26 декабря 2024
USD 99.61 -0.26 EUR 103.94 -0.29
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Рождественский переполох: чем закончился набег "серых волков" в Тихий океан
Military Австралия Вторая мировая война Германия флот

Рождественский переполох: чем закончился набег "серых волков" в Тихий океан

В 1944 году немецкие подводники решили поохотиться на суда союзников возле Австралии. Поскольку этот регион считался относительно спокойным, систему конвоев там отменили, что открывало перед «серыми волками» Деница прекрасные перспективы. Однако успеха там добилась лишь одна немецкая субмарина. Произошло это 25 декабря и вызвало настоящий «рождественский переполох» в Сиднее.

Немецкая подводная лодка VII серии

Немецкая подводная лодка VII серии

©Scherl/Global Look Press

Где тонко, там и рвется

Во время Второй мировой войны немецкие подводники использовали разные методы борьбы с судоходством союзников. Конвои в Атлантике атаковали «волчьи стаи» (группы лодок). Это были юркие субмарины VII серии. Большим же лодкам IX серии, прозванным за неповоротливость «морскими коровами», командующий подплавом Германии Карл Дениц нашел другое применение.

Операция "Паукеншлаг": как "литавры" Деница разбудили Америку

Благодаря большому запасу топлива, «девятки» могли достигать находящихся вдалеке от боевых действий районов океана. Поскольку их там не ждали, система конвоев отсутствовала и суда часто плавали в одиночку, как в мирное время. Поэтому «морские коровы» действовали там практически безнаказанно.

Впервые такая тактика дальних ударов была применена Деницем весной 1941-го, когда к Фритауну он отправил группу «девяток». Британцы не были готовы к появлению немецких лодок у Африки, и в итоге «серые волки» сумели потопить 73 судна общим тоннажем свыше 400 тыс. брт и повредить линкор.

В январе-феврале 1942-го немцы провели операцию «Паукеншлаг» у восточного побережья США. На этот раз пять «девяток» потопили 23 транспорта на почти 150 тыс. брт. Но этим дело не ограничилось – избиение судоходства у побережья Америки, а затем и в Карибском бассейне продолжилось и в общей сложности привело к гибели 609 судов общим тоннажем свыше 3 млн брт.

В конце 1942-го – начале 1943-го восемь «девяток» отправились в рейд к Кейпатуну и Мадагаскару, где потопили 62 судна, включая шесть войсковых транспортов, общим тоннажем 379 тыс. брт. Это в среднем дало по 7,8 судна на 47 тыс. брт на каждую лодку за поход, что превысило лучшие показатели «девяток» в американских водах.

За неготовность противостоять подводной угрозе у побережья Африки и Америки союзникам пришлось заплатить сотнями транспортов и тысячами жизней моряков торгового флота. Но к 1944 году эта проблема казалось решенной: силы ПЛО союзников нанесли поражение «серым волкам» в Северной Атлантике и практически взяли под контроль Южную Атлантику и Индийский океан. Тем не менее оставалось место, где немцы могли попытать счастья – Тихий океан.

В далеких морях

Хотя Германия планировала использовать подлодки в Индийском океане еще в начале войны, они появились там лишь в конце 1942-го. Изначально Дениц не собирался распылять силы, пока шло сражение в Атлантике. Да и японцы не желали видеть немцев в Индийском океане, считая его своей вотчиной. Но в 1943-м обстановка изменилась. Японские лодки были задействованы в Тихом океане, поэтому Токио предложил Берлину активизировать действия между Африкой и Индонезией, предоставив немецким субмаринам базу в Пенанге.

"Серые волки" у Кейптауна: как немцы устроили побоище у Южной Африки

Дела у «серых волков» в Атлантике шли неважно, поэтому Дениц согласился, желая подыскать районы, где ПЛО союзников была бы слабее. В результате, в июне 1943-го из Франции вышла группа «девяток», получившая название «Муссон». Пять из них прорвались в Индийский океан, начав охоту в Аравийском море.

Одна лодка была потеряна, но четыре «девятки» осенью 1943-го добрались до Пенанга. Их успехи оказались скромными: «Муссону» удалось потопить лишь восемь судов на примерно 50 тыс. брт. Но этот опыт показал, что по сравнению с Атлантикой ПЛО в Индийском океане заметно слабее. Поэтому Дениц отправил на Дальней Восток более 40 боевых и транспортных субмарин. Помимо Пенанга для них с японской помощью были созданы базы в Сингапуре, Батавии и Сурабайе.

Взгляд на восток

Изначально Дениц видел в «Муссоне» лишь средство для атак оживленного судоходства в Персидском и Аденском заливах. Но японцы предложили ему расширить район операций немецких лодок вплоть до Австралии. С этим же предложением к Деницу обращались и сами «серые волки». Первым в июне 1944-го это сделал вернувшийся с Дальнего Востока командир U-188 Зигфрид Люден. Он рекомендовал провести разведку районов к югу и западу от Австралии. Затем к Деницу обратились командиры U-168 и U-862, чьи лодки находились в Индонезии. Они просили командующего разрешить им начать действовать у портов юго-западной Австралии.

Перезарядка торпеды на немецкой подводной лодке

Перезарядка торпеды на немецкой подводной лодке

Scherl/Global Look Press

14 сентября 1944-го Дениц дал им добро на проведение операции, благо командир U-862 Генрих Тимм хорошо знал австралийские воды, поскольку еще до войны плавал в них на торговом судне. Кроме того, Дениц решил отправить туда третью лодку – U-537 Петера Шреве, прибывшую в Батавию в начале августа.

