- Главная страница
- Архив
- Архивная публикация 2008 года: "Москва сдает в утиль ракетную безопасность Украины"
Архивная публикация 2008 года: "Москва сдает в утиль ракетную безопасность Украины"
С отказом России от совместной эксплуатации украинских станций предупреждения о ракетном нападении (СПРН), расположенных в Мукачево и Севастополе, их будущее стало полностью неопределенным. Они не нужны даже Украине.
Первые заявления российских военных о планируемом отказе от украинских радаров прозвучали еще прошлой весной. А летом 2007 года в Госдуме был зарегистрирован законопроект . Его принятие 25 января стало одним из первых серьезных международных решений нового состава Госдумы.
Свое решение российское Министерство обороны мотивировало в пояснительной записке к закону. Военные считают гусарством платить Украине $1,3 млн в год за морально устаревшие станции, чей вклад в национальную безопасность является минимальным. К тому же объекты на Украине сейчас обслуживаются гражданскими лицами, и поэтому, считает российское оборонное ведомство, они не могут в полной мере обеспечивать боевое дежурство.
Замминистра обороны России Николай Панков, представивший законопроект в Госдуме, добавил, что решение является также политическим: .
От договора до развода
Российско-украинское межправительственное соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроле космического пространства было подписано в Киеве 28 февраля 1997 года. Основным принципом договора является обмен между Россией и Украиной информацией о ракетной и космической обстановке с узлов в Севастополе и Мукачево, получение Украиной информации с командного пункта СПРН в Солнечногорске о космической обстановке и космических объектах. При совместной эксплуатации узлов Россия, согласно этому документу, с 1998 года полностью финансирует эксплуатационные расходы, связанные с содержанием СПРН на украинской территории.
В конце 2004 года узлы СПРН были переданы из подчинения Минобороны Украины Национальному космическому агентству. И к концу 2006 года у российского МО стали возникать претензии к НКАУ. Их перечень приводится в той самой пояснительной записке.
Российские военные отмечают, что Украина практически самоустранилась от выполнения обязательств по поддержанию в постоянной готовности узлов в Мукачево и Севастополе. Возросли интенсивность и продолжительность помехового воздействия на севастопольский узел, продолжается несанкционированное отключение мукачевского. Кроме того, МО РФ предъявляет претензии и к обеспечению режима секретности на украинских станциях. Если в тексте межправительственного соглашения говорится, что украинская сторона , то, конечно же, можно предъявить претензии формально гражданскому НКАУ по нарушению режима секретности. Даже если боевые расчеты военных остались при РЛС, это формальное нарушение соглашения.
Ну и, в конце концов, технические ресурсы узлов Севастополь и Мукачево к 2005 году просто устарели. Исчерпали технический ресурс. Поэтому Мин- обороны РФ сделало основной акцент на использовании узлов, расположенных
на территории России (Мурманск, Печора, Иркутск), и строительстве новых объектов СПРН (Армавир и Лехтуси).
Чемодан без ручки
Итак, российская сторона оформила юридически чистый и цивилизованный со своим партнером. Денонсация документа состоялась бы рано или поздно: строительство Россией новых станций неминуемо привело бы к отказу от использования украинских узлов СПРН.
Оставшиеся на Украине станции теперь, похоже, будут выполнять функцию чемодана без ручки. Ценность наземных станций без космической составляющей - спутниковой системы, которая, собственно, и обеспечивает обнаружение баллистических ракет после старта, - довольно условна. К тому же украинские узлы СПРН действительно безнадежно устарели, и без бюджетных расходов на усовершенствование, а также на создание собственной спутниковой группировки и центра обработки информации в дальнейшем вряд ли могут использоваться по назначению.
То есть противоракетная оборона Украины перестанет существовать. И даже гипотетической угрозе ракетного удара она ничего самостоятельно противопоставить не сможет. Кстати, до середины 90-х годов под Николаевом функционировала загоризонтная РЛС , которая также входила в состав украинской части СПРН, а под Чернобылем действовала такая же станция . Их особенностью была возможность обнаружения низколетящих целей на больших расстояниях (до 3 тыс. км). Именно на такой дальности традиционными средствами ПВО практически невозможно обнаружить крылатые ракеты или истребители противника. И именно с полного уничтожения этих станций Украина начала свое разоружение.
Возможность использовать украинские узлы СПРН против северного соседа, кстати, тоже исключена. Станции завязаны на командный пункт, находящийся в России. Кроме того, украинские надгоризонтные РЛС просматривают западные сектора, а именно эту информацию западные страны заинтересованы сохранить в тайне если не от России, то от Украины (украинские станции ведут наблюдение за космическим пространством Центральной и Южной Европы, Средиземноморья). Так что включение существующих севастопольского и мукачевского узлов в состав системы ПРО НАТО более чем утопично.
Возможен и другой вариант. Аналог украинских РЛС в советское время размещался в Скрунде (Латвия) и был уничтожен после вступления страны в НАТО. Позже в этом районе появился новый, уже американский радар. Полное уничтожение советского узла СПРН обошлось Латвии недешево: на демонтаж станции затрачено $1,7 млн, на уничтожение узла - около $3-3,5 млн, еще столько же на последующую очистку территории и $1 млн - на консервацию военного городка и инфраструктуры.
