американского фестиваля независимого кино «Сандэнс». Туда обычно включают авторские хорроры, но картину Кэролайн Линди все-таки нельзя отнести к этому жанру, хотя его отголоски в фильме и есть.
«Мой сосед – монстр» – скорее романтическая комедия, но совершенно нестандартного толка. Постановщица и сценаристка Линди переосмысляет жанр, размывая его границы и привнося в него неожиданные смыслы. Все свои эксперименты Линди помещает в условную рамку сюжета «Красавицы и Чудовища».
Мелисса Баррера из последних частей киноманской триллер-франшизы «Крик» изображает в фильме начинающую певицу и актрису Лору Франко, жизнь которой полетела под откос, когда у нее нашли рак. Лору в процессе лечения бросает ее парень Джейкоб (Эдмунд Донован), не справившийся с трудностями, с которыми столкнулась его девушка. У Лоры не остается никого, кроме подруги (Кайла Фостер), да и та минимально участвует в ее жизни. Похожая история произошла с самой Кэролайн Линди.
Вместе с любовью Лора потенциально может лишиться и роли мечты: Джейкоб – композитор и режиссер, написавший партию в мюзикле специально для нее. Причем героиня принимала в творческом процессе активное участие, став фактически соавтором спектакля.
Героине картины не остается ничего, кроме как после выписки из больницы сутками плакать дома у матери, которая даже не приехала ее проведать. То и дело она слышит в доме странные звуки и однажды в шоке обнаруживает, что соседствует с настоящим волосатым антропоморфным Монстром (Томми Дьюи). Тот, оказывается, уже давно обосновался в этом жилище, считает себя его хозяином и ставит Лоре ультиматум: через две недели она должна съехать. Слушать ее страдания вечно не входит в его планы. Но, пообтершись в быту, красавица и чудовище начинают находить общий язык, проводя вместе все больше времени.
Параллельно героиня все-таки получает роль в том самом спектакле, но, конечно, не главную. Теперь она вынуждена наблюдать, как звездная актриса Джеки Деннон (Меган Фейхи) не только репетирует предназначавшуюся ей партию, но и флиртует с ее бывшим возлюбленным.
«Мой сосед – монстр» – фильм – развернутая метафора, и чем дальше смотришь, тем более очевидным это становится. Такой прием часто встречается в современных авторских хоррорах, исследующих психологические процессы и травмы, а также актуальные проблемы сегодняшнего дня. В другом недавнем хите «Сандэнса» «Свежатинка», например, маньяк-хирург предлагал своим обеспеченным клиентам перекусить частями женского тела, воспринимаемого нередко в современном обществе как мясо.
"Субстанция": шокирующий хоррор об эйджизме и стандартах красоты
В финском хорроре «Скрежет» (его тоже показывали в сандэнсовской «полуночной» секции) у взрослеющей героини-гимнастки вылуплялась из огромного яйца зловещая сестра-близнец с перьями. Она олицетворяла собой все «темные» стороны личности, которые проявляются во время пубертата.
Кэролайн Линди проворачивает подобный трюк в жанре ромкома с элементами мюзикла. Пожалуй, если говорить о романтических комедиях, похожий прием использовали разве что авторы абсурдистского сериала «Мужчина ищет женщину». В нем самые разные ситуации, с которыми сталкиваются люди, заводя любовные отношения, были представлены в виде метафорических образов. Если свадьба бывшей девушки – то в самом настоящем аду. Если расставание – то с мучительным разделением сросшихся в одно тел бывших возлюбленных. Кому достанется печень, а кому – селезенка? (и снова метафора тяготеет к боди-хоррору).
Монстр из картины Кэролайн Линди – это личный монстр главной героини Лоры, вырывавшийся из-под кровати, чтобы дать в нужный момент отпор ее обидчикам. Когда-то очень давно, еще в детстве Лоры, она заперла Монстра в шкафу, испугавшись этой части себя. Ведь девочек часто учат, что нужно быть хорошими и правильными, скрывать все свои негативные эмоции, никогда не проявлять злость и агрессию. Но именно эти эмоции позволяют отстаивать личные границы, не разрешать обращаться с собой неуважительно и не рыдать из-за людей, которые на самом деле никогда не ценили тебя.
"Птица" и "Приключения Паддингтона 3": немного британской магии
Заводя дружбу, а потом и любовь с Монстром, Лора учится присваивать себе ярость и злость, не прятать их даже от себя самой. Эти умения пригодятся даже в самых бытовых ситуациях: на замечание медсестры о том, что у нее сложные вены, героиня теперь может парировать, что у нее сложная медсестра. И, конечно, в ситуациях, определяющих повороты судьбы: когда нужно вернуть себе свою роль или поставить на место отвратительного нарцисса.
Кэролайн Линди весьма убедительно удается рассказать о вреде подавления эмоций. Если вовремя вспомнить о своем внутреннем монстре и полюбить его, то жизнь заиграет совершенно новыми красками. Но если слишком долго оттягивать этот момент, то чудовище однажды может вырваться наружу настолько агрессивным образом, что мало не покажется никому. Боди-хоррор иногда напоминает о себе неожиданно.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".