29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Городам пора «поумнеть»
Главное

Городам пора «поумнеть»

Стремительная урбанизация ставит перед человечеством невиданные задачи по организации жизни миллиардов городских жителей. Решить их может помочь создание «умных городов».

Каждую неделю во всем мире около миллиона человек переезжают в города в поисках лучшей жизни. К 2030 году, по прогнозам ООН, доля городского населения в общем числе жителей планеты составит 80%. Россия в этом отношении находится в тренде: в городской черте сегодня проживают 74% всех россиян, на территории страны расположено 15 городов-миллионников. Но стремительная урбанизация порождает и серьезные проблемы. «Посмотрите, в каких условиях живет население городов: загазованность, отсутствие чистой питьевой воды, перегрузка всей инфраструктуры — постоянные транспортные заторы, отключения электроэнергии… На города уже сейчас приходится 75% энергопотребления и 80% выбросов углекислого газа, — говорит директор департамента «Гражданское строительство» компании Schneider Electric в России Дмитрий Кириллов. — А что произойдет, когда процесс урбанизации достигнет прогнозируемого уровня?»
Список «городских болезней» действительно длинный, и одним из возможных методов их «лечения» является создание «умных городов». И это уже не выдумки футуристов, а реальность. По словам коммерческого директора компании «ФОРС» Евгения Ефименко, «умный город» — это концепция комплексного городского развития на основе ИТ-технологий, целью которой является обеспечение безопасной и комфортной жизни людей. При этом управление городскими объектами осуществляется на основе показаний множества датчиков первичной информации.
«Прежде всего, «умный город» облегчает жизнь граждан на бытовом уровне, — рассказывает директор департамента комплексного пресейла группы «Астерос» Евгений Калашников. — Например, существенной экономии времени и затрат можно добиться в транспортной сфере за счет внедрения системы управления дорожным движением. Это позволит не только снизить нагрузку на магистрали и улучшить экологическую обстановку, но и даст возможность планировать маршруты, знать точное расписание движения общественного транспорта и прочее».
Огромные возможности открываются и с точки зрения безопасности. Использование систем наблюдения и защиты способствует быстрому раскрытию и предотвращению правонарушений, снижает порог преступности в городе в целом.
Немаловажным плюсом «умного города» является сокращение времени на принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций. Система автоматически перераспределит нагрузку на энергетические объекты, обеспечит «зеленый коридор» для служб экстренной помощи, изменит работу метро только на выход и многое другое.
Современные технологии помогают оптимизировать использование трудовых ресурсов за счет автоматизации различных процессов, а это поможет экономить средства городского бюджета и направлять высвободившиеся деньги на другие цели.
Именно поэтому стать «умными» сегодня стремятся многие мегаполисы мира. По данным Дмитрия Кириллова, эта концепция успешно работает более чем в 100 городах Северной Америки, в 20 городах Южной Америки, более чем в 60 городах Европы и 10 городах Ближнего Востока. Где-то толчком к созданию интеллектуальной инфраструктуры становятся специфические местные проблемы — к примеру, нехватка пресной воды, как в Катаре. Где-то интеллектуализация внедряется в рамках подготовки к крупным спортивным мероприятиям, как это было в Лондоне. Есть и такие города, которые с самого начала были задуманы как «умные»: Уси, Хушань и Донгтан в Китае или Масдар в ОАЭ.
По словам генерального директора SAP СНГ Вячеслава Орехова, концепция «умного города» включает в себя и системы мобильного и интернет-оповещения, опросов общественного мнения, организации обратной связи. Аналитика больших данных используется для оперативной комплексной оценки состояния различных сегментов инфраструктуры и оценки эффективности муниципальных служб, «облачные технологии» — для обеспечения доступности информации при сохранении ее безопасности и защищенности. Причем последние, как считает Евгений Ефименко, в совокупности с аналитической мощью больших данных создадут принципиально новые возможности в сфере коммунальных услуг, инфраструктуры, транспорта, образования, здравоохранения и туризма.
«Интеллектуализация городов предполагает внедрение целого комплекса современных технологий управления подсистемами, — продолжает тему Дмитрий Кириллов. — В энергетике это интеллектуальные энергетические системы с активно-адаптивной сетью — Smart Grid, системы интеллектуальных измерений —а также системы управления газоснабжением. В сфере ЖКХ востребована технология «умный дом». В сфере транспорта — интеллектуальные системы управления движением, такие как Smart Mobility, а также развитие электромобилей и зарядной инфраструктуры для них. Для пассажиров общественного транспорта — внедрение систем информирования, управления пересадками и транзитами. В сфере водоснабжения и водоотведения необходимы технологии управления на базе гидравлических онлайн-моделей, автоматизированного обнаружения утечек, регулирования дождевого стока и паводковых вод».
Отдельно стоит рассказать о городах, где внедряются не только элементы концепции «умного города», но и интеграционные платформы управления. Реализацию целостного подхода можно увидеть на примере Барселоны (Испания), где запущен так называемый городской протокол. В Рио-де-Жанейро создан городской центр интеллектуального управления, координирующий системы водоснабжения, электроснабжения, газораспределения, транспорта. Здесь также организован постоянный мониторинг качества воздуха. Каких результатов удалось достичь в этих городах? Во-первых, уровень загрязнения воздуха снизился на 20—25%, а энергопотребление городской инфраструктурой — на 35—40%. Во-вторых, среднее время, которое жители тратят в пути от работы до дома, сократилось в 2—2,5 раза, а интенсивность использования общественного транспорта, напротив, выросла в 2—3 раза.
«Показателей эффективности «умных городов» может быть множество — от сокращения количества ДТП до снижения заболеваемости, — говорит Вячеслав Орехов. — Но, конечно, наиболее универсальным является экономический критерий — он применяется для «умных городов» в различных странах мира. Например, проект по созданию комплекса решений «умного города» в Вене уже приносит городскому бюджету порядка 2,36 млн евро годовой экономии за счет точного планирования и контроля расходов муниципального бюджета, роста собираемости налогов и платежей в городскую казну, создания эффективной обратной связи между населением и властью».
Есть удачные примеры реализации концепции «умного города» уже и в России. Это и локальные проекты по созданию различных компонентов «умного города» — единой транспортной инфраструктуры, системы здравоохранения, — и целые города (столичный инноград Сколково и Иннополис в Татарстане), которые планируют развиваться именно по такой модели. «Так, нефтяная столица России — Сургут в рамках стратегического плана развития города до 2030 года будет на базе наших решений создавать комфортную среду для жизни и ведения бизнеса, — рассказывает Вячеслав Орехов. — Ключевыми принципами формирования городской среды станут сбалансированное развитие городских территорий и транспортной инфраструктуры, улучшение экологической обстановки, централизация управления городским хозяйством». Аналогичный проект запланирован компанией и в Нижнем Тагиле.
«Отдельные элементы «умного города» уже эффективно работают в других городах России и даже на уровне регионов, — говорит вице-президент по стратегии и развитию бизнеса компании Maykor Антон Лихачев. — Среди самых «умных» я бы назвал такие города, как Казань и Сочи». При этом наиболее востребованной в рамках концепции «умного города» на данный момент, по его мнению, является подсистема «Безопасный город». Maykor, к примеру, обеспечивает поддержку таких систем в Ханты-Мансийске, Вологде, Волхове.
Городом, где на сегодняшний день удалось добиться серьезных успехов на пути внедрения «умных» технологий, является и Москва. По словам Евгения Ефименко, в транспортной сфере используются такие «опции», как распознавание камерами слежения номерных знаков автомобилей, автоматическая фиксация нарушений, управление движением наземного транспорта, учет количества свободных мест на платных парковках. Кроме того, в столице внедрена система контроля над работой подрядчиков по уборке улиц. Автоматизированный контроль качества работы подрядчиков ведется и в других сферах ЖКХ. В социальной сфере, образовании, здравоохранении реализован ряд интересных проектов: широкое распространение уже получили электронный дневник в учебных заведениях, социальная карта москвича, электронная запись в поликлинику, детский сад и пр. Ведется работа по повышению эффективности взаимодействия города с жителями. Сейчас это осуществляется посредством портала госуслуг и системы «Наш город».
В конечном счете снижение эксплуатационных издержек и развитость инфраструктуры улучшают инвестиционный климат, повышают привлекательность города с точки зрения ведения бизнеса. Здесь активнее создаются новые рабочие места и развивается туризм, сюда с большей готовностью переезжают квалифицированные специалисты, ученые, люди творческих профессий. То есть можно сказать, что интеллектуализация стимулирует экономический рост в целом.
Впрочем, как во всяком новом деле, не обходится и без проблем. Евгений Калашников считает, что главными препятствиями на пути внедрения современных технологий являются отсутствие общей концепции развития города и нежелание что-то менять. Для внедрения и повышения эффективности работы «умных» систем нужна команда идеологов на уровне администрации городов. «Систему нужно строить для жизни, а не для отчета», — говорит Евгений Калашников. Кроме того, по его мнению, необходимо введение организационных преобразований — все службы города должны работать оперативно, как единое целое, чтобы получить максимальный эффект от «умного города».
В свою очередь, Вячеслав Орехов видит определенные трудности в том, что транспортная инфраструктура и объекты ЖКХ в российских городах сильно устарели. (По различным оценкам, степень износа доходит до 70—80%.) Далеко не везде существуют и единые планы развития городских территорий. Чтобы решить эти проблемы, необходимо собрать и проанализировать информацию по множеству различных направлений: потребности населения и бизнеса, демографические прогнозы, текущее состояние инфраструктуры, наличие и степень влияния различных рисков. «Так что «умный город» начинается с больших данных», — уверен он.
По мнению Дмитрия Кириллова, основные проблемы, связанные с созданием «умных городов», лежат в организационной плоскости, а не в плоскости технологий, как это может показаться на первый взгляд. «Созданию «умных городов» препятствует слабая координация усилий, в то время как необходимо, чтобы все заинтересованные стороны были готовы к открытому диалогу, — отмечает он. — Неудовлетворительная работа, нежелание даже одной городской службы сотрудничать может существенно снизить достигаемый комплексный эффект. А на сегодняшний день, как мы знаем, зачастую даже внутри одной, к примеру, электроснабжающей или муниципальной структуры разные подразделения говорят на «разных языках», а при распределении ресурсов пытаются «перетягивать одеяло на себя».
Не надо также забывать, что понятие «умный город» привязано и к общему уровню информатизации общества. «В России этот уровень является достаточным для того, чтобы успешно реализовать концепцию «умного города», — считает Антон Лихачев. — Основная же сложность — это неготовность большей части населения к перемене алгоритма действий, то есть к активному использованию этих решений. Поэтому компаниям, которые занимаются реализацией проектов «умного города», необходимо также вести образовательную работу с конечными пользователями этих систем, а также делать их максимально удобными для использования».

НАШ ЭСКПЕРТ

Александр Аверьянов, директор по работе с ключевыми клиентами компании «Сименс» в России:

«Один из наиболее интересных проектов «Сименс» в контексте создания «умного города» — это участие в строительстве «Гиперкуба» (первого здания инновационного центра «Сколково», введенного в эксплуатацию в 2012 году). Здание было построено с учетом «принципа 4 Э» (эргономичность, экономичность, энергоэффективность и экологичность) и прошло сертификацию по международному стандарту «зеленого» строительства LEED. Мы внедрили там комплексную систему управления, охватывающую все службы здания, в том числе системы отопления, вентиляции, кондиционирования, освещения, распределения энергии и системы безопасности. Так, по фасаду были размещены солнечные батареи, генерирующие энергию для питания осветительных приборов в технических помещениях. Также на фасаде и крыше расположены светоуловители, поворачивающиеся вслед за солнцем и по оптическому волокну доставляющие свет в части здания, в которых невозможно обеспечить естественное освещение. Система трансформации и распределения света сокращает выбросы углекислого и других газов. Вода подается из артезианской скважины, но до 50% водопотребления покрывается за счет сбора дождевой воды. Для отопления и охлаждения используется система тепловых насосов, в зависимости от сезона она обогревает либо охлаждает здание».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама