Яндекс стремится обеспечить баланс в выполнении этих требований. Претензии о якобы свободном доступе к порнографическому контенту компания считает необоснованными. В качестве инструментов защиты доступны блюр (от англ. blur – размытие), настройка фильтров и родительский контроль.
Аналогичные решения применяют другие поисковые системы. Google использует блюр, Bing и Yahoo хотя и выдают порнографические сайты, но для просмотра изображения или видео необходимо изменить настройки безопасного поиска.
Для мониторинга используется программное обеспечение – веб-краулеры, которые сканируют и индексируют всю доступную информацию, формируя основу базы данных для поисковой выдачи. Редактирование результатов поиска осуществляется как автоматически, так и вручную.
Используются современные технологии, включая нейросети, что позволяет гибко и оперативно модерировать выдачу. В алгоритмы поисковой системы могут быть интегрированы специальные механизмы и правила блокировки контента, которые влияют на формирование поисковой выдачи, обеспечивая корректное соблюдение политик фильтрации.
Каких-либо громких скандалов по этой теме до сих пор не случалось. Были зафиксированы лишь отдельные обращения недовольных пользователей до 2022 года.
Технически сложно все отфильтровать, а тем более полностью заблокировать порнографические материалы. Но поисковые системы регулируются рекомендациями и обязаны фильтровать запрещенный контент, к которому относится, например, детская порнография.
Система выстроена достаточно надежно. Каждый может провести эксперимент и убедиться, что имеющимися средствами доступ к таким сайтам получить невозможно.
Яндекс при запросах выдает результаты поиска без жестких ограничений, но есть соответствующие памятки и инструкции. На сайте есть готовая форма заявки на случай, если при обычном запросе пользователь находит порнографический видеоролик.
Весь контент категории 18+, как было сказано выше, на Яндексе демонстрируется с применением блюра. Доступ становится возможен либо при переходе по прямой ссылке, либо после отключения блюра.
Весной 2023 года Яндекс непублично внедрил настройку, позволяющую рекламодателям размещать объявления различных тематик на сайтах с эротическим содержанием. Реклама показывается преимущественно в сервисах "Яндекс.Картинки" и "Яндекс.Видео".
Реклама появилась намеренно. Яндекс объясняет решение соблюдением требований законодательства РФ, запрещающего рекламу порнографических материалов вне специально отведенных площадок и форматов.
Однако здесь можно усмотреть нарушение закона № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама не должна содержать информацию порнографического характера. Юристы отмечают, что в нормативном правовом акте не указаны признаки, по которым информацию относят к порнографии.
Определение дано в законе №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». К информации порнографического характера отнесены натуралистические изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного. Получается, что, если реклама ничего такого не содержит, вопросов к Яндексу формально быть не может.
И последний момент. Просмотр порнографии в частном порядке законом не запрещен. Запрет касается производства, распространения и публичной демонстрации порнографии. Контроль в этой сфере возложен на Роскомнадзор, который блокирует порносайты и запрещенный контент через «Единый реестр запрещенных сайтов».