1 мая 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Какие проблемы возникнут из-за введения начальной военной подготовки в школах
Армия России образование Общество школы

Какие проблемы возникнут из-за введения начальной военной подготовки в школах

Со следующего учебного года в школы может вернуться начальная военная подготовка (НВП), об этом рассказал глава Министерства просвещения Сергей Кравцов. Идею уже поддержали Минобороны и Совет Федерации. Программы занятий еще нет – она находится в разработке, также окончательно не решено, будет ли новый предмет факультативным или обязательным. Опросы показывают, что большинство родителей не против уроков НВП, хотя и не понимают, чему именно будут учить их детей.

Занятие по основам безопасности жизнедеятельности в школе

©Алексей Куденко / РИА Новости

Содержание:

Как студенты устав учили

Я застал НВП советского образца – сначала в школе, а затем и в колледже. В школе добродушный старенький отставник рассказывал нам байки из армейской жизни, говорил что-то про бомбоубежища и поражающие факторы ядерного взрыва. Иногда (весьма ненавязчиво) «тиранил» нас строевой подготовкой, пару раз мы по команде «газы!» по очереди надевали старенький противогаз, как бонус – на время разбирали и собирали деактивированные АКМ (получалось лихо!) и несколько раз стреляли из пневматической винтовки. Однажды даже съездили на военное стрельбище пострелять из калашникова – по три патрона на брата.

Зато в колледже все было серьезно. В класс НВП студенты обязаны были являться в военных рубашках и зеленых галстуках («что значит нет? – купить!»), на занятиях мы учили устав гарнизонной и караульной служб, маршировали в подвале, пели «артиллеристы, Сталин дал приказ», а как-то раз пытались колоть штыком какую-то деревяшку. Когда девушки спрашивали преподавателя, зачем им учить устав, ведь они не собираются в армию, тот хмурил кустистые брови и с хитрецой говорил: «А затем, что девушка, которая выучила устав, всегда будет знать, как поступить, если муж придет домой пьяным». Он вообще верил, что казарменную науку можно приложить ко всей нашей гражданской жизни.

Признаюсь, вспомнив все это, я не испытал прилива энтузиазма от новости о возвращении НВП в школы. Но, возможно, сейчас все будет по-другому? Увы, мы этого не знаем. По словам министра Кравцова, модуль по начальной военной подготовке только готовится и должен быть разработан до 1 января 2023 года, затем программа пройдет апробацию, после чего учебные заведения «смогут ее в своей работе использовать». В проекте есть два варианта, один из которых будет ориентирован на профильные кадетские классы.

По информации ведомства, уже сегодня модули по НВП входят в программу занятий по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В частности, на уроках школьники изучают права и обязанности гражданина во время призыва и прохождения военной службы, вопросы военно-профессиональной деятельности и приемы оказания первой медицинской помощи.

Что касается новых регламентов, то информация очень противоречива. Первый замминистра обороны Валерий Герасимов предлагал отвести на военную подготовку 140 часов в течение двух лет. Некоторые СМИ со ссылкой на информационную справку от Минпросвещения сообщали, что учебные заведения сами смогут решать, включать ли в учебный план «предметы и курсы, посвященные изучению НВП». С другой стороны, министр Кравцов уточнял, что военная подготовка идет в рамках ОБЖ, а этот предмет обязательный.

Мужчины за, женщины сомневаются

Согласно опросу, проведенному сервисом SuperJob, введение НВП поддерживают 61% родителей старшеклассников и студентов. Опрос проводился среди экономически активных граждан из разных регионов страны. Шесть из десяти респондентов поддержали инициативу, хотя и с оговоркой: «Курс нужен, но он должен быть максимально полезным: не только строем ходить». Против высказались 22%, заявив, что правила дорожного движения, уроки вождения или курсы первой медицинской помощи пригодились бы больше. Еще 17% воздержались от оценки. Среди мужчин оказалось больше сторонников НВП (67%), чем среди женщин (53%).

«Вводить такой курс надо, это необходимо: народ, который умеет постоять за себя, имеет больше шансов на выживание», – так прокомментировал коллега-редактор, чья дочь сейчас ходит в школу. Знакомая молодая мама, по профессии инструктор по пешему туризму, ответила более уклончиво: если будут занятия спортивного характера – ориентирование на местности, работа с картами, тактическая и физическая подготовка («побегать с автоматом, покидать гранаты»), – то для мальчишек это неплохо. Навыки выживания в экстремальных ситуациях тоже нелишни, если человек окажется в зоне боевых действий. Но она боится, вдруг будет «только солдафонство и промывка мозгов» – тогда лучше заняться чем-то «более практичным или интересным»: основами финансовой грамотности, биологией или экологией.

Понятно, что идеологической нагрузки при военной подготовке не избежать – вопрос в дозировке. Судя по высказываниям некоторых чиновников, идеология может стать едва ли не основой нового предмета. Примерно об этом говорил лидер партии и думской фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов. По его словам, речь не только о том, чтобы научиться обращаться с автоматом, но и «о важном элементе патриотического воспитания молодежи, без которого у страны не будет будущего. Любовь к Родине должна быть подкреплена навыками по ее защите».

Кто учить будет

Мнение экспертов и преподавателей о введении курса военной подготовки схоже с мнением рядовых граждан. Преподавание в школах НВП – задумка полезная и нужная, но мы рискуем получить слегка осовремененную реинкарнацию советской НВП или переиздание ОБЖ.

«Хуже не будет, лишь бы не переросло в профанацию», – прокомментировал инициативу знакомый учитель, преподаватель физкультуры и классный руководитель. В школе, где он работает, уже есть негативный опыт: «Сделали кадетский класс и назначили [руководителем] танцора, надели на него военную форму. Они занимаются тем, что маршируют и венки возлагают».

Безусловно, смысл во введении НВП есть, считает доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности МГПУ Олег Зверев, но успех будет зависеть от содержания (контента), практик и, конечно же, от того, кто и как будет преподавать. «Это крайне важно, особенно в школе. Ведь есть компетенции, а есть харизма учителя, его увлеченность предметом, когда, что называется, глаза горят», – говорит Зверев. Тем более что военная подготовка может и должна выходить за рамки работы с военной амуницией и разборки-сборки автомата. Большое внимание следует уделять, например, оказанию первой помощи – это те навыки, которые будут важны и в мирной жизни.

Серьезной проблемой может стать подготовка преподавателей, полагает эксперт. Кандидат не только должен владеть специфическими навыками, быть в прошлом офицером или спасателем, он должен еще стать педагогом. Чтобы работать с детьми, «надо понимать и психологию, и педагогику»: не все подходы и методы, которые работали в армии, могут использоваться в школе. Будущему преподавателю НВП как минимум необходим курс переподготовки – это 256 часов, плюс хорошо бы получить магистерское образование. То есть подготовка специалиста, способного работать с детьми, займет от нескольких месяцев до двух лет.

Стрельба или маршировка

В дисциплине под названием «практическая стрельба» есть присловье: надо не быстро разбирать оружие, а быстро стрелять из него. Многие из тех, кто сегодня учит людей стрелять, грамотно и безопасно обращаться со своими ружьями и карабинами, весьма критично относятся к практикам советской НВП.

«С автоматом нужно не маршировать, а стрелять», – заявил глава московского стрелкового клуба «Тактика» Борис Пащенко. Увидев новость о введении НВП в школах, он вспомнил, как раньше по ТВ показывали репортажи, где девочки с завязанными глазами «за пять секунд» разбирают автомат Калашникова. «Когда мы начали стрелять и учить новичков, стало понятно, что это не просто профанация, а едва ли не самый большой вред, который можно нанести человеку, интересующемуся оружием и обращением с ним», – говорит Пащенко. Будь его воля, он бы из 140 часов, которые предложил выделить на НВП первый замминистра обороны Валерий Герасимов, 139 часов отвел на стрельбу и отработку практических приемов с оружием (удержание, перемещение и пр.) и только один час – на разборку и сборку. Правда, все это при условии, что будет где и из чего стрелять.

Инструктор по практической стрельбе, руководитель корпуса судей Федерации высокоточной стрельбы Иван Лангуев (в прошлом морской офицер) полагает, что в рамках НВП можно было бы дать базовый навык стрельбы. Это как езда на велосипеде: чемпионом не станешь, но держать равновесие и крутить педали научишься – уже немало. Правда, у самих школ для этого нет ни оружия, ни инфраструктуры. То есть администрациям придется проявлять инициативу, договариваться с тирами или стрельбищами, а это «куча макулатуры и на выходе платная услуга за весьма немалые деньги».

В целом военная подготовка требует кадров и очень хорошего материального обеспечения: боевая техника, средства индивидуальной бронезащиты, современная связь, БПЛА – это база, без знания которой современному военнослужащему не обойтись. А кто предоставит все это школам, недоумевает Лангуев. Стрельба из настоящего боевого оружия – из разряда фантастики. Пневматика может дать какие-то навыки, но «толк от этого только для совсем маленьких».

Неужели придется снова заниматься разборкой и сборкой списанного АКМ? «Трудно представить, что на поле боя выйдут две армии и начнут разбирать-собирать автоматы на время. Так войну не выиграешь», – уверен эксперт.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».