Подготовка трех субмарин к походу в Австралию стоила немцам немалых трудов. В Индонезии торпеды были в дефиците, поэтому «девятки» должны были взять их с собой лишь по 14 штук, что составляло половину штатного боезапаса. Впрочем, и эти торпеды не вызывали доверия, так как в тропических условиях они часто выходили из строя.

"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике

Кроме того, японцы не обеспечили немцев свежими разведданными, поскольку уже достаточно давно сами не имели представления о транспортной ситуации и оборонных возможностях союзников, особенно у западноавстралийского побережья, где намеревались действовать немецкие подводники.

У союзников же подобных проблем не было. Благодаря взлому японских и немецких кодов, они узнали о готовящемся нападении и приняли меры. Воздушное патрулирование и поисковые группы кораблей ПЛО были усилены, судоходство рассредоточено, а на охоту за «серыми волками» отправлены субмарины. 6 октября при переходе в Сурабайю U-168 была перехвачена и потоплена голландской лодкой «Звардвис».

На тот момент операция в водах Австралии оставалась для немецких субмарин на Дальнем Востоке главной наступательной миссией. Кроме того, она должна была показать, что немцы поддерживают Японию. Поэтому Дениц решил от нее не отказываться, заменив погибшую U-168 подводным крейсером U-196.

Первой в море 9 ноября из Сурабайи вышла U-537, но уже на следующий день ее заметила субмарина ВМС США «Флаундер». Из четырех выпущенных торпед одна поразила цель, после чего мощный взрыв уничтожил немецкую лодку. Ничего не зная о ее судьбе, Дениц еще долгое время считал, что Шреве действует у берегов Австралии.

В конце ноября выполнять задание вышли U-862 и U-196. Однако последняя практически сразу пропала без вести, и ее судьба неизвестна до сих пор. А вот U-862 на короткое время стала головной болью для целого континента.

Рождественский переполох

В этом походе Фортуна благоволила U-862, так как союзники ничего не знали о ее выходе. Хорошо знакомый с австралийскими водами, Тимм планировал провести лодку вдоль местных судоходных маршрутов. 26 ноября он достиг мыса Луин, после чего двинулся на восток, чтобы поохотиться в Большом Австралийском заливе.

Не встретив ни одной цели, Тимм понял, что противник, зная о немецких лодках, изменил маршруты своих судов. Тогда он повел лодку к порту Аделаида, где 9 декабря немцы заметили греческий пароход «Иллиос». Бурное море мешало торпедной атаке, поэтому Тимм решил расстрелять цель из пушки. Однако «грек» был вооружен и ответил на стрельбу немцев огнем из своего орудия. Тимму пришлось прекратить атаку.

Эсминцы союзников в перископе немецкой подводной лодки во время Второй мировой войны

Эсминцы союзников в перископе немецкой подводной лодки во время Второй мировой войны

Scherl/Global Look Press

Узнав о нападении, австралийские корабли ПЛО вышли на поиск лодки, однако найти ее не смогли. Тем временем U-862, огибая Тасманию с юга, встретила там танкер, но атаку сорвал появившийся самолет. Летчики приняли лодку за свой корабль, поэтому вместо нападения попытались обменяться с ней сигналами.

Обогнув Тасманию, Тимм взял курс на Сидней. Там в канун Рождества, 24 декабря, он встретил американский транспорт типа «либерти». Это был «Роберт Дж. Уокер», следовавший из Индии в Австралию. Атака на него началась в 17:20 и продолжалась несколько часов. Сначала U-862 выпустила две торпеды, одна из которых поразила цель, а вторая шла к ней настолько медленно, что артиллеристы «либерти» смогли расстрелять ее в воде почти в 100 метрах от судна. После этого лодка выпустила в транспорт еще две торпеды, одна из которых попала в него. Тогда экипаж покинул «Роберт Дж. Уокер» в шлюпках, хотя тот еще держался на плаву и ушел на дно лишь 25 декабря, став единственным судном, потопленным подводниками Деница в Тихом океане.

За что Карл Дениц отдавал командиров субмарин под суд

Это нападение вызвало в Сиднее переполох. На поиски U-862 были отправлены корабли и самолеты, устроившие самую большую и продолжительную охоту на субмарину, когда-либо проводившуюся у берегов Австралии. Но Тимма они так и не нашли. А он, решив, что уже достаточно навел шороху у Нового Южного Уэльса, направился в сторону Новой Зеландии.

В поисках новых целей U-862 подошла к гавани Окленда настолько близко, что немцы видели автомобили на улицах и слышали музыку из кафе. Но ни одного крупного судна замечено не было. И все же у Новой Зеландии Тимм два раза атаковал корабли, впрочем, оба раза промахнувшись. Так и не добившись результата, 19 января он отправился на базу, придя в Батавию 15 февраля. По пути U-862 западнее Перта удачно атаковала американское судно «Питер Сильвестр», которое стало последней жертвой подлодок группы «Муссон».

В итоге, U-862 оказалась единственной немецкой лодкой, действовавшей у берегов Австралии. Повторить «Паукеншлаг», о чем мечтал Дениц, не удалось. Успех радиоразведки позволил австралийцам избежать решительного немецкого подводного наступления. Система конвоев вокруг континента была прекращена еще в феврале 1944-го, и к моменту появления Тимма у берегов Австралии местное судоходство уже вернулось к режиму мирного времени. А силы ПЛО оказались неспособны выследить и уничтожить даже одну вражескую лодку. Поэтому, если бы подлодки «Муссон» бросили им решительный вызов, то австралийцам пришлось бы по-настоящему туго.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".