Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Приключения электроники"

Одним из основных кладезей идей для автоконструкторов, похоже, стала «бондиниана». В последнем фильме машина легендарного агента 007 начала подчиняться голосовым командам. И что бы вы думали? В самых «свежих» моделях иномарок такая функция есть. Впрочем, как и многие другие, поначалу имевшиеся только у авто супершпиона всех времен и народов.История умалчивает о том, в чью светлую голову впервые пришла мысль скрестить автомобиль с компьютером. Известно только, что с этого момента началась новая эра в автомобилестроении. Появилось понятие «умный автомобиль», предполагающее, что некоторые водительские функции машина возьмет на себя.
В первую очередь новым технологиям поручили заботиться о человеческой безопасности, которая в «умном» автомобиле возведена в ранг высокого искусства. Электроника поможет справиться с управлением, парковкой, вытащит из аварии и сообщит о ней ближайшему гаишнику.
Следующий круг задач «умной» машины связан с ее эксплуатацией, которая с каждой новой моделью становится все более беспроблемной. Управление автомобилем превращается в своего рода компьютерную игру: нажми на кнопку — получишь результат. А в результате избалованный ежегодными ноу-хау автолюбитель уже мало чему удивляется. И все-таки мы попробуем удивить и расскажем о некоторых электронных автоприспособлениях, которые совсем недавно вошли в нашу жизнь.
Жертвы секретности

Основная техническая (если не брать склонность некоторых водителей к употреблению горячительных напитков) причина дорожных аварий, согласно статистике, — это превышение скорости и связанные с этим заносы автомобилей. Похоже, производители машин отчаялись призвать водителей соблюдать осторожность на дорогах и поручили эту миссию «умным» механизмам.
Юлия Конкс, руководитель отдела продаж компании «Ауди Центр Москва», официального дилера Audi в России: «В опасной ситуации электроника значительно снизит риск катастрофы на дороге. Например, последние модели машин Audi (Audi A4, Audi A6, Audi A8) оснащены системой электронной стабилизации автомобиля (ESP). Она эффективно справляется с заносом машины. Так, если водитель сделал резкий поворот и автомобиль пошел в занос, «умная» электроника притормозит одно из задних колес и заставит двигатель сбавить обороты. В результате автомобиль практически без участия водителя восстановит равновесие на дороге и избежит аварии».
Справиться с управлением при заносе или при другой опасной ситуации поможет еще одно электронное приспособление — функция «сервотроник». При малой скорости движения, когда требуется значительное усилие для поворота руля, устройство облегчает его вращение. А на высокой скорости электроника, наоборот, делает руль менее податливым, заставляя водителя внимательнее контролировать движение машины.
Функцией «сервотроник» комплектуются последние модели Audi А4, А6 и А8, а также некоторые модели Mercedes-Benz, BMW и Renault.
Поможет электроника в борьбе и с такой нашей национальной бедой, как бездорожье.
Юрий Самойленко, директор российского представительства компании Nissan: «Знакомая до боли ситуация: едет машина по грязи или снегу. Одно из передних колес попало в яму и начинает буксовать. Раньше в таком незавидном положении можно было провести добрых полчаса. А современная электронная система «контроля за бездорожьем» мгновенно перераспределит усилия мотора на другие колеса, благодаря чему машина преодолеет досадное препятствие».
Подобная система установлена в последних моделях внедорожников, например Nissan, Toyota, Mercedes, Renault. Цена новой модели Nissan X-Trail, оснащенной подобной системой, — около $30 тысяч.
Впрочем, перед некоторыми проблемами, связанными с качеством российских дорог, а точнее — отсутствием оных, пасуют даже лидеры мирового автопрома.
Ян Доризон, PR-менеджер российского представительства компании Renault: «Renault пока не оснащает продаваемые в России автомобили датчиками дождя и автоматического включения внешнего освещения. Дело в том, что на российских дорогах много грязи и пыли. Наши испытания показали, что здесь такие опции работают со сбоем. Было принято решение не дискредитировать марку и не заставлять российского потребителя переплачивать за функции, которые будут работать нечетко».
Не работает на наших дорогах и система спутниковой навигации GPS, которая активно используется на Западе.
Татьяна Халявская, директор по связям с общественностью российского представительства компании Volkswagen: «С помощью GPS можно с точностью до нескольких метров определить местоположение автомобиля на улице и выбрать правильное направление движения к пункту назначения. На основе системы спутниковой навигации действует и ряд других удобных функций, например, Telematic — устройство, которое передает сигнал об аварии или поломке на ближайшую сервисную станцию с указанием точного места происшествия».
Спутниковая навигация пока недоступна в России из-за того, что российские власти не соглашаются рассекретить детализированные карты крупных российских городов, без которых система GPS работать не может.
Каждому — по подушке

