Наверх
16 октября 2019
USD EUR
Погода

Повесть о настоящем пилоте

Иствуд снял свою очередную версию повести о настоящем человеке, которая очевидно станет претендентом на «Оскар», как за лучший фильм, так и за лучшую мужскую роль. 

Ранним январским утром аэробус А-320 вылетает из аэропорта Ла-Гуардия в Нью-Йорке и спустя 90 секунд в него врезается стая птиц. Оба двигателя отказывают, до аэропорта не дотянуть, и пилоты, многоопытный капитан Чесли «Салли» Салленберг (Том Хэнкс) и второй пилот Джеффри Скайлз (Аарон Экхарт), принимают решение сажать теряющий управление самолет прямо на гладь реки Гудзон. Спустя минуту борт перестает отвечать на вызовы диспетчеров и пропадает с экранов радаров. В центре управления полетами в наступившей гнетущей тишине кто-то мрачно резюмирует: «При посадке на воду не выживают».

Это, положим, не так. Всего в истории известны 11 случаев вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, четыре из них обошлись без жертв. В списке счастливчиков есть наши – в 1963 советские пилоты посадили Ту-124 с закончившимся топливом на Неву. А рейс 002 из Токио в Сан-Франциско в 1968 запомнился благодаря изобретению нового психологического термина «Защита Асо» — приводнив авиалайнер после собственной ошибки, пилот Кохэй Асо не стал отпираться перед комиссией по расследованию инцидента и прямо заявил о своей вине, избежав сурового наказания.

«Чудо на Гудзоне», события которого легли в основу фильма, произошло совсем недавно, в январе 2009 года. Поэтому режиссер Клинт Иствуд («Малышка на миллион», «Снайпер», «Гран Торино») решил строить интригу не вокруг падения, результат которого хорошо известен — все 155 человек спасены, а вокруг расследования его причин.

Капитан Салли, усталый усатый седой мужчина с лицом Тома Хэнкса, отбивается от нападок правительственной комиссии, которая считает, что безопаснее было бы вернуть самолет в аэропорт, а не сажать его на воду. Салли мучают ночные кошмары, он и сам задается вопросов, все ли правильно сделал, не подверг ли напрасной опасности жизни 155 человек. Из раза в раз пилот прокручивает в голове памятные обстоятельства того дня.

Насчет точности их отображения можно не волноваться. Иствуд подошел к делу с присущей ему педантичностью. Как не раз бывало в других его фильмах, консультантами картины выступали реальные участники событий. В 2006 при подготовке к «Письмам с Иводзимы» Кен Ватанабе потратил несколько недель на изучение личных писем генерала Курибаяши, которого он играл. Два года назад консультантом Брэдли Купера в роли лучшего американского снайпера всех времен Криса Кайла должен был быть сам Крис Кайл, но его убили в самом начале съемок. Сейчас живой и здоровый капитан Салли посекундно разбирал с Томом Хэнксом свои действия и мысли в то холодное январское утро 2009-го. Ради максимальной аутентичности в роли пассажиров и спасателей в фильме выступают те же люди, которые принимали участие в реальных событиях – их просто попросили повторить все то, что они делали во время инцидента. Получается практически документальный фильм. Впечатление усиливает отсутствующее музыкальное сопровождение: кроме нескольких пианинных аккордов, завершающих кульминационную сцену, звук в фильме исключительно технический – ревут пока еще работающие самолетные двигатели, скрипит под напором воды тонущий в Гудзоне корпус аэробуса, звенят сирены полицейских машин в ночном Нью-Йорке. На документальность работает и формат – это самый короткий фильм в режиссерской карьере Иствуда, всего 96 минут. Треть этого времени отведена на отображение событий, которые длились всего 206 секунд.

В результате Иствуд снял очередную версию повести о настоящем человеке – сюжет, который проглядывается во многих других его основополагающих фильмах, начиная от «Непреклонного» и заканчивая «Снайпером». В отличие от последнего, в «Чуде на Гудзоне» режиссер не скрывает своей симпатии к главному герою – выносит его имя в название (в американском прокате фильм называется «Sully»), старательно выводит на экране портрет собранного, молчаливого, дельного мужчины – образ, также не раз встречающийся в иствудских картинах.

Здесь и возникает главный вопрос – зачем идти на фильм, который мы разных реинкарнациях наблюдали уже не раз? Во-первых, потому, что «Чудо на Гудзоне» — очевидный номинант на «Оскар» этого года, как за лучший фильм, так и за лучшую мужскую роль. А во-вторых, потому что Иствуд по прежнему не утратил важного для кинематографиста умения блестяще преподносить банальные истины: простая идея, что у плохого начала может быть хороший конец, здесь оказывает невероятный духоподъемный эффект. Возможно оттого, что давненько уже не было хороших новостей, особенно о самолетах. 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK