Где и кому можно проехать бесплатно?
Льгота распространяется на магистрали:
- М-1 "Беларусь" (включая обход Одинцово);
- М-3 "Украина";
- М-4 "Дон";
- М-11 "Нева";
- М-12 "Восток";
- Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД).
Нулевым тарифом могут воспользоваться водители Evolute, "Москвичей 3е", "Амберавто А5", электрических Lada Ellada и e-Largus, "Газелей e-NN" и "Газелей e-City", а также электрических грузовиков "ЭМ-Рус".
Эта льгота доступна как обычным водителям (физическим лицам), так и предпринимателям.
По данным МЭР, с 1 марта 2023 года по 31 декабря 2024 года водители электромобилей использовали нулевой тариф более 1,1 млн раз.
Зачем нужен льготный режим?
Прежде всего, он призван поддержать рынок электромобилей в России – в этом году их продажи сократились на треть.
Участники рынка позитивно оценивают правительственную инициативу, но хотели бы большего.
"Формирующийся рынок электромобилей нуждается в четких и устойчивых сигналах, – говорит директор по связам с общественностью Evolute Елизавета Хмелева. – Льготы, такие как бесплатный проезд, являются практическим инструментом для стимулирования первых массовых потребителей и создания устойчивого спроса".
В Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ) считают льготный режим мерой правильной, но недостаточной. Там полагают целесообразным распространение льготы на все электромобили, включая иностранные (именно так было до 2025 года). Однако и в ее нынешнем виде льготу называют позитивным и взвешенным компромиссом, сочетающим стимулирование перехода на электротягу и задачи развития российских автопроизводителей.
Гендиректор Sitronics Electro Андрей Гурленов обращает внимание на то, что сегмент электромобилей остается небольшим – менее 1% парка легковых машин в стране. Доля моделей отечественного производства действительно повышается и приблизилась к 15%, но в абсолютных цифрах их по-прежнему совсем мало, и их поддержка окажет ограниченное влияние на рынок.
"На переходном этапе хотелось бы распространить подобные меры и на импортные электромобили. Это позволило бы быстрее сформировать сам рынок", – мечтает Гурленов.
О чем говорит статистика?
По данным "Автостата", в июле в России было 138,5 тыс. электромобилей и гибридов. Их доля на первичном рынке за январь – ноябрь повысилась с 0,9% до 1,1%.
В целом же за 11 месяцев года продажи новых электромобилей рухнули на 31,4%, до 11,2 тыс. единиц. Для сравнения: продажи обычных легковых авто уменьшились на 17,8%, до 1,19 млн единиц.
В октябре на российском рынке было продано 1614 новых электромобилей, что на 20% больше уровня аналогичного месяца 2024 года. Это наилучший показатель за последние 18 месяцев. Предыдущий максимум был зафиксирован в апреле прошлого года – 2237 единиц.
Лидером по продажам в октябре оказался "Амберавто A5" – таких электромобилей было реализовано 358 единиц. Китайский кроссовер Zeekr 001 занял вторую позицию с результатом 148 единиц. Третьим стал электрокроссовер Evolute i-JOY (99 единиц). Далее в модельном зачете расположились Avatr 11 и Evolute i-PRO – 92 и 72 автомобиля соответственно.