Подушки безопасности — эффективное средство защиты в случае аварии — также попали в поле зрения «электронщиков». Вот что из этого получилось.
Оксана Хартонюк, менеджер по связям с общественностью представительства Ford в России: «Последняя эксклюзивная разработка компании Ford называется Intelligent Protection System («Умная система защиты»). Электронные датчики контролируют силу срабатывания подушек и ремней безопасности в зависимости от скорости, на которой, не дай Бог, произошло столкновение. Более того, система за считанные секунды успевает «посчитать» вес пассажиров в машине и раскрыть подушку в нужном для каждого из них объеме.
В качестве дополнительной защиты во время аварии Intelligent Protection System способна в нужный момент сложить педали или убрать рулевую колонку вниз, снизив тем самым риск получения водителем тяжелой травмы».
Цена последней модели Ford Mondeo, оснащенной «умной» системой защиты — $19,5 — 26 тыс.).
Подушками безопасности новой конструкции снабжены и новые модели машин Mercedes-Benz M-класса (его цена — около $75 тысяч). Автомобиль оборудован двумя уровнями боковых подушек. Нижний уровень вмонтирован в боковые части дверей — в случае удара они предохраняют от травм туловище пассажира. Верхний уровень — оконные подушки безопасности — защищает голову. Таким образом, пассажир новой модели Mercedes-Benz оказывается защищенным от удара со всех сторон.
Парковка «со свистом»

Те, кто хоть раз оставлял автомобиль на переполненных городских улицах, знают, как непросто втиснуться в свободное место у бордюра, не поцарапав при этом соседние машины. Обеспечить безопасную парковку автомобиля поможет система автоматической парковки «парктроник». При медленном заезде на стоянку в салоне раздается еле слышный сигнал, который усиливается по мере приближения машины к потенциальному объекту столкновения.
Системой «парктроник» оснащены последние модели многих марок (Audi, Mercedes, Toyota, BMW). Цена последней модели Audi A4 с автоматической парковкой в компании «Авто Ауди Центр» — от $23 тыс.
Да будет свет!

Безопасность езды в темное время суток обеспечивает усовершенствованная система внешнего освещения, при которой вместо ламп обычного накаливания используются ксеноновые источники света.
Алексей Хранцовский, менеджер по продажам компании «Рольф Ауди Центр Север», официального дилера Audi в России: «Свет ксеноновых фар максимально приближен к дневному и, по словам экспертов, на 35% лучше освещает дорогу, чем обычные фары».
Уже после изобретения выяснилось, что яркие фары ослепляют водителей встречных машин. Пришлось срочно решать и эту проблему. Например, на моделях Audi А6 и А8 установили электронику, которая регулирует угол падающего на дорогу света от ксеноновых фар в зависимости от положения кузова относительно дороги. Это позволяет «умным» фарам освещать дорогу и при этом не ослеплять встречных водителей.
Цена Audi A6 с указанной опцией в салонах «Рольф Ауди Центр Север» или «Автоспеццентр Ауди на Таганке» — $33—68 тыс., Audi A8 — $58—150 тыс.
Как подложить себе кнопку

Современная электроника помогает водителю тормозить в нужное время и в нужном месте. Одна из самых интересных «тормозных» разработок используется в новой модели Mercedes-Benz SL500.
Елена Мачурина, руководитель отдела корпоративной коммуникации российского представительства компании Daimler-Crysler: «В новом «Мерседесе» установлена система активной безопасности — SBC (Sensotronic Brake Control) — тормоза с электрогидравлическим управлением. Суть SBC в том, что педаль тормоза связана со всей системой только электрическими проводами. В момент касания педали команда «Тормози!» мгновенно передается на центральный компьютер, который тут же анализирует данные о скорости автомобиля и характере дорожного покрытия. В результате анализа компьютер рассчитывает идеальное давление колодок на диски и тормозит. И водителю не нужно изо всех сил давить на педаль, которая теперь превратилась в простую «кнопку».
Цена Mercedes-Benz SL500 — от $120 тыс.
Погоду заказывали?

«Умные» автомобили заботятся о комфорте своих пассажиров, не дожидаясь приказа. Сегодня, например, мало кого удивляет датчик дождя — когда «дворники» сами начинают работать при попадании на лобовое стекло дождевых капель, или датчик внешнего освещения — когда фары и габаритные огни автоматически включаются с наступлением темного времени суток или при въезде в тоннель.
Этими и другими «излишествами» оснащались раньше только элитные авто. Сегодня ситуация изменилась.
Александр Мойнов, PR-менеджер российского представительства компании General Motors: «Примечательно, что в последнее время электронными опциями, повышающими уровень комфорта в автомобиле, оснащаются машины относительно доступного ценового сегмента. Например, на последних моделях Opel Astra впервые для машин такого класса установлен электронный климат-контроль, который способен создавать и поддерживать в салоне автомобиля желаемый микроклимат».
Всегда на страже

Покупая машину, вместе с ней приобретаешь головную боль: как защитить авто от угона. Среди электронных противоугонных средств хотелось бы отметить так называемый иммобилайзер, который блокирует двигатель в случае несанкционированной попытки завести мотор — электроника сопоставляет идентификационный код, занесенный в память системы управления, с сигналом, который издает ключ зажигания. Если эти коды не совпадут, будут приняты все защитные меры. Таким устройством в базовой комплектации оснащается, к примеру, последняя модель Toyota Land Cruiser 100 (средняя цена такой машины — $60—70 тыс.).
Впрочем, электроника способна избавить автовладельца от необходимости иметь ключ вообще.
Ян Доризон: «Сегодня для того, чтобы завести автомобиль, не обязательно рыться в карманах в поисках ключа, а потом вставлять его в замок зажигания. Некоторые производители, такие как Renault, предлагают использовать систему keyless («без ключа»). Ключ зажигания здесь заменяется карточкой наподобие кредитки, которую можно хранить в кармане пиджака. Причем ее не нужно доставать, чтобы открыть машину. Когда вы подходите к авто, специальные датчики фиксируют наличие карточки, что заставляет двери открыться автоматически».
«Карточная система» используется в последней модели Renault Laguna2 (ориентировочная цена — $17—25 тыс.).
Автоконструкторы позаботились и о том, чтобы дверь багажника при закрытии не прищемила кому-нибудь руку. За этим следят специальные датчики, установленные на дверце для обнаружения препятствий (читай: рук и голов невнимательных пассажиров). Система установлена, например, на новом семиместном Chrysler Voyager (средняя рыночная цена — около $35 тыс.).
В начале будет слово

На фоне всего вышеописанного неудивительно, что самые «продвинутые» автомобили уже способны понимать человеческую речь.
Анна Дуксова, PR-менеджер компании «BMW Русланд Трейдинг»: «В новой BMW 7-й серии с помощью голосовых команд можно управлять 270 функциями автомобиля. Машину можно, например, «попросить» набрать телефонный номер, назвав имя абонента, или включить любимую песню со вставленного в CD-проигрыватель компакт-диска».
На сегодняшний день новая машина понимает команды лишь на немецком языке. Производители обещают, что скоро она научится различать и русскую речь.
А пока русскоязычные автолюбители могут управлять теми же функциями «вручную», с помощью электронной системы iDrive. Управляя джойстиком, можно выбрать нужную функцию, название которой появляется на цветном мониторе по принципу компьютерного меню.
Правда, искать на автомониторе одну из нескольких сотен функций и при этом следить за дорогой не очень удобно. Так что меню рекомендуется осваивать не во время движения, а перед поездкой.
Средняя цена новой BMW 7-й серии $90—110 тыс.
Машина времени

Несколько слов о будущих новинках автомобильной электроники, которые должны вот-вот появиться.
Например, на машинах Audi уже в следующем году появятся фары нового поколения. Их особенность — умение подстраиваться под внешние условия. Так, если на улице дождь или туман, фары будут светить сильнее. Причем светить они будут именно в ту сторону, куда поворачивает автомобиль.
В будущем году в серийных автомобилях Crysler появится новая система беспроводной связи, благодаря которой водитель сможет управлять машиной на расстоянии. Например, из окна своего дома можно включить кондиционер или подогрев сидений (связь работает на расстоянии до 30 м).
Компания Nissan предполагает в ближайшее время оснастить кузов автомобиля внешними телекамерами, изображение с которых будет выводиться на дисплей внутри салона. Это даст водителю возможность панорамного обзора.
Следующая модель марки Honda выйдет в свет с двумя складными электромотоциклами, которые займут в багажнике ничтожно мало места. Предполагается, что, попав в пробку, водитель бросит машину и на мотоцикле отправится до места назначения. Honda не забыла и домохозяек: та же модель будет оснащена электротележкой для покупок в магазине с автономной системой навигации (чтобы добро не пропало).
Следующая новинка от компании Toyota, по замыслу создателей, будет менять свое «настроение». Стоит хозяину подойти к автомобилю, как детали его кузова начнут светиться оранжевым светом — это будет означать, что машина «радуется». Если подсветка синяя — машина «грустит» (причиной для грусти может служить неполадка: проколотая шина или заканчивающийся бензин). А если водитель превысил скорость или резко затормозил, чувствительный автомобиль начнет «сердиться» — загораются красные лампочки.
Такого нет пока даже у «шпионовоза» Джеймса Бонда. Впрочем, ведь и последний фильм сериала — уже не новинка.

Основные технические характеристики новых моделей иномарок, представленных в автосалонах Москвы

