Реклама АО "Восточный порт". erid: LjN8K7jes
23 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Экспортный рывок на Восток
Восточный порт Восточный порт

Экспортный рывок на Восток

"Восточный Порт" стал флагманом в развитии экспорта российского угля через Приморье

Геополитическая турбулентность, усиленная давлением пандемии COVID-19 на мировую экономику, окончательно перевела теоретические рассуждения о пользе большого разворота России на Восток в ранг стратегии «экспортного опережения», способной компенсировать потери от санкционных выпадов коллективного Запада. В сложившейся ситуации цель России – занять лидирующие позиции на угольных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

©АО "Восточный Порт"

Задача особой важности

Развитие восточного экспортного направления возведено в статус государственной задачи особой важности. На сегодняшний день цифры и факты говорят о том, что существенный сбыт угля приходится на рынки АТР. В 2020 году в этом направлении было отгружено 122 млн тонн. Руководство страны подтверждает, что российские компании могут покрыть растущую потребность стран АТР в угле. Для этого необходимо нарастить экспортный потенциал отечественной угольной промышленности, гибко используя логистические возможности транспортной системы.

Одним из основных вопросов совещания президента с членами правительства РФ 7 июля стало развитие Восточного полигона российских железных дорог. По его магистралям (БАМ, Транссиб) осуществляются перевозки угля из Сибири в сторону портов Дальнего Востока, а оттуда морем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В связи с этим уже сегодня ведется активная работа над реализацией проектов ОАО «РЖД» по наращиванию мощностей пропускной и провозной способностей железных дорог Восточного полигона. Деятельность АО «Восточный Порт», крупнейшего на Дальнем Востоке динамично развивающегося специализированного угольного терминала, который принимает уголь от десятков грузоотправителей из Кузбасса, Якутии и Хакасии, структурно взаимосвязана с проектами «Российских железных дорог» по развитию БАМа и Транссиба. Поэтому предприятие проводит значительную работу по повышению показателей грузооборота терминала.

Синхронные проекты

В 2012 году стивидор приступил к реализации Третьей очереди специализированного комплекса. Осенью 2019 года «восточники» завершили этот крупнейший инвестиционный проект стоимостью более 40 млрд рублей без привлечения государственного финансирования. Третья очередь позволяет порту увеличить объем перевалки до 50–55 млн тонн в год.

Следующий шаг стал логическим продолжением стратегии по синхронизации действий с ОАО «РЖД». В 2017 году стивидор принял решение по модернизации конечной точки Транссиба – станции Находка-Восточная ДВЖД. По инициативе «Восточного Порта» было заключено соглашение с РЖД: портовики брались самостоятельно достроить инфраструктуру станции по техническим условиям железнодорожников.

В рекордные сроки, всего за три года, «Восточный Порт» сдал в эксплуатацию два полностью электрифицированных железнодорожных парка с внедрением цифровых технологий управления инфраструктурой. В 2019 году был запущен в эксплуатацию парк «Б» общего пользования для стивидорных компаний, работающих в бухте Врангеля. В его строительство порт инвестировал 2,7 млрд рублей. К действующим путям добавились пять новых общей вместимостью 355 вагонов.

Строительство парка осуществлялось без перерыва движения поездов, и после ввода в эксплуатацию он был безвозмездно передан на баланс ОАО «РЖД». Осенью прошлого года портовики сдали под ключ второй высокотехнологичный электрифицированный парк необщего пользования «Новый», объем инвестиций в который составил 2,8 млрд рублей. Парк предназначен для приема груженных углем поездов, прибывающих к терминалу «Восточного Порта». На его территории построено 12 железнодорожных путей протяженностью 19 км, каждый из которых может принимать составы длиной в 71 вагон.

Символы «зеленой» экономики

В части реализации идеи «разворота России на Восток» существенную роль играет ее экологическая составляющая. Один из принципов стратегии работы АО «Восточный Порт» – борьба за чистоту окружающей среды. На протяжении последних лет предприятие уверенно заявляет о себе как о лидере стивидорной отрасли по внедрению технологий «зеленой» экономики.

По периметру угольного комплекса предприятия возведена уникальная система ветрозащиты – металлические экраны высотой до 23 метров, общей протяженностью более 3 км. В процессе проектирования проводились различные исследования, включая математическое моделирование розы ветров в бухте Врангеля. Сейчас экраны позволяют обеспечить пылеподавление более чем на 90 процентов. В июне портовики приступили к реализации финального этапа этого проекта. До конца года будут возведены ветрозащитные сооружения в районе 49-го причала, а также с южной и восточной сторон периметра комплекса общей протяженностью 1206 метров и площадью панелей около 27 000 квадратных метров. Специалисты выполнят вертикальную планировку, возведут подпорную стену рядом с автодорогой, благоустроят и озеленят территорию. Объем инвестиций составил более 800 млн рублей.

Для устройства фундаментов, способных выдержать колоссальную ветровую нагрузку и надежно удержать 20-метровые экраны, через каждые шесть метров производится монтаж свай на глубину от 12 до 18 метров. Такая технология применяется для максимальной устойчивости сооружения. Множество мелких отверстий в металле и между панелями перераспределяют потоки ветра в различных направлениях и не позволяют мелкой фракции угля выйти за пределы погрузочного комплекса. В сентябре прошлого года защитные экраны «Восточного Порта» прошли «боевое крещение», успешно выдержав натиск стихии во время прохождения двух мощнейших тайфунов – «Майсака» и «Хайшена» со скоростью ветра свыше 40 м/с.

Сегодня АО «Восточный Порт» – одно из самых высокоэкологичных предприятий отрасли. На всех этапах перевалки стивидор применяет комплекс современных наилучших доступных технологий, минимизирующих воздействие на окружающую среду. С 2018 года компания самостоятельно реализует комплексную экологическую программу, с суммой инвестиций порядка 6 млрд рублей.

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко, выступая в Находке на мероприятии, посвященном 50-летию начала Всесоюзной ударной комсомольской стройки «Восточный Порт», отметил, что АО «Восточный Порт» можно назвать одним из самых экологически чистых в стране, являющимся опорной точкой социально-экономического развития Приморского края.

Технология совершенства

«Восточный Порт» вкладывает огромные средства в модернизацию производства, внедряя в производственный процесс оборудование, основой которого являются самые современные технологии.

Конкурентные преимущества порта – это многоступенчатая магнитная очистка угля, быстрая загрузка крупнотоннажных судов дедвейтом до 180 тыс. тонн, высокотехнологичная выгрузочная и складская техника – стакеры, реклаймеры, закрытые вагоноопрокидыватели, судопогрузочные машины, вагоноразмораживатели с инфракрасными излучателями и система крытых конвейерных линий с пересыпными станциями.

Лучший среди угольных портов России уровень промышленной экологии – сильное конкурентное преимущество. Вагоны с углем подаются в закрытое здание автоматизированной выгрузки. Сразу 150 тонн угля выгружается только одним из четырех вагоноопрокидывателей. Работает всесезонная система пылеподавления «сухой туман» с одновременной аспирацией и последующей многоступенчатой фильтрацией осаженной пыли. Уголь по подземным галереям и каскаду закрытых конвейерных линий поступает на склад, оснащенный системой орошения в летний период и снеговыми пушками в зимний. Для погрузки на суда применяются машины с локальной и всесезонной системой орошения угольного потока.

«Восточники» экспортируют уголь в Японию, Корею, Китай, Тайвань, другие страны АТР и Республику Индия. Объем перевалки экспортной угольной продукции в 2020 году – 26,85 млн тонн, или 25% от общего объема среди стивидорных портов Дальнего Востока. Грузооборот – 14% от всего экспорта угля через морские порты России. За 20 лет стивидорная компания отгрузила на экспорт свыше 360 млн тонн премиальной угольной продукции.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".