"Оскар-2025": угадываем победителей
В ночь со 2 на 3 марта по московскому времени в Лос-Анджелесе пройдет церемония вручения премии «Оскар». Попробуем угадать победителей в основных категориях. В этом году обстоятельства меняются очень быстро, а вместе с ними – и прогнозы о результатах премии.

Кадр из фильма "Анора"
© Arna Media /"Атмосфера кино"Лучший фильм
В этом году на звание лучшего фильма года претендуют 10 картин: «Анора», «Эмилия Перес», «Злая: Сказка о ведьме Запада», «Бруталист», «Конклав», «Дюна: Часть вторая», «Субстанция», «Я все еще здесь», «Мальчишки из "Никеля"», «Боб Дилан: Никому не известный».
Какое-то время назад в фаворитах числился необычный, снятый на испанском мюзикл «Эмилия Перес» француза Жака Одияра, у которого в этом году больше всего номинаций (13) – это рекорд для неанглоязычных картин на «Оскаре». Однако скандальные старые твиты Карлы Софии Гаскон, исполнившей главную роль в фильме, кажется, поставили крест на его потенциальном оскаровском триумфе. Теперь под большим вопросом даже посещение актрисой премии, несмотря на то, что она номинирована в категории «Лучшая женская роль».
Да и содержание фильма, по сути чествующего в финале главу наркокартеля, из-за деятельности которого пропали без вести и погибли тысячи людей, вызывает полярные реакции. Многие мексиканцы, лично столкнувшиеся с преступлениями картелей, совсем не оценили оригинальный концепт Жака Одияра. Режиссер признавался, что на самом деле не особенно исследовал местную фактуру. Во Франции, впрочем, к «Эмилии Перес» все еще относятся замечательно: за Каннским призом за лучшую женскую роль, разделенную между всеми актрисами фильма (Карла София Гаскон, Зои Салдана, Селена Гомес) последовали семь национальных премий «Сезар», в том числе за лучшую картину.

Кадр из фильма "Эмилия Перес"
Keystone Press Agency /Global Look Press«Оскар» же, вероятно, обретет Зои Салдана, претендующая на звание лучшей актрисы второго плана. Она изобразила в «Эмилии Перес» адвоката, чья жизнь меняется после того, как к ней обращается за помощью наркобарон, желающий радикальным образом преобразиться, чтобы избежать преследования властей. Салдана задействована сразу в трех самых кассовых фильмах в истории кино, но именно «Эмилия Перес» принесла ей мощное профессиональное признание.
После вручений премий голливудских гильдий (в данном случае речь в первую очередь о продюсерской премии PGA) не остается почти никаких сомнений, что «Оскар» за лучший фильм года достанется «Аноре» Шона Бейкера. В большинстве случаев обладатели наград гильдий потом получают и «Оскар» в соответствующей категории. «Аноре» за последние несколько недель отдали и ряд других важных призов вроде Critics Choice Awards и Independent Spirit Awards.
Киноновинки недели: выборы папы римского и фото в ванне Гитлера
Присужденная жюри Греты Гервиг «Золотая пальмовая ветвь» отправила «Анору» в триумфальное путешествие длиной почти в год, о котором, кажется, американский независимый режиссер Шон Бейкер не мог поначалу даже мечтать. Важную роль, как считают некоторые эксперты, сыграла и работа маркетингового отдела кинокомпании Neon. Юра Борисов и Марк Эйдельштейн, сыгравшие у Бейкера, влюбили в себя всех еще сильнее, когда их стали вывозить на зарубежные премии и брать у них интервью. Их непосредственность, открытость и неотлакированность речи на неродном языке очаровывают зрителей в США. В России же Юра стал чуть ли не национальным героем после номинаций на «Золотой глобус», BAFTA и «Оскар».
К сожалению, у Борисова нет почти никаких шансов уехать в Россию с оскаровской статуэткой за роль второго плана: по всем предварительным раскладам ее обретет Киран Калкин. Его перформанс в «Настоящей боли» Джесси Айзенберга замечательный, но несправедливость в том, что на самом деле это роль первого, а не второго плана. Однако Борисов вынужден конкурировать с ним именно в этой категории.

Кадр из фильма "Конклав"
"Атмосфера кино"Кажется, единственным реальным конкурентом анти-«Золушки» «Аноры» можно назвать лишь «Конклав» немецкого постановщика Эдварда Бергера. Картине досталась награда актерской гильдии за лучший каст, что тоже порой (но отнюдь не всегда) предвосхищает победу ленты в оскаровской номинации «Лучший фильм». Отметили картину и на главной британской премии BAFTA. В последние дни, к сожалению, повысилась актуальность «Конклава», который посвящен выборам нового папы римского после смерти предыдущего. Актерский ансамбль фильма во главе с Рэйфом Файнсом, изобразившим декана коллегии кардиналов Томаса Лоуренса, который и должен провести конклав, пожелал здоровья Папе Римскому Франциску на премии SAG Awards.
Лучший режиссер
В этой категории, если ориентироваться на выбор членов режиссерской гильдии, награда тоже достанется Шону Бейкеру за «Анору». Бейкер много лет участвовал в важнейших мировых фестивалях (в частности, в Каннском и «Сандэнсе»), снимая гуманистические картины преимущественно о секс-работниках. Но только «Анора» принесла ему по-настоящему большую известность. На недавней церемонии Independent Spirit Awards Бейкер выдал страстную речь о сложности положения независимых кинематографистов в сегодняшнем мире. Бейкер принципиально не желает работать на больших голливудских проектах, куда стремятся попасть некоторые из его коллег.
Однако создание независимого кино приносит чаще всего очень мало денег: кассовые сборы зачастую невелики, а эра DVD ушла в прошлое. Если у тебя большая семья, прожить на эти деньги попросту невозможно. Бейкер призывает к тому, чтобы те, кто творит вне системы голливудских мейджоров, могли получать авансом гонорары, которые позволят им не бедствовать в течение нескольких лет, которые занимает производство.
Аналогичным печальным опытом в интервью поделился и постановщик «Бруталиста» Брейди Корбе, рассказавший, что они с женой и коллегой Моной Фастволд не заработали ни копейки на двух своих последних проектах. Единственные деньги за несколько лет ему принесли несколько рекламных роликов в Португалии. Корбе говорит, что многим его коллегам с аналогичным бэкграундом нечем заплатить за жилье. Вдобавок ко всему никак не оплачивается и бесконечная маркетинговая кампания во время полугодовой наградной гонки (интервью прессе по всему миру и т. д.) Все это рассказывает режиссер картины, получившей в этом году 10 номинаций на «Оскар».

Кадр из фильма "Бруталист"
Keystone Press Agency /Global Look PressВ сентябре «Бруталист» Корбе обрел режиссерский приз на Венецианском фестивале. Также он получил в этой категории в числе прочего «Золотой глобус» и «Бафту» и до последнего считался и наиболее возможным лауреатом «Оскара». Однако шансы у Корбе, конечно, есть и сейчас.
«Бруталист» – монументальное кинополотно с перфекционистски выстроенными кадрами, которое длится больше трех часов. Эдриен Броуди изображает выдуманного венгерского архитектора-бруталиста еврейского происхождения Ласло Тота, сбегающего после Второй мировой войны в США. Его жена-журналистка в исполнении Фелисити Джонс с его племянницей долгое время не могут к нему присоединиться. Поначалу Тот работает со своим братом, а потом на него обращает внимание богатый промышленник Ван Бюрен (Гай Пирс), предлагающий герою создать для него здание, совмещающее в себе несколько разных функций. Тот приступает к делу с энтузиазмом: у него есть свои соображения о символической функции проекта. Однако на пути к цели его ждут суровые испытания.
Корбе никогда не мелочился и ставил в своих картинах («Детство лидера», «Вокс люкс») самые неутешительные диагнозы обществу. В конце концов, учился он у пессимистов Михаэля Ханеке и Ларса фон Триера, с которыми сотрудничал еще в качестве актера. В «Бруталисте» Корбе бескомпромиссно демонстрирует темную сторону капитализма.
Лучшая мужская роль
Вручение наград актерской Гильдии США изменило предоскаровский расклад. Многие считали, что свою вторую статуэтку Американской киноакадемии обретет Эдриен Броуди из «Бруталиста». Его роль действительно мощная и смелая. Однако актеры из гильдии, составляющие большую часть академиков «Оскара», предпочли ему Тимоти Шаламе. 29-летний актер стал самым молодым призером SAG Awards в своей категории и в своей речи честно признался, что, хотя так и не принято говорить, он мечтает стать великим артистом. К великим он причисляет, например, Марлона Брандо, Дэниела Дей-Льюиса и Виолу Дэвис.
Шаламе сыграл легендарного музыканта и поэта, лауреата Нобелевской премии Боба Дилана в байопике Джеймса Мэнголда. В фильме появляется, кстати, и Джонни Кэш (Бойд Холбрук), о котором Мэнголд в свое время снял картину «Переступить черту». Риз Уизерспун за роль в этом фильме обрела «Оскар». Артистам вообще везет на «Оскаре» с лентами Мэнголда: Анджелину Джоли, например, наградили за его «Прерванную жизнь».

Кадр из фильма "Боб Дилан: Никому не известный"
Macall Polay /capitalpictures.com /Global Look PressЧто касается самого байопика «Боб Дилан: Никому не известный», то Шаламе убедительно перевоплотился в Дилана и спел множество песен в его манере. Собственно, большую часть картины, погружающей в одновременно уютный и турбулентный мир 1960-х, и составляют музыкальные номера. Хороша Моника Барбаро (она тоже удостоилась актерской номинации) в роли культовой Джоан Баэз, с которой Дилана связывали и личные, и творческие отношения.
Певец представлен в картине человеком, принципиально избегающим констант в творчестве и определений себя другими людьми. Если от него ждут, что он будет петь на концерте свои хиты, он вместо этого исполнит новый материал. Если хотят выступления под акустическую гитару на важном фолк-фестивале, он выйдет с рок-бэндом. Дилан в фильме эгоистично ведет себя с возлюбленными, но это представлено скорее как его неспособность сосредоточиться на чем-то, кроме творчества.
Лучшая женская роль
25-летняя Майки Мэдисон после череды побед, вероятно, уже считала, что «Оскар» у нее в кармане, однако в расклад сил вновь вмешалась SAG Awards: актеры выбрали Деми Мур. Кто же все-таки победит: молодая актриса, которым довольно часто отдают предпочтение киноакадемики, или восставшая из пепла звезда 1990-х?

Кадр из фильма "Субстанция"
Кинокомпания "Вольга"Мэдисон в образе обладающей достоинством и силой духа секс-работницы Аноры чрезвычайно естественна. Бейкер умеет работать с актерами так, что кажется, будто наблюдаешь за жизнью реальных людей. Однако хочется все же сделать ставку на Мур. Как минимум, это была бы красивая и истинно голливудская история о восстановлении справедливости.
"Субстанция": шокирующий хоррор об эйджизме и стандартах красоты
Получая «Золотой глобус» (первую за 45 лет карьеры награду) за роль в хорроре Корали Фаржа «Субстанция», Мур рассказала, как она уже, было, почти поставила крест на своей профессиональной деятельности. Вспомнила, как очень давно какой-то продюсер сказал ей, что она способна играть лишь в «попкорновом» кино. И вот ей попался безумный сценарий Корали Фаржа, и она решила рискнуть. И не прогадала.
В образе ее героини – списанной со счетов актрисы, которая, старея, оказывается выброшена на обочину профессии, – Мур наверняка увидела много личного. Эта актриса готова на любые издевательства над собственным телом, лишь бы обрести еще хоть немного любви и признания. Сцена, в которой героиня Мур перед свиданием смотрится в зеркало и вдруг начинает агрессивно размазывать по лицу макияж, почувствовав себя неуверенной и уязвимой, должна войти в учебники актерского мастерства.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".