~0102~Марка, модель автомобиля~0102~Цена ($)~0102~Тип кузова, количество дверей/мест~0102~Цвет~0201~Двигатель~0201~Трансмиссия~1701~Комплектация~0102~Фирма-продавец, телефон
Тип*Число цилиндров — рабочий объем (куб. см.) — мощность (л. с.)Привод **Коробка передач ***АБСПодушка безопасностиГидроусилитель руляРегулируемая рулевая колонкаОхранная системаИммобилайзерЦентральный замокКондиционерКлимат-контрольАудиосистемаКруиз-контрольКожаный салонЭлектрический привод зеркалЭлектрические стеклоподъемникиПодогрев сиденийЛюк в крышеЛегкосплавные диски
Audi A2 1.418 630Хэтчбек, 5/5На выборБ4-1390-75ПМ****~**~**~~**~*~Ауди Центр Москва 797-90-90
Аudi A3 1.619 175Хэтчбек, 3/5На выборБ4-1595-102ПМ****~**~**~~**~~*Ауди Центр Москва 797—90—90
Audi A3 Bosco Sport23 700Хэтчбек, 3/5На выборБ4-1595-102ПА*******~**~****~*Ауди Центр Москва 797—90—90
Audi A6 2.435 315Cедан, 4/5На выборБ4-2393-170ПА*******~**~****~*Ауди Центр Москва 797—90—90
Audi A4 1.623 195СеданНа выборБ4-1595-102ПМ****~**~**~~***~*Ауди Центр Москва 797—90—90
Audi A6 1.8 Т31 875Седан, 4/5На выборБ4-1781-150ПМ*******~**~~***~*Ауди Центр Москва 797—90—90
Audi Allroad 2.7 T51 195Универсал, 5/5На выборТБ6-2671-2504Х4М*******~**~****~*Ауди Центр Москва 797—90—90
Audi A8 2.852 965Cедан, 4/5На выборБ6-2771-193ПМ*******~**~****~*Ауди Центр Москва 797—90—90
Аudi A2 1.216 400Хэтчбек, 5/5Темно-синийТД4-1390-65ПА****~**~~~~~**~~*Ауди Центр Север 785—27—27
Аudi A3 1.623 300Хэтчбек, 3/5СерыйБ4-1595-101ПА**********~****~*Ауди Центр Север 785—27—27
Аudi A3 1.825 780Хэтчбек, 3/5Ярко-зеленыйБ4-1781-125ПА**********~****~*Ауди Центр Север 785—27—27
Аudi A4 2.031 647Седан, 4/5Cерый металликБ4-1984-131ПМ***********~***~*Ауди Центр Север 785—27—27
Аudi A6 1.837 025Седан, 4/5Темно-синийТБ4-1781-150ПВ**********~~***~*Ауди Центр Север 785—27—27
Аudi A8 2.868 724Седан, 4/5Черный перламутрБ6-2771-1944Х4А**********~****~*Ауди Центр Север 785—27—27
Hyundai Sonata19 995Cедан, 4/5На выборБ4-2000-139ПМ****~***~*~~***~*Рольф-Юг 755—55—05
Hyundai Santa Fe30 922Универсал, 5/5На выборБ6-2700-1784Х4А****~**~**~******Рольф-Юг 755—55—05
Nissan Almera13 900Cедан, 4/5На выборБ4-1500-90ПМ****~***~*~~***~~Genser 786-20-50
Nissan Patrol43 500Универсал, 5/5На выборД4-3000-1584Х4А****~**~**~******Genser 786—20—50
Nissan Maxima33 500Cедан, 4/5На выборБ6-3000-200ПА****~**~*********Genser 786—20—50
Nissan Теrrano II28 900Универсал, 5/5На выборБ4-2400-1144Х4М****~***~*~******Genser 786—20—50
Nissan Х-Trail27 490Универсал, 5/5На выборБ4-2000-1404Х4А****~**~**~******Genser 786—20—50
Renault Clio8 500Cедан, 4/5На выборБ4-1400-75ПМ~**~~*~~~~~~~~~~~Genser 786—20—50
Renault Megane12 500Cедан, 4/5На выборБ4-1400-95ПМ****~***~*~~~*~~~Genser 786—20—50
Renault Scenic16 900Универсал, 5/5На выборБ4-1600-110ПМ****~***~*~~**~~~Genser 786—20—50
Toyota Avensis 1,618 300Cедан, 4/5На выборБ4-1587-110ПМ****~***~*~~**~~~Тойота-Центр Битца 721—33—88
Toyota Land Cruiser 100 VX68 200Универсал, 5/5На выборБ8-4664-2354Х4А****~************Тойота-Центр Серебряный Бор 721-33-70

* Б — бензиновый с впрыском, ТБ — бензиновый с турбонаддувом, БК — бензиновый с компрессором, Д — дизельный, ТД — дизельный с турбонаддувом.

** П — передний, З — задний, 4х4 — полный.

*** М — механическая, А — автоматическая, В — вариатор.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK