25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. «Есть много более разумных способов пополнить бюджет»
Общество

«Есть много более разумных способов пополнить бюджет»

«Профиль» поговорил с предпринимателями о том, как скачки курса валют и цен на нефть повлияли на их дела, что они думают о поправках в Налоговый кодекс, инициированных депутатом Госдумы Андреем Макаровым, и что, на их взгляд, на самом деле нужно делать, чтобы спасти малый и средний бизнес. Как выяснилось, рынку стоит ждать сокращения зарплат, закрытия магазинов, увеличения поставок товаров из Китая и Кореи и уход ритейла с физического рынка.

©
Светлана Новикова, генеральный директор сети магазинов профессиональной косметики Superstar и салона-студии Superstar:

— Увеличение налогов для малого бизнеса в нынешней экономической ситуации критично. Если взять мой салон красоты, площадь которого 107 кв. м, то я буду вынуждена в год платить 600 тысяч рублей помимо остальных налогов. Чтобы это не привело к закрытию бизнеса, придется сокращать затраты на сервис (если сейчас у нас бесплатные чай-кофе-печенья, то от этого придется отказаться), продукцию (сейчас мы используем средства среднего и выше среднего класса, а придется перейти на эконом), зарплаты сотрудников. Все это приведет к тому, что клиентам придется платить те же деньги за услуги более низкого качества. А это в свою очередь отразится на репутации салона и приведет к снижению покупательской способности.

Но это еще не все. Если брать сеть магазинов профессиональной косметики, общая площадь которых около 450 кв. м, то в год, если введут эти дополнительные выплаты, нужно будет платить около 2,7 млн рублей! А мы себе этого позволить просто не можем — придется закрывать бизнес, так как не будет окупаемости и никаким снижением затрат это нельзя будет окупить. О какой помощи предпринимателям со стороны государства тогда может идти речь?

Илья Вигер, исполнительный директор IT-компании АВИ Лаб:

— Для малых и средних IT-компаний, работающих с западными поставщиками, ситуация на валютном рынке оказалась по-настоящему сложной. Особенно для тех, в чьих портфелях существенную долю занимают госзаказы. Дело в том, что государственный заказчик наименее гибкий, он ориентирован исключительно на минимальную стоимость выполнения проекта и в отличие от коммерческого заказчика не готов делить с исполнителем никакие риски. Многие игроки нашего рынка жалуются, что выигранные несколько месяцев назад контракты стали в одночасье убыточными, при этом пересмотреть их возможности нет. Равно как и изменить поставщиков.

Мы предчувствовали сложные времена и стали искать новые направления, которые позволят минимизировать риски. В частности, мы стали рассматривать китайских и корейских поставщиков, запустили направление, занимающееся бизнес-аналитикой и информационной аналитикой. Но наиболее важным решением стал запуск собственных разработок. Помимо этих шагов мы переориентировались на новый сегмент корпоративных заказчиков, в частности на отделы маркетинга, которым надо будет прилагать немалые усилия, чтобы поддерживать продажи на падающих рынках. Для новых заказчиков мы вывели новые продукты, которые помогут повысить эффективность компании при минимуме затрат. Это, например, использование BYOD-технологий на точках продаж (возможность использования сотрудниками для работы своих собственных клиентских устройств, причем как дома и в мобильном варианте, так и на рабочих местах). Пока диверсификация продуктовых решений позволяет сохранять компании прошлые темпы.

Евгений Играшкин, первое лицо торгово-розничного бизнеса «Экспедиция»:

— Мы, конечно же, недовольны экономической ситуацией и нововведениями Государственной думы. Еще до того, как возникло предложение ввести муниципальные сборы, у нас уже начались проблемы с арендодателями. Дело в том, что аренда помещений рассчитывается в долларах. Но ведь мы зарабатываем деньги в рублях, соответственно аренда для нас выросла вместе с курсом доллара. Если к этой нагрузке прибавится еще и муниципальный сбор, то малому и среднему бизнесу станет совсем тяжело. Все это, на мой взгляд, приведет к ситуации, когда сильные бренды станут уходить с физического рынка в интернет. Содержать небольшой пункт самовывоза будет гораздо выгоднее, чем торговый зал.

По моему мнению, государству не стоит душить ритейлеров. Никто не хочет работать не то чтобы в убыток, но даже «в ноль». Всем очевидно, что в текущей ситуации доля ритейла на рынке будет уменьшаться.

На мой взгляд, и потребителю, и государству, и предпринимателям было бы выгоднее ввести налог в виде процента с оборота вместо муниципальных сборов. На данный момент мы ведем переговоры с торговыми центрами об оплате аренды с оборота.

Владимир Холязников, генеральный директор KupiVIP.ru:

— Безусловно, ситуация на рынке довольно нестабильна. В условиях растущего курса валют финансово грамотные потребители легко откладывают, к примеру, покупку одежды и вкладывают деньги в более крупные активы. В определенной мере кризис на деятельности KupiVIP.ru сказывается положительно: мы являемся акционным сайтом, помогающим поставщикам и производителям товаров категории fashion найти дополнительные каналы сбыта товаров, которые по разным причинам, в том числе из-за кризиса, раскупили недостаточно активно. Мы сотрудничаем с поставщиками по всему миру: помогаем им распродавать складские остатки, каждый день предлагая на сайте 50–60 привлекательных по цене акций. Таким образом, благодаря нам поставщик получает возможность сбыть товар, а покупатели — приобрести одежду по самым низким ценам, даже когда цены в офлайне растут.

В общем и целом, наши продажи растут, и в кризис этот рост особенно заметен. Люди не перестают покупать одежду в кризис, они просто начинают более рационально подходить к тратам. А KupiVIP — это место, где люди совершают не эмоциональные, а рациональные покупки. Покупатели приходят, чтобы отыскать самые лучшие сделки и сэкономить на цене, а не на качестве. Именно в кризис мы показываем заметный рост (40% рост за ноябрь-декабрь 2014 года), потому что покупатели из премиальных сетей переключаются на нас.

Конкретно на наш бизнес поправки в Налоговый кодекс повлияют в незначительной степени, так как у нас нет физических магазинов для реализации продукции. Если поправки в НК будут приняты в том виде, в котором они представлены сегодня, несложно сделать вывод: пострадают в первую очередь игроки малого и среднего бизнеса. Такие нововведения в купе с экономической ситуацией, ростом курсов валют скорее всего приведут к тому, что часть игроков будет испытывать существенные сложности.

Мое личное отношение можно сформулировать просто: есть много других способов пополнить бюджет, не нагружая малый бизнес, которому и так в России приходится несладко. Например, уменьшить административную нагрузку, устаревшие во многих отраслях условия стандартизации, увеличить штрафы недобросовестным игрокам, за счет этого стимулировать развитие бизнеса и в перспективе получить здоровый рынок, с конкурентоспособными игроками. Плюс нужно стимулировать иностранные инвестиции в ритейл, создавать комфортные условия для создания новых бизнесов, приток капитала в нашу отрасль. Пока же мы имеем обратную динамику, и на этом фоне еще и увеличивается налоговая нагрузка на бизнес. Это будет и дальше отпугивать иностранных инвесторов.

Илья Криворот, исполнительный директор сети магазинов «Республика»:

— Ситуация на рынке, безусловно, кризисная. Налицо и кризис доверия (покупатели не понимают, как себя сейчас вести: хранить или тратить, в банке или под подушкой, доллары или рубли), и фактически финансовый кризис — ставки на закупки в Европе и Китае растут вместе с курсом, аренда увеличивается каждый день. Все это не может не находить отражение в стоимости товаров и услуг для покупателей, ритейлеры вынуждены идти на повышение цен на часть продукции даже не для развития и получения прибыли, а просто чтобы поддерживать текущие результаты.

Наш антикризисный план банально прост, думаю, он схож у всех игроков на рынке: получить скидки на закупку товара, добиться снижения арендных ставок, фиксации аренды, оптимизировать фонд оплаты труда, отказаться от долгосрочных и затратных проектов, повышать качество сервиса и продукта, сформировать условия, в которых покупатель все же будет готов совершить покупку.

Законопроект, по которому торговым площадкам необходимо оплачивать сбор в размере 600 рублей (предварительная оценка финансовой стороны) за квадратный метр арендуемого помещения, негативно скажется на экономической составляющей всех организаций, которые для получения прибыли используют торговые площади значимых размеров. Затраты на аренду — это второй по величине расход компании после фонда оплаты труда. По предварительным оценкам, статья расходов на аренду вырастет на 7,5%.

На месте лиц, ответственных за принятие решений, я бы изначально озадачился правовым регулированием и формированием законодательства в области аренды. В первую очередь необходимо отказаться от расчетов за аренду в иностранной валюте и перейти не только на оплату, но и на расчеты в рублях. При этом нужно регулирование индексации, формирование максимально допустимых порогов. Если бы как минимум эти меры были утверждены, ритейлеры более спокойно восприняли введенную ставку сбора.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».