Украина тоже может пойти путем Латвии, но только в случае вступления в альянс и утверждения планов по размещению, например, в Севастополе уже натовского радара. Кстати, за его использование могут и не заплатить - это вполне соответствует политике так называемых взносов члена НАТО (если применительно к Украине такое когда-нибудь вообще случится) в систему коллективной безопасности. Но к информации или новым технологиям Украина все равно не получит доступа.
Точечный намек
Москва на волне очередного Украины в евроатлантическом направлении успешно сыграла свою любимую роль противника расширения НАТО на восток. Украине же было в который раз сказано: чем больше государство будет втягиваться в НАТО, тем меньше у него шансов на развитие военно-технического сотрудничества с Россией.
Хотя в данном случае политическое противостояние довольно сильно разбавлено экономикой. Если в случае с СПРН строительство российских объектов, дублирующих сектора обзора украинских станций, делало бессмысленным эксплуатацию объектов в Севастополе и Мукачево, то отказ от них был в высшей степени логичным. Однако в один день с денонсацией соглашения та же Дума дала разрешение на продление сроков эксплуатации ракетного комплекса (РК) 15П118М (СС-18 по натовской классификации). Разработчик ракеты, днепропетровское ГКБ совместно с , может и дальше рассчитывать на техническое сопровождение комплексов, составляющих основу ядерного щита России.
Украина, заявив о своем безъядерном статусе в 1992 году, проводя все эти годы политику и в конечном счете избрав окончательным вектором США, сегодня полным ходом движется к классическому образу территории. С запада, с территорий Польши и Чехии, будут на Россию элементы американской системы ПРО. Та в ответ построит несколько дополнительных РЛС по периметру своей границы. И только в географическом центре Европы будут медленно зарастать травой и подвергаться набегам местных жителей, ищущих металлолом, памятники советской военной мощи, нынешние украинские СПРН.
Так или иначе, но украинским властям уже сейчас стоит подумать о программе утилизации оборудования станций. А еще о разработке планов противодействия ракетным ударам по территории Украины. При этом стоит учесть, что в НАТО Украину могут и не принять. Тогда безъядерное внеблоковое государство может претендовать на статус нейтрального и распускать свою армию - в эпоху войн пятого поколения, перенесения боевых действий в околоземное пространство танки и самолеты уже не нужны.
С отказом России от совместной эксплуатации украинских станций предупреждения о ракетном нападении (СПРН), расположенных в Мукачево и Севастополе, их будущее стало полностью неопределенным. Они не нужны даже Украине.
Первые заявления российских военных о планируемом отказе от украинских радаров прозвучали еще прошлой весной. А летом 2007 года в Госдуме был зарегистрирован законопроект . Его принятие 25 января стало одним из первых серьезных международных решений нового состава Госдумы.
Свое решение российское Министерство обороны мотивировало в пояснительной записке к закону. Военные считают гусарством платить Украине $1,3 млн в год за морально устаревшие станции, чей вклад в национальную безопасность является минимальным. К тому же объекты на Украине сейчас обслуживаются гражданскими лицами, и поэтому, считает российское оборонное ведомство, они не могут в полной мере обеспечивать боевое дежурство.
Замминистра обороны России Николай Панков, представивший законопроект в Госдуме, добавил, что решение является также политическим: .
От договора до развода
Российско-украинское межправительственное соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроле космического пространства было подписано в Киеве 28 февраля 1997 года. Основным принципом договора является обмен между Россией и Украиной информацией о ракетной и космической обстановке с узлов в Севастополе и Мукачево, получение Украиной информации с командного пункта СПРН в Солнечногорске о космической обстановке и космических объектах. При совместной эксплуатации узлов Россия, согласно этому документу, с 1998 года полностью финансирует эксплуатационные расходы, связанные с содержанием СПРН на украинской территории.
В конце 2004 года узлы СПРН были переданы из подчинения Минобороны Украины Национальному космическому агентству. И к концу 2006 года у российского МО стали возникать претензии к НКАУ. Их перечень приводится в той самой пояснительной записке.
Российские военные отмечают, что Украина практически самоустранилась от выполнения обязательств по поддержанию в постоянной готовности узлов в Мукачево и Севастополе. Возросли интенсивность и продолжительность помехового воздействия на севастопольский узел, продолжается несанкционированное отключение мукачевского. Кроме того, МО РФ предъявляет претензии и к обеспечению режима секретности на украинских станциях. Если в тексте межправительственного соглашения говорится, что украинская сторона , то, конечно же, можно предъявить претензии формально гражданскому НКАУ по нарушению режима секретности. Даже если боевые расчеты военных остались при РЛС, это формальное нарушение соглашения.
Ну и, в конце концов, технические ресурсы узлов Севастополь и Мукачево к 2005 году просто устарели. Исчерпали технический ресурс. Поэтому Мин- обороны РФ сделало основной акцент на использовании узлов, расположенных
на территории России (Мурманск, Печора, Иркутск), и строительстве новых объектов СПРН (Армавир и Лехтуси).
