25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Операция "Паукеншлаг": как "литавры" Деница разбудили Америку
Military Вторая мировая война Германия Кригсмарине США

Операция "Паукеншлаг": как "литавры" Деница разбудили Америку

12 января исполняется 80 лет началу операции «Паукеншлаг», именуемой также «атлантическим Перл-Харбором». Она положила начало серии крупных успехов немецких подлодок у восточного побережья США в 1942 году. Если «Паукеншлаг» считается «золотым временем» для немецкого подплава, то для военных и торговых флотов союзников это был период позора и потерь.

Немецкая подлодка U-123

Немецкая подлодка U-123

©bundesarchiv / Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)
Содержание:

Девственные американские воды

Германское командование было буквально ошеломлено нападением Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. В течение предыдущих шести месяцев Гитлер старательно избегал конфликтов с США – в это время вермахт захватывал советские земли, и до тех пор, пока продолжался этот блицкриг, Берлину совершенно ни к чему был второй фронт. Поэтому фюрер запретил своим ВМС и ВВС нападать на американские корабли и суда.

Немецкие адмиралы пытались добиться отмены этих ограничений, так как американский флот в Атлантике уже открыто действовал на стороне англичан. Корабли ВМС США участвовали в сопровождении британских конвоев, появлялись в блокадной зоне Великобритании, что делало неизбежным их столкновение с немецкими подлодками. Однако Гитлер отказался развязать кригсмарине руки, полагая, что война с СССР не может быть осложнена конфликтом с Америкой.

Командующий подводными силами кригсмарине Карл Дениц

Командующий подводными силами кригсмарине Карл Дениц со одним из своих подводных асов

wikimedia commons

Вероятно, немецкие подводники с облегчением встретили новость, что спустя четыре дня после японского нападения на Перл-Харбор Германия все-таки объявила войну США. Как писал командующий подводными силами Карл Дениц, его штаб возлагал большие надежды на субмарины, которым предстояло действовать у берегов Соединенных Штатов. До того момента война еще не коснулась американских вод. Торговые суда плавали там в одиночку. И в канадские порты, в первую очередь в Галифакс и Сидней, где формировались ходившие в Великобританию конвои, транспорты также следовали по одному.

Правда, Деница несколько беспокоила американская противолодочная оборона (ПЛО). Но в целом он считал ее слабой. Поэтому в девственных районах американских вод адмирал ждал от своих «серых волков» хорошего результата, аналогичного их успехам осени–зимы 1940 года.

Дениц справедливо считал американскую ПЛО слабой. После Перл-Харбора ВМС США были вынуждены перебросить на Тихий океан часть сил из Атлантики. При этом Атлантический флот продолжал операции по сопровождению и охране своих и английских конвоев в Исландию и Великобританию. В результате, когда началась война с Германией, ВМС США не смогли выделить противолодочным силам, защищавшим восточное побережье, ни одного эсминца. Чем же тогда они собирались защищать свои воды от «серых волков»?

За охрану прибрежных вод отвечало командование Обороны восточной морской границы. В декабре 1941-го оно имело 20 кораблей и 103 самолета ПЛО. При этом половину корабельной группировки составляли сторожевики Береговой охраны, а половину самолетов – учебные и транспортные. Штаб Охраны восточной морской границы признавал: оборону должны обеспечивать корабли, не имеющие ни скорости, ни огневой мощи для борьбы с подлодками, и самолеты, три четверти которых бесполезны для борьбы с подлодками. В итоге 7 декабря 1941-го американцы выделили на защиту своего атлантического побережья силы, которым «в значительной части нет места в современной войне». Один из американских историков грустно назвал их «флотилией старых калош».

Набор «музыкантов» в «оркестр»

А как обстояли дела с подлодками, предназначавшимися для действий в американских водах? На 1 января 1942-го флот Германии имел в своем составе 91 боевую субмарину. Из них 23 находились в Средиземном море, еще три должны были отправиться туда же, шесть действовали западнее Гибралтара и четыре предназначались для действий у берегов Норвегии.

"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике

Как отмечал Дениц, 60% от оставшихся 55 подводных лодок задерживались в ремонте из-за нехватки рабочей силы на судоверфях. Только 22 субмарины были в море, причем примерно половина их находилась на переходе: одни шли на задание, другие возвращались на базы. Таким образом, из числа подлодок, предназначенных для подводной войны, лишь 10–12 можно было использовать для выполнения главной задачи на море – действий против торгового судоходства.

Исходя из этих расчетов, Дениц запросил у руководства разрешение использовать оставшуюся дюжину субмарин для набега в американские воды. Он разработал операцию под звучным названием «Паукеншлаг» («Удар в литавры»), означавшим внезапное, шокирующее врага нападение. Однако штаб кригсмарине отклонил предложение отправить к Америке «оркестр» из двенадцати «музыкантов», сократив их численность наполовину.

В распоряжении Деница оказалось лишь шесть больших подводных лодок типа IXB и IXC, способных совершить переход из Франции к Америке, действовать там некоторое время и вернуться обратно без дозаправки в пути. Это были U-123 Рейнхардта Хардегена, U-66 Рихарда Цаппа, U-125 Ульриха Фолькерса, U-130 Эрнста Кальса, U-109 Генриха Бляйхродта и U-502 Юргена Розенштиля. Их командиры были малоизвестны, за исключением Бляйхродта, ранее награжденного Рыцарским крестом и считавшегося подводным асом.

Удар в литавры под окнами Рузвельта

Тактически «Паукеншлаг» выглядел аналогом подводной кампании сентября 1939-го. Субмарины должны были действовать не группами, а поодиночке на большом расстоянии друг от друга, нанося удары по судоходству после сигнала из штаба. По плану, лодки Бляйхродта и Кальса должны были охотиться в канадских водах у Ньюфаундленда, где их поддержала бы группа средних субмарин VII серии. Оставшиеся четыре «девятки» должны были рассредоточиться между Нью-Йорком и мысом Гаттерас, атакуя местное судоходство, преимущественно танкеры.

Группа «Паукеншлаг» вышла в море в конце декабря 1941-го. Все лодки благополучно достигли своих позиций спустя две недели, за исключением U-502, вернувшейся обратно из-за технической неисправности. Дениц велел командирам «девяток» не начинать охоту раньше 14 января 1942-го. До этого времени он разрешил тратить торпеды только на такие цели, как крейсер, линкор или авианосец, также добавив: «Мы никогда не позволяем торговому судну в 10 тысяч тонн пройти мимо нас».

Американский танкер, торпедированный немецкой подлодкой 26 марта 1942-го в районе мыса Гаттерас

wikimedia commons

Командир U-123 вспомнил слова Деница, когда 12 января атаковал и потопил крупное британское судно «Сайклопс» на подходе к Нью-Йорку. Таким образом, операция «Паукеншлаг» началась двумя днями ранее, чем было запланировано.

Тем временем другие лодки тоже вышли в назначенные районы и начали действовать. U-66 патрулировала район Гаттераса, где обнаружила скопление освещенных ночью судов, следовавших без какого-либо охранения. Пробыв там неделю, Цапп уничтожил пять транспортов на 36 000 брт. А вот U-125 постигла неудача. Патрулируя побережье Нью-Джерси, Фолькерс целей там не обнаружил. Когда же Фолькерс спустился к Гаттерасу, то показал там «чудеса меткости» торпедной стрельбы: большинство его торпедных залпов оказались неудачными. В итоге U-125 смогла потопить лишь одно судно.

Куда лучше дела шли у Хардегена. Ночью 14 января U-123 подошла к гавани Нью-Йорка, где подводники наблюдали множество судов. В своем вахтенном журнале Хардеген отметил: здесь нашлась бы работа для двух десятков подлодок. Начав действовать, он уничтожил у Нью-Йорка два танкера. Затем его «девятка» ушла на юг, к Гаттерасу, где 19 января учинила бойню, потопив там три судна и повредив еще одно. Поскольку у Хардегена кончились торпеды, он взял курс на Францию, уничтожив по пути два транспорта артиллерией, тем самым доведя свой успех в этом походе до восьми потопленных судов почти на 50 000 брт.

Но если в американских водах «литавристы» Деница с легкостью добились успеха, то у Канады «девяткам» Бляйхродта и Кальса пришлось сложнее. U-109 и U-130 вместе с «семерками» ждали там суровые погодные условия и канадские ВМС, находившиеся в полной боеготовности. Однако канадская группа лодок своими действиями нанесла ущерб союзникам в два раза больший, чем три «девятки» в водах США. Вклад U-109 и U-130 в него оказался очень серьезным – они потопили девять судов почти на 60 000 брт.

Избиение американских «младенцев»

Операция «Паукеншлаг» завершилась в феврале 1942-го, когда все лодки вернулись во Францию. Берлин трубил об их успешном походе, что было правдой. Дениц счел достигнутый результат удовлетворительным: пять «девяток» отправили на дно 23 судна на почти 150 000 брт. А вместе с транспортами, потопленными «семерками» у Канады, общее число жертв январского набега превысило полсотни торговых судов на 236 000 брт, включая 13 танкеров. При этом немцы не потеряли ни одной подлодки.

Дебют "морских коров": как немецкие подводники устроили побоище у Фритауна

Дальше союзникам пришлось еще туже. Убедившись в том, что в американских водах немецкие подводники могут чувствовать себя крайне вольготно, Дениц 24 января 1942-го распорядился немедленно отправить к побережью Западной Франции все построенные в Германии и полностью готовые к боевым действиям новые субмарины. Оттуда они должны были без задержки отбыть к восточному побережью США.

Некоторое время «серые волки» безнаказанно топили там суда. Лишь к середине апреля американцам удалось снизить рост потерь введением конвойной системы между Нью-Йорком и мысом Гаттерас. Тогда Дениц сместил центр тяжести подводной войны на юг. В мае–июле 1942-го немецкие подводники продолжили бесчинствовать у Флориды, в Мексиканском заливе и Карибском море, где союзники еще не организовали движение судов в конвоях.

Согласно данным американского историка Клэя Блэйра, с декабря 1941-го по август 1942-го немецкие подлодки совершили к побережью Америки 184 похода, во время которых ими было потоплено 609 судов общим тоннажем свыше 3 млн брт. При этом кригсмарине потеряли 22 субмарины, то есть на каждую погибшую лодку пришлось 27 потопленных торговых судов. За неготовность противостоять немецким подлодкам у побережья Америки союзникам пришлось заплатить сотнями транспортов и тысячами жизней моряков торгового флота.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".