19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. На Москву!
Экономика

На Москву!

Эпопея с запуском автоматизированной системы «Платон» по сбору специального налога с владельцев большегрузных автомобилей грозит обернуться для Москвы нашествием дальнобойщиков со всей страны. На 30 ноября активисты стихийных протестов транспортников наметили старт всеобщего автопробега на столицу, которым надеются заставить правительство отказаться от «Платона». О намерении принять участие в акции заявили дальнобойщики из двух десятков регионов – от Петербурга до Дагестана, Урала и Сибири. Водителей, без сомнения, вдохновили первые успехи от подобных локальных выступлений, которых удалось добиться даже при демонстративном замалчивании информации о происходящем на федеральных телеканалах.

Эффект пробки

С 15 ноября, когда был запущен «Платон», по всей стране прокатилась волна выступлений дальнобойщиков, которые начали устраивать на трассах гигантские пробки, не нарушая при этом формально закон. Они собирались на своих фурах в колонны и двигались с минимально разрешенной скоростью. Уже на прошлой неделе, очевидно, из соображений экономии горючего, водители начали менять тактику – такими же огромными колоннами они останавливаются на обочинах у какого-нибудь нерегулируемого пешеходного перехода, а потом покидают машины и сосредоточенно ходят по переходу туда-сюда, перекрывая движение.

Почти всю прошлую неделю в Минтрансе и Росавтодоре шли совещания, посвященные сложившейся из-за «Платона» патовой ситуации. Мало того, что введение сбора за проезд с грузовых автомобилей массой более 12 тонн (отсюда уже родилось народное название нового налога – «плата за тонны») само по себе вызвало резкое недовольство водителей-частников, малых и средних предприятий, поставив их на грань банкротства. Так система «Платон» и технически оказалась непригодна к запуску – в первые дни ее сайт постоянно зависал, деньги с водителей списывались по нескольку раз и в многократном размере. Еще больше озлобило шоферов то, что владельцем фирмы-оператора «Платона», которая должна собирать с них деньги, оказался Игорь Ротенберг – сын одного из друзей Владимира Путина. До последнего времени именно дальнобойщики были одними из самых последовательных и решительных защитников политики президента РФ и «партии власти», регулярно посещавшими акции вроде «антимайдана».

Поначалу чиновники пытались сбить волну недовольства снижением ставки сбора с фур, а также обещаниями не штрафовать первые полгода владельцев «большегрузов» за бесплатный проезд по федеральным трассам. Однако это вызвало еще большее раздражение участников протестов, расценивших такие заявления как наглый обман: сбор «платы за тонны» и штрафы за его нарушение введены законами, которые в данном случае будет выполнять ГИБДД. А она о согласии не выполнять закон не сообщала.

В результате от чиновников пусть и неофициально, но все чаще стали звучать предложения об отмене или заморозке «Платона». А после того, как одна из колонн протестующих в Петербурге (примерно 600 машин) добралась до Смольного, министр транспорта Максим Соколов пообещал приехать к местным дальнобойщикам на переговоры 28 ноября. Этот материал сдавался в номер еще до их начала, и трудно даже предположить, чем они закончатся. Но в любом случае такое развитие событий показало, что дальнобойщикам удалось заставить федеральных чиновников считаться с собой.

Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости
©Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости

Настрой серьезный

Большинство опрошенных «Профилем» активистов‑дальнобойщиков из регионов заявили о планах отправиться 30 ноября в Москву. Аргументы против «Платона» у них самые простые – они и так оплачивают транспортный налог, налог на прибыль и акцизы на топливо, и на этом фоне новый сбор выглядит как грабеж.

«Если я делаю рейс в Москву туда-обратно, то уже плачу 15 тысяч рублей за рейс, – возмущается дальнобойщик из Краснодара Юрий Лагойда. – В месяц я делаю четыре рейса, плачу 60 тысяч. Плюс на меня хотят накинуть, грубо говоря, такую же сумму. Кто за такое будет работать? Настрой у людей очень серьезный. Все солидарны, что надо выезжать в Москву. Пока культурно стоим на обочине, примерно 90 машин. Я обзванивал знакомых, из них человек 30 готовы выехать. А что нам еще делать, когда у нас забирают кусок хлеба?». При любых обстоятельствах к 30 ноября в столицу отправится колонна из Волгограда – даже если другие регионы откажутся, заверил председатель правления местной организации «Общественная независимая инспекция» Алексей Ульянов.

«Я знаю многих людей, которые собираются ехать 30‑го числа в Москву, – сказал дальнобойщик из Черкесска Владимир Каминский. – Дагестан организует около тысячи машин. То же самое в Белгороде, Краснодаре, Ставрополе, Петербурге. Сколько фур в итоге поедет, пока не ясно. Например, в акции в Черкесске участвовало 100 машин, что очень много для города с населением 150 тысяч. В Ставропольском крае – 300 машин».

Дагестанские дальнобойщики первыми заявили о намерении двинуться 30 ноября в столицу, но на прошлой неделе на сайте «Единой России» появилось сообщение, что 24 ноября после разъяснений депутатов Госдумы они решили прекратить забастовку: «Около восьми вечера поступила информация, что в Дагестане дальнобойщики стали разъезжаться с места протеста». В соцсетях и правда перестали появляться фото и видео из Дагестана, но тут же последовали опровержения. «Забастовка продолжается. То, что все расходятся, – это неправда, – сказал дальнобойщик Алик из Хасавюрта. – У нас стоит около 100–150 машин».

При этом, однако, о планах двинуться на Москву Алик был не в курсе. Также действовать «по ситуации» намерены и питерские дальнобойщики. «Мы еще ничего не решили. У нас в принципе нет координаторов, все это происходит по созвонам, – рассказал водитель Александр Лицкевич из Петербурга. – Затем мы собираемся и обсуждаем дальнейшие действия. Пока все хотят передохнуть и посмотреть, чего мы добились работой у Смольного».

Что такое «Платон»
«Платон» – официальное название автоматизированной системы по взиманию платы за пользование автодорогами с владельцев грузового транспорта весом более 12 тонн. Она была запущена в действие 15 ноября 2015 года в связи с вступлением в силу поправок в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и КоАП. Согласно им, автомобили весом более 12 тонн должны платить при проезде по федеральным трассам за каждый километр пути. Изначально правительство определило ставку 3,73 руб. за км, но в последний момент, уже 11 ноября снизило ее вдвое. Контроль за передвижением подпадающих под действие «Платона» грузовиков осуществляется при помощи специальных счетчиков на базе GPS/Глонасс. Они должны выдаваться водителям бесплатно, а специальные «рамки», установленные в разных местах над дорогами, должны считывать данные. В случае проезда по дорогам без оплаты перевозчикам грозят штрафы: для индивидуальных предпринимателей – 40 тыс. руб. за первое нарушение и 50 тыс. за повторное; для юридических лиц – 450 тыс. и 1 млн руб. соответственно. Также вводится штраф и для водителей в размере 5 тыс. рублей. Внедрение и обслуживание «Платона» было поручено ООО «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), созданному при участии и патронате госкорпорации «Ростех». Позже в результате ряда сделок основным совладельцем (50%) РТИТС оказался Игорь Ротенберг – сын Аркадия Ротенберга, одного из соратников Владимира Путина. Согласно концессионному соглашению, РТИТС должен получать как минимум 10,6 млрд руб. в год.

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
©Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Нормальный диалог

Пока протесты дальнобойщиков обходятся без серьезных конфликтов с властями и задержаний, как обычно бывает на акциях прочих «несогласных».

«Напряжение очень серьезное, но люди действуют в рамках закона, – рассказывает Владимир Каминский из Черкесска. – У нас, в отличие от других регионов, полиция вообще не вмешивается. Силовые структуры звонят и просят, чтобы наши требования не перешли в политические, что нам абсолютно не нужно. Мы придерживаемся только своих требований. Первое – это отставка министра транспорта, так как он, мы считаем, некомпетентен. Второе – отмена «Платона», который, по нашему мнению, нарушает статью 74 Конституции, запрещающую сборы и иные препятствия для свободного перемещения товаров и услуг. В Минеральных Водах 19 ноября водители написали обращение к президенту и правительству с указанием фамилий и паспортных данных. Я знаю, что потом этих людей вызывали участковые и предупреждали об уголовной ответственности за участие в последующих акциях. У нас в Черкесске до 19 ноября ходили люди в штатском, фотографировали машины и тоже предупреждали. Водителям, которые пересекали границы Карачаево‑Черкесии, выдавали памятки об ответственности и уголовном преследовании. И если человек отказывался расписываться в получении этой бумажки, его просто фотографировали на фоне машины».

Власти Дагестана, по словам Каминского, объявили о проведении профилактических антитеррористических мероприятий, запретив под этим предлогом все публичные акции. Пытаются разогнать людей, но без успеха – водителей прогоняют в одном месте, они встают в другом. Водитель Алик из Хасавюрта, со своей стороны, утверждает, что отношения с полицией у него и коллег нормальные: «Никаких противоправных действий пока не было ни с их стороны, ни с нашей. Ведем нормальный диалог».

Не было конфликтов и в Волгограде. «У меня достаточно большой опыт работы, и мы друг друга в полиции знаем в лицо, – отметил Алексей Ульянов. – Все акции проходят без нарушения закона, поэтому предъявить претензии они не могут». «Сотрудники ДПС, когда мы 24 ноября начали двигаться (к Смольному. – «Профиль»), попытались было остановить, начали выписывать штрафы за непристегнутые ремни, – вспомнил водитель Лицкевич из Петербурга. – Но остановилась вся колонна, и они стали пропускать. Там, где стояло телевидение, они пытались разбить колонну, на мой взгляд, для того чтобы не получилась масштабная картинка».

Жертвы «пятой колонны»

Сами дальнобойщики и чиновники профильных «дорожных» ведомств старательно избегали политических оценок происходящего, предпочитая сосредоточиться исключительно на проблеме «платы за тонны» и работе «Платона». Однако за них на прошлой неделе это сделали прокремлевские политики и оппозиция.

Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости
©Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости

Сначала депутат Госдумы Евгений Федоров, известный своими эксцентричными заявлениями, выступил с пространным и путаным видеоoбращением, в котором обвинил дальнобойщиков в действиях по заказу США, которые «не дремлют» и через «свою пятую колонну, через национал-предателей нанесли очередной удар по РФ». Депутат причислил к этой самой «пятой колонне» и протестующих дальнобойщиков, и чиновников правительства, которые якобы придумали «плату за тонны» и «Платон» вопреки воле президента. В итоге он призвал «переориентировать» протестующих водителей на поддержку главы государства, хотя сам Евгений Федоров, кстати, в свое время голосовал за принятие закона о введении платы для большегрузного транспорта. В ответ уже оппозиционер Алексей Навальный в своем видеообращении призвал дальнобойщиков «стоять до конца».

Окончательно «политизировали» ситуацию противоречивые заявления чиновников. На фоне вроде как признания проблемы со стороны Минтранса власти рапортовали, что за первые 10 дней работы «Платона» удалось собрать почти полмиллиарда рублей. А замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов и вовсе констатировал малочисленность и незначительность акций дальнобойщиков – по его словам, даже самые масштабные забастовки в регионах собирали не более 2–2,5 тыс. человек. «Это лишь 0,3% от общего числа подвижного состава, который работает сегодня на рынке. Остальные 99,7% продолжают ежедневно выполнять свои обязательства перед заказчиками», – заявил Прончатов.

На это обиделись уже сами дальнобойщики, выступившие с теми же видеообращениями и письменными петициями и к депутату Федорову, и к Росавтодору. «Я действительно поехал в эти дни в Москву с грузом, но не потому, что сдался, а потому, что надо кормить семью, – признался водитель Каминский из Черкесска. – И еду я за деньги, которые у меня есть. Заплатят мне за эту поездку в лучшем случае через 15 дней. И это у меня еще кредита нет. Люди в основном берут кредиты в банке на машину. Если они не поедут, то у них накопится долг, и банк отберет машину. Так живут 70% водителей».

Дополнили же скандал вокруг «Платона» новые протесты против него со стороны крупного бизнеса и даже из-за рубежа. Ранее Ассоциация компаний розничной торговли заявила, что увеличение затрат на автоперевозки из-за нового сбора вызовет рост цен на продовольствие как минимум на 2%.

На прошлой же неделе инфляционные риски подсчитали и строители. По данным Ассоциации застройщиков Московской области, введение «платы за тонны» заметно скажется на себестоимости доставки инертных материалов (песка и щебня), что в итоге увеличит затраты строителей и, соответственно, стоимость возводимых объектов на 7–9%.

Тем временем Литва также на прошлой неделе направила ноту в МИД РФ с жалобами на «Платон». В документе говорится, что система нарушает соглашения от 1992 и 1993 годов, согласно которым перевозчики России и Литвы на взаимной основе освобождаются от дорожных сборов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».