Чемодан без ручки
Итак, российская сторона оформила юридически чистый и цивилизованный со своим партнером. Денонсация документа состоялась бы рано или поздно: строительство Россией новых станций неминуемо привело бы к отказу от использования украинских узлов СПРН.
Оставшиеся на Украине станции теперь, похоже, будут выполнять функцию чемодана без ручки. Ценность наземных станций без космической составляющей - спутниковой системы, которая, собственно, и обеспечивает обнаружение баллистических ракет после старта, - довольно условна. К тому же украинские узлы СПРН действительно безнадежно устарели, и без бюджетных расходов на усовершенствование, а также на создание собственной спутниковой группировки и центра обработки информации в дальнейшем вряд ли могут использоваться по назначению.
То есть противоракетная оборона Украины перестанет существовать. И даже гипотетической угрозе ракетного удара она ничего самостоятельно противопоставить не сможет. Кстати, до середины 90-х годов под Николаевом функционировала загоризонтная РЛС , которая также входила в состав украинской части СПРН, а под Чернобылем действовала такая же станция . Их особенностью была возможность обнаружения низколетящих целей на больших расстояниях (до 3 тыс. км). Именно на такой дальности традиционными средствами ПВО практически невозможно обнаружить крылатые ракеты или истребители противника. И именно с полного уничтожения этих станций Украина начала свое разоружение.
Возможность использовать украинские узлы СПРН против северного соседа, кстати, тоже исключена. Станции завязаны на командный пункт, находящийся в России. Кроме того, украинские надгоризонтные РЛС просматривают западные сектора, а именно эту информацию западные страны заинтересованы сохранить в тайне если не от России, то от Украины (украинские станции ведут наблюдение за космическим пространством Центральной и Южной Европы, Средиземноморья). Так что включение существующих севастопольского и мукачевского узлов в состав системы ПРО НАТО более чем утопично.
Возможен и другой вариант. Аналог украинских РЛС в советское время размещался в Скрунде (Латвия) и был уничтожен после вступления страны в НАТО. Позже в этом районе появился новый, уже американский радар. Полное уничтожение советского узла СПРН обошлось Латвии недешево: на демонтаж станции затрачено $1,7 млн, на уничтожение узла - около $3-3,5 млн, еще столько же на последующую очистку территории и $1 млн - на консервацию военного городка и инфраструктуры.
Украина тоже может пойти путем Латвии, но только в случае вступления в альянс и утверждения планов по размещению, например, в Севастополе уже натовского радара. Кстати, за его использование могут и не заплатить - это вполне соответствует политике так называемых взносов члена НАТО (если применительно к Украине такое когда-нибудь вообще случится) в систему коллективной безопасности. Но к информации или новым технологиям Украина все равно не получит доступа.
Точечный намек
Москва на волне очередного Украины в евроатлантическом направлении успешно сыграла свою любимую роль противника расширения НАТО на восток. Украине же было в который раз сказано: чем больше государство будет втягиваться в НАТО, тем меньше у него шансов на развитие военно-технического сотрудничества с Россией.
Хотя в данном случае политическое противостояние довольно сильно разбавлено экономикой. Если в случае с СПРН строительство российских объектов, дублирующих сектора обзора украинских станций, делало бессмысленным эксплуатацию объектов в Севастополе и Мукачево, то отказ от них был в высшей степени логичным. Однако в один день с денонсацией соглашения та же Дума дала разрешение на продление сроков эксплуатации ракетного комплекса (РК) 15П118М (СС-18 по натовской классификации). Разработчик ракеты, днепропетровское ГКБ совместно с , может и дальше рассчитывать на техническое сопровождение комплексов, составляющих основу ядерного щита России.
Украина, заявив о своем безъядерном статусе в 1992 году, проводя все эти годы политику и в конечном счете избрав окончательным вектором США, сегодня полным ходом движется к классическому образу территории. С запада, с территорий Польши и Чехии, будут на Россию элементы американской системы ПРО. Та в ответ построит несколько дополнительных РЛС по периметру своей границы. И только в географическом центре Европы будут медленно зарастать травой и подвергаться набегам местных жителей, ищущих металлолом, памятники советской военной мощи, нынешние украинские СПРН.
Так или иначе, но украинским властям уже сейчас стоит подумать о программе утилизации оборудования станций. А еще о разработке планов противодействия ракетным ударам по территории Украины. При этом стоит учесть, что в НАТО Украину могут и не принять. Тогда безъядерное внеблоковое государство может претендовать на статус нейтрального и распускать свою армию - в эпоху войн пятого поколения, перенесения боевых действий в околоземное пространство танки и самолеты уже не нужны.
демонстрация силы Еще два года назад вопрос о судьбе РЛС в Севастополе и Мукачево входил в список и властей Украины на увеличение цены российского газа. В том же коротком списке были еще базы Черноморского флота да резкое удорожание транспортного газового тарифа по украинской территории. Андрей Ионин, |
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль