29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Янки примиряются с барбудос
Политика

Янки примиряются с барбудос

Смена политики США в отношении Кубы стала возможна прежде всего благодаря интересу американского бизнеса к этому островному государству. Но возобновление дипломатических отношений еще не означает окончательного примирения: у Вашингтона и Гаваны много застарелых претензий друг к другу. 

20 июля Куба и США откроют свои посольства соответственно в Вашингтоне и Гаване. Таким образом, спустя 55 лет будут восстановлены дипломатические отношения между двумя странами – капиталистической супердержавой и «первым социалистическим государством Западного полушария».

Смена внешнеполитического вектора, казавшаяся невозможной еще при предыдущем президенте США Джордже Буше, была осуществлена под прямым контролем нынешнего главы Белого дома Барака Обамы, который решился на этот исторический шаг не cтолько из-за необходимости оправдать врученную ему Нобелевскую премию мира, сколько из-за обширных интересов американского бизнеса, которому все больше мешает торговое эмбарго, действующее против островного государства. Однако у исторического примирения есть много противников как на Кубе, так и в США.

Между тем стремительное потепление отношений Острова свободы и его северного соседа открывает, по мнению экспертов, неожиданные перспективы для России в регионе.

Ничего личного, просто бизнес

17 декабря 2014 года Барак Обама объявил: «Сегодня Соединенные Штаты Америки кардинально меняют свои отношения с народом Кубы. Мы подводим черту под устаревшим подходом, который на протяжении десятилетий мешал продвижению наших интересов, и приступаем к нормализации отношений между двумя нашими странами. Эти 50 лет показали, что изоляция не сработала. Пришло время для нового подхода».

Это заявление взорвало мировые новостные ленты. Ведь Куба входит в американский список государств, спонсирующих терроризм, в прессе США руководство островного государства именуют «кровавым режимом, построенным на костях». Сенатор-республиканец Джон Маккейн, после того как Барак Обама пожал руку лидеру Кубы Раулю Кастро на похоронах Нельсона Манделы в декабре 2013 года, сравнил этот поступок с рукопожатием между британским премьер-министром Невиллом Чемберленом и лидером нацистской Германии Адольфом Гитлером в 1938 году. Многие другие американские политические деятели обвиняли Гавану в преступлениях против собственного народа. В США существует крупная община политических иммигрантов с Кубы, представители которой вышли на улицы Майами, неофициальной столицы кубинской диаспоры, протестуя против курса Вашингтона на примирение с Кубой. Однако они не заставили Обаму изменить свою позицию. У американского президента были собственные серьезные резоны.

Восстанавливая контакты с Кубой, глава Белого дома руководствовался прежде всего интересами американского бизнеса, считает ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян. На кубинском рынке работает много иностранных компаний – европейских, российских, китайских. Чем позже американцы выйдут на этот рынок, тем меньше у них останется пространства для маневра. И это при том, что на Кубе есть очень перспективный аграрный рынок – остров испытывает проблемы с производством продовольствия, кубинское правительство вынуждено закупать его за рубежом. Привлекательна для американцев и туристическая сфера: по оценкам Newместные курорты готовы посетить миллионы американских граждан. Наконец, отмечает Дабагян, в США заинтересованы в контактах в области медицины, ведь кубинцы славятся достижениями в этой сфере.

Еще одна причина, по которой Обама идет навстречу Кубе, – это позиция государств Западного полушария. Практически все страны обеих Америк, включая дружественные США Канаду и Колумбию, выступали за снятие торгового эмбарго и нормализацию отношений Вашингтона с Гаваной. Решение американского президента в отношении Кубы поддержали даже наиболее одиозные и недружественные Вашингтону страны региона.

55 лет вражды

Однако открытие посольств вовсе не означает, что процесс нормализации отношений между странами закончен. Между двумя государствами еще остается масса проблем и разногласий, которые подкрепляются 55‑летней историей кровной вражды.

Во‑первых, американское торговое эмбарго с острова еще никто не снимал. Из-за эмбарго Куба лишилась возможности торговать с США. Американским компаниям запрещено сотрудничать с кубинцами в третьих странах, а фирмам третьих стран нельзя экспортировать в США продукцию кубинского производства. Наложены ограничения даже на суда, перевозящие продукцию с Кубы или на Кубу, – они не могут заходить в американские порты. Наконец, американским гражданам ограничили возможность туристических поездок на Кубу под угрозой тюрьмы и крупного штрафа. Только тем, у кого на острове есть родственники, разрешается раз в три года их посещать.

EPA/ТАСС
©EPA/ТАСС

Вопрос о снятии эмбарго вправе рассматривать только конгресс, который пока не очень склонен поддерживать миротворческие начинания своего президента. Обе палаты американского парламента контролируются республиканцами, они традиционно придерживаются более жесткой политики в отношении внешнеполитических противников США. Против нормализации отношений с Кубой выступают многие американские политики, включая претендента на президентский пост от республиканцев Марко Рубио, выходца из семьи кубинских эмигрантов.

Цели США в отношении Кубы остаются прежними – свержение режима Кастро, просто было решено изменить тактику, так как санкции не действуют, считает главный редактор журнала «Латинская Америка» Института Латинской Америки РАН Владимир Травкин. Администрация Обамы настаивает, что на Кубе все так же нарушаются права человека и необходима демократизация политической системы.

Есть претензии и у кубинского руководства к США. В Гаване хотят, чтобы американские войска покинули базу в Гуантанамо, прекратили враждебные к режиму Кастро теле- и радио передачи, которые ведутся из Штатов и распространяются через спутник на кубинскую территорию.

Как отмечает Эмиль Дабагян, определенная оппозиция наметившемуся сближению с давним врагом есть и в окружении ушедшего на покой Фиделя Кастро. Там опасаются, что экономически более мощные Штаты подомнут под себя остров, поставят его на капиталистические рельсы, вернут страну на 55 лет назад, обратно к диктатуре Батисты, против которой в свое время и подняли оружие знаменитые кастровские barbudos. Впрочем, как утверждает эксперт, такой сценарий вряд ли возможен. «На Кубе уже много других экономически сильных игроков, с каждым из которых США придется конкурировать». С этой точкой зрения согласен Владимир Травкин: «Гавана хочет развивать отношения со всеми сразу – с США, Китаем, Россией, не допуская усиления какой-либо из стран у себя внутри, чтобы не допустить поглощения своей экономики. В качестве примера в Гаване выбрали для себя модель Вьетнама, социализм с капиталистической моделью экономики».

В то же время процесс демократизации на Кубе неизбежен, считает Эмиль Дабагян. «Грядут выборы в местные органы власти, появляются политики, не связанные с партией. Сам Рауль Кастро заявил, что будет сидеть не до бесконечности, он планирует оставить свой пост в 2018 году, после окончания второго президентского срока». На Кубе постепенно начинают готовить преемников. Сейчас выделяют 52‑летнего Мигеля Диаса-Канеля, заместителя председателя Государственного совета. Он родился уже после Кубинской революции и Карибского кризиса и относится к новому, молодому поколению кубинского партийного руководства. В ближайшее время, однако, социалистический курс Кубы вряд ли изменится.

Очередной шанс

«Связи между Россией и Кубой никак не изменятся в случае нормализации американско-кубинских отношений», – подчеркнул глава МИД России Сергей Лавров. Министр пояснил, что российская сторона всегда призывала США отменить блокаду и встать на путь нормализации отношений. Лавров убежден в сохранении тесных партнерских взаимоотношений с Кубой при любом исходе ее конфликта с США.

shutterstock
©shutterstock

«Другое дело, что это вызов для России, потому что теперь нам придется действовать в условиях увеличивающейся конкуренции», – считает Эмиль Дабагян.

По мнению Владимира Травкина, Куба – это очень важный игрок в Латинской Америке. «Куба – это такая пряжка на талии Америк. Совсем рядом проходят важнейшие транспортные артерии, Панамский канал и новый, строящийся канал в Никарагуа. Нам надо там присутствовать».

Кубинцы начинают постепенно создавать новые экономические условия, чтобы сделать страну привлекательной для инвесторов. В апреле было объявлено о создании свободной экономической зоны в порту Мариэль в 50 километрах к западу от Гаваны. Мариэль планируется превратить в «мегапорт», в который со временем будет переведен из Гаваны основной поток национальной морской торговли. Согласно опубликованной резолюции министерства финансов и ценообразования, «для работающих в этой зоне предприятий устанавливается специальный таможенный режим, который освобождает их в том числе от налогов на импорт на определенные товары».

Не исключено, что такие товары будут реэкспортироваться с большей добавочной стоимостью. Воспользоваться преимуществами свободной экономической зоны смогут все юридические лица, зарегистрированные на кубинской территории. В обустройство Мариэля кубинское правительство инвестировало 260 миллионов долларов за последние несколько лет. Почти в три раза больше финансовых средств в инфраструктуру данного объекта вложил бразильский строительный конгломерат Odebrecht. Кроме того, по мнению аналитиков, порт может стать базой для резкого увеличения торговли с США в случае возможной отмены экономической блокады.

Травкин считает, что Россия заинтересована в развитии этого проекта, поскольку это позволило бы получить в Карибском море стоянку и ремонт для российских гражданских и военных кораблей.

Привлекательны и контракты на создание на острове транспортной сети. Определенные переговоры о сотрудничестве уже ведутся. НПК «Уралвагонзавод» и Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) 7 июля на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге подписали с кубинцами «дорожную карту» о сотрудничестве в производственной сфере. Российские компании хотят участвовать в модернизации железных дорог острова. Интерес российской стороны вызывает и сотрудничество в области гражданской авиации. Было подписано соглашение, предусматривающее поставку вертолетов семейства Ми, кроме того, российские представители заинтересованы в поставке пассажирских и грузовых самолетов семейств Ил, Ан и Ту.

Среди других отраслей, в которых с кубинцами было бы выгодно сотрудничать, Травкин отмечает фармацевтический бизнес, а также участие в модернизации кубинской армии, которая на данный момент вооружена старым советским оружием. Пока у Гаваны денег на заключение дорогостоящих контрактов нет, но в случае снятия американского эмбарго, если стране удастся привлечь инвесторов в свою экономику, они могут появиться.

«Куба будет постепенно открываться для инвестиций, но это вопрос времени. В России же из-за инертности частного бизнеса пока не наблюдается особого интереса к острову, и это печально, поскольку именно сейчас есть хорошие шансы заключать с Кубой контракты на хороших условиях», – говорит Владимир Травкин.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама