19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Международный фестиваль Юрия Башмета превратил Ярославль в столицу музыкального образования
Музыка

Международный фестиваль Юрия Башмета превратил Ярославль в столицу музыкального образования

Попасть в Ярославль на майские праздники было особенно тяжело. Дорога из Москвы, которая обычно занимает около четырех часов, на сей раз затянулась почти на двенадцать: главным «виновником» автомобильного столпотворения стал XI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Он проходил с 1 по 9 мая в самом Ярославле и в городах области – Рыбинске, Мышкине, Тутаеве, Пречистом, Данилове, Гаврилов‑Яме, Некрасовском. Молодые музыканты и педагоги слетелись сюда из Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Вологды, Владимира, Череповца, Иваново.

Ажиотаж был столь большим еще и потому, что фестиваль – это и уникальный деловой проект, превративший Ярославль в столицу музыкального образования. Статус международного фестиваль имеет по праву. Звезды мировой классической музыки, оркестры и музыкальные коллективы из Германии, Бельгии, Швейцарии, Испании, Южной Кореи блистали на сцене, давали мастер-классы, читали лекции. «Феерия классики» – так озаглавил анонс фестиваля «Профиль» в своей афише. Теперь наш корреспондент убедился, что нисколько не преувеличил масштаб этого мероприятия.

Драма музыки

Несмотря на то, что фестиваль проводится в Ярославской области уже в одиннадцатый раз, он всегда оригинален. Вот и теперь он был полон мировых премьер. Даже те произведения, которые исполнялись не в первый раз, звучали по-новому. Таким стало «Слово о полку Игореве», которое его автор, композитор Александр Чайковский называет «драматической симфонией-поэмой». Выдающийся памятник древнерусской истории, «Слово» было найдено в начале XIX столетия здесь же, в Ярославле, в Спасо-Преображенском монастыре. Было сделано множество переводов и поэтических адаптаций текста. Есть и знаменитая опера Бородина «Князь Игорь». И потому, признается композитор, предложение маэстро Башмета написать симфонию на эту тему поначалу его отпугнуло. Но возникшая идея соединить в концерте симфонический оркестр и оркестр народных инструментов позволила не только отойти от классической традиции русской оперы Мусоргского и Бородина. Родилось новое, совершенно уникальное и гармоничное звучание балалайки и домры, скрипки и альта, появились новые голоса, тембры.

«Так как премьера должна была состояться в рамках фестиваля Башмета, я подумал, что князь Игорь – это альт», – рассказывает Александр Чайковский. Маэстро на этом концерте выступал в роли не дирижера, но солиста. Правда, как исполнитель Юрий Башмет видит свою партию несколько иначе. «В этой музыке очень много лирики, в ней слышится и плач Ярославны», – говорит он.

Но если «Слово» дебютировало на Зимнем фестивале искусств Башмета в Сочи, то очередная жемчужина майских концертов, кантата «Двенадцать» на стихи Блока для солистов и оркестра композитора Алексея Сюмака стала мировой премьерой. Необычно, эмоционально, энергично, импульсивно – такими эпитетами наградил кантату маэстро. Это произведение – яркий пример того, сколько нового пишется в классике. И «Двенадцать», опасался Юрий Башмет, могут не понять, как не понимают подчас родители музыку, которой увлекаются их дети-подростки. Но опасался напрасно: публика поняла, приняла и вознаградила овацией.

Я к вам пишу…

Впрочем, на сей раз драмы было по-настоящему много. Кроме Михаила Ефремова в «Слове» на фестивале можно было увидеть Евгения Миронова в эмоциональном концерте-спектакле «Ван Гог. Письма к брату», а в музыкально-литературной композиции по маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» декламировал Григорий Сиятвинда. В авторской версии Юрия Башмета оперы «Евгений Онегин» поэму читали Константин Хабенский и Ольга Литвинова. Новое прочтение оперы родилось тоже на Ярославском фестивале, еще 10 лет назад. Но с тех пор оно сильно повзрослело. «Каждый год оно обрастало новыми подробностями, декорациями, костюмами, – говорит гендиректор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко. – Музыка и тексты сохранились, но, по сути, это совершенно новое представление, которое превратилось в полноценный спектакль».

Помимо всей этой музыкальной роскоши организаторы фестиваля, по их собственному признанию, сумели воплотить еще одну мечту – Ярославль стал образовательным и педагогическим музыкальным центром страны. Уже третий год на площадке Ярославского музучилища им. Собинова проводится академия духовых. На сей раз она была посвящена медным духовым инструментам, а мастер-классы давали музыканты испанского ансамбля Spanish Brass.

Впервые в этом году проводилась академия барокко. Популярность этого направления в последнее время растет во всем мире, а самыми сильными экспертами в этой области считают Бельгию и Голландию. В Ярославле мастер-классы проводил один из таких уникальных ансамблей – бельгийский Il Gardellino, музыканты которого играют на копиях музыкальных инструментов XVII–XVIII веков.

«Барочное аутентичное исполнительство – это представление о том, как играли эту музыку сотни лет назад, – говорит Юрий Башмет. – Это представление составляется по документам, книгам. С тех пор и до сих пор ведутся споры о том, как играть те или иные ноты». Аудиозаписей тех времен не существует, есть только словесные описания. «Но когда погружаешься в эту тему, даже если сам не играешь в барочной манере, то открываются невероятные просторы музыкального мышления, – рассказывает маэстро. – Бесконечно возникающие вопросы порождают и бесконечные фантазии исполнителей».

Этот год в стране объявлен Годом театра. Он стартовал еще в декабре на сцене «Первого русского» – так называют ярославский Театр драмы им. Федора Волкова, первый профессиональный русский театр, основанный в 1750 году. И на фестивале он стал площадкой для театральной конференции. Хотя сам театр в эти дни переживает собственную драму.

В конце марта ярославцев как громом поразила новость о решении Минкульта присоединить театр, гордость города и страны, к питерскому, также одному из старейших, Александринскому театру. Общественность возмутилась, ошарашен был даже губернатор, в городе прошли митинги. Премьер Дмитрий Медведев повелел отложить принятие приказа до окончания широких обсуждений. Директор театра Алексей Туркалов, выступающий против объединения, и его худрук Евгений Марчелли, поддерживающий эту идею, публикуют открытые письма. Последний хлопнул дверью Союза театральных деятелей, большинство которых во главе с Александром Калягиным его позицию не поддержали. Причины необходимости объединения театров толком никто так понять и не смог. Говорят, начались прокурорские проверки…

Впрочем, на майские в этой буре наступило затишье. А театр был полон публики – на сцене «Евгений Онегин». На фоне представления изюминкой декораций – космическая черно-белая съемка Луны. Фон разворачивающейся драмы, земной спутник, то увеличивался до невероятных размеров под арию Татьяны, то затуманивался дождем и слезами Ленского, то прятался за колоннами парадных залов.

Ничто не вечно под Луной, невольно приходит в голову мысль. И сразу за ней другая: человеческая драма мелькнет как вспыхнувший и погасший метеорит, но музыка, поэзия, искусство вечны. К любому успеху, премьере, триумфу стоит относиться осторожно, подтверждает эту мысль Юрий Башмет: сегодня тебя чествуют, а завтра это становится историей, и люди увлекаются чем-то другим. Вот и маэстро, первый альт мира, на днях затмил другой альтист – взошедший на престол император Японии Нарухито. И маэстро, который однажды играл с кронпринцем Нарухито в его резиденции квинтет Моцарта с двумя альтами, этому рад. Альтист стал императором, а его отец, отрекшийся от престола император Акихито, играл на виолончели. Юрий Башмет вспоминает сказанное ему однажды Ростроповичем: «Мое время уходит, а твое приходит. Я учил отца, ты будешь учить сына». Да, люди уходят, сменяют друг друга, драмы разыгрываются и забываются. Но музыка остается.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».