19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Тонкая настройка
Общество

Тонкая настройка

2 декабря в столице появятся новые тарифы на платную парковку. Эксперты считают, что при растущей загруженности городских артерий их повышение неизбежно, при этом больше всего от них выиграют местные жители. В целом же система платных парковок заметно увеличила пропускную способность улиц и снизила риск аварий, способствуя созданию современного облика города.

Точечный принцип

Впервые о проработке решений по изменению тарифной сетки сообщил в октябре глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) рассчитал оптимальную стоимость парковки, которая не вызовет «общественный резонанс», – 230 руб. в час. Как заявил завкафедрой организации и безопасности движения МАДИ Султан Жанказиев, альтернатива у такого повышения одна – ограничить въезд автомобилей в центр Москвы.

Изучив эти расчеты, столичные власти избрали более мягкий путь. Рост тарифов произойдет не на каждой парковке, а только на тех, что расположены на 723 самых загруженных улицах (их список можно найти на сайте Департамента транспорта http://transport.mos.ru/). Для каждой из стоянок повышение рассчитывалось индивидуально. Так, на 356 улицах между Садовым и Третьим транспортным кольцами тариф составит 60 руб. в час. На 211 улицах в пределах Садового кольца первый час будет стоить 60 руб., каждый следующий – 100 руб. с 08:00 до 20:00 и 60 руб. в остальные часы. Еще на 32 улицах внутри Бульварного кольца стоимость установят на отметке 50 руб. за первые полчаса и далее 150 руб./час днем и 80 руб./час ночью.

©

Лишь на 133 особо загруженных улицах тариф вырастет до 200 руб./час круглосуточно. Причем они расположены как в самом центре города (Лубянский проезд, улицы Маросейка, Балчуг, Кузнецкий Мост и т. д.), так и около Садового кольца (проспект Академика Сахарова) и даже за его пределами (районы Москва-Сити и метро «Белорусская»). Таким образом, речь не идет о географической «дискриминации»: подорожание произойдет лишь там, где это действительно актуально. Об этом же говорят другие методы «тонкой настройки» системы: дифференциация тарифов по времени суток и длительности стоянки, отмена парковочных абонементов в зоне с 200‑рублевым тарифом, а также повышение цен на специализированных стоянках для грузовиков и автобусов. При этом на улицах, не вошедших в «список 723», тарифы останутся прежними: 80 руб. в час внутри Бульварного кольца, 60 руб. – внутри Садового, 40 руб. – внутри ТТК.

Конкуренция за асфальт

Рост цен объясняется просто: парковки нужно разгружать. Поскольку речь идет не о коммерческом предприятии, «аншлаг» здесь не приветствуется и даже наоборот: если парковка заполнена более чем на 85%, прибывшим машинам сложно найти себе место, высадить пассажиров. Это вызывает «блуждающий» трафик, когда водители колесят по улицам в поисках свободного места. Из-за него образуется перепробег и лишние пробки, создаются помехи городскому транспорту. Возникает и угроза ДТП, ведь спешащий человек зачастую игнорирует правила дорожного движения.

На улицах, где тариф вырастет до 200 рублей, базовый парковочный принцип – возможность пусть за деньги, но всегда найти свободное место – давно нарушен: там средняя загруженность превышает 94%, а на некоторых (например, на Неглинной, Малой Бронной, Петровке) достигает все 100%. Не случайно за повышение тарифов высказываются не только специалисты МАДИ, но и другие эксперты. «Если оценить билеты в Большой театр в 100 рублей, то их раскупят вперед на 10 лет, и вы в него не попадете, – говорит сопредседатель движения «Город и транспорт» Александр Морозов. – Так же и с парковками: если ближайший свободный «пятачок» находится в километре от вашего места назначения, то смысл в автомобиле теряется, ведь он нужен, чтобы подъехать непосредственно к цели». А директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко указывает, что «парковка не является самоценной услугой. Ее стоимость – это мера того, сколько автомашин власти хотят видеть на той или иной улице. Новые тарифы вычислены так, чтобы оставить на парковках 80–85% пользователей, расчистив минимально необходимое число мест».

Мой двор – моя крепость

Еще одна проблема – недоступность для некоторых москвичей парковочных территорий под окнами своего дома из-за их постоянной загруженности. Это «Профилю» подтвердили жители центра столицы. «Даже если у тебя есть резидентное разрешение, встать невозможно. Машины толкаются везде, – жалуется певец Валерий Сюткин, проживающий в районе Чистых прудов. – Понимаю логику властей: расширением дорог такой мегаполис, как Москва, не спасти». «У нас в районе находятся офисы больших компаний, торговые центры, – говорит муниципальный депутат района Замоскворечье Наталья Евлапова. – Их сотрудники часто бросают машину на целый день, им так выходит дешевле, чем платить за паркинг при офисе».

©

Как уверяет замглавы Департамента транспорта Сергей Андрейкин, при разработке новых тарифов во главу угла были поставлены интересы местных жителей. В частности, не изменится правило, при котором в ночные часы парковка в районе проживания для них бесплатна. Кроме того, останется доступной стоимость резидентных разрешений – 3 тыс. рублей в год. Их, к слову, выдано уже около 300 тыс. штук, в том числе 100 тыс. – многодетным семьям и 139 тыс. – инвалидам. Не случайно москвичи еще ни разу не просили убрать платную парковку со своей улицы, а, наоборот, часто сами выступают за ее введение. Тем более что расширение платной зоны реализуется параллельно с установкой шлагбаумов в прилегающих дворах, причем каждому двору на эти цели власти готовы выделить 50 тыс. рублей.

Безопаснее и чище

Системе платных парковок в Москве недавно исполнилось четыре года: в ноябре 2012‑го первая из них появилась между улицами Петровка и Каретный Ряд. В июне 2013‑го такими стоянками охватили территорию в пределах Бульварного кольца, через полгода – в пределах Садового. Затем система «шагнула» до ТТК, а в особых случаях (например, около станций метро) – даже до МКАД. Доказала ли она свою эффективность? Визуальные наблюдения самые верные: еще не так давно машины бросали где попало – на тротуарах, пешеходных переходах, остановках общественного транспорта. Типичной картиной была парковка в два-три ряда, занимающая почти всю проезжую часть и создающая перманентную пробку. Дальше было бы только хуже: ежегодно столичный автопарк увеличивается на 100 тыс. машин, при этом 50% трафика генерируется транспортом из других регионов.

Судя по статистике разных ведомств, надвигающийся транспортный коллапс в целом предотвращен. Как сообщили «Профилю» в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), только за последнее время, после расширения зоны платных парковок в пределах ТТК, пропускная способность охваченных ею улиц выросла на 10–20%. Всего же с 2012 года число машин в пределах Садового кольца сократилось на 25%, а стоянки стали освобождаться в 4 раза быстрее. Наличие положительных тенденций подтверждают в голландской компании TomTom: в ее рейтинге самых загруженных мегаполисов Москва с 2010 года переместилась с первого места на пятое, а время, теряющееся у москвичей в заторах, сократилось на 23%.

Фото: Елена Никитченко⁄ТАСС
©Фото: Елена Никитченко⁄ТАСС

«Все видят, что если в 2000‑х годах были мертвые заторы, то сейчас город в целом едет. Удивительно: автомобилей становится больше, а пробок – меньше», – делится Александр Морозов. «В городе велик центростремительный поток, поэтому в пределах Садового кольца парковки оказались незаменимы. Если раньше центр Москвы представлял собой одну большую плоскостную парковку, то теперь улицы действительно похожи на улицы», – считает Константин Трофименко.

В столичной же ГИБДД рапортуют о возросшей безопасности дорожного движения. Как пояснили в пресс-службе ведомства, раньше значительный процент ДТП был связан с наездом на неправильно припаркованные авто. После введения платных парковок и в особенности эвакуации машин-нарушителей их число за четыре года снизилось на 64%. По итогам 10 месяцев 2016 года в ГИБДД отмечают падение количества ДТП в Москве на 11,7% в сравнении с тем же периодом 2015‑го.

Эффект платных парковок ощутим и в других сферах городской жизни. К примеру, за счет меньшей загруженности улиц стал чаще ходить городской транспорт: интервалы между маршрутами в зоне Московского парковочного пространства сократились с 12 до 8 минут, показатель выполнения расписания достиг 94% (данные за 2015 год). Предстоящее же повышение тарифов, по данным «Мосгортранса», улучшит работу 164 городских маршрутов, сократив время в пути для 1,5 млн москвичей.

Также улучшились условия для проезда машин «Скорой помощи», МЧС и пожарных расчетов: в 2010 году вызова приходилось ждать целых 20 минут, в 2015‑м – уже восемь. Ликвидация скоплений машин на проезжей части позволила службам ЖКХ качественнее ремонтировать и чистить дороги, вовремя обновлять разметку. Стал свежее столичный воздух: объем выбросов вредных веществ от автотранспорта за пять лет снизился на 100 тыс. тонн.

При этом сами парковки не позиционируются как панацея от всех бед, но встраиваются в общую программу решения транспортных проблем города. К примеру, москвичей убеждают реже пользоваться автомобилем, модернизируя пассажирский транспорт: с 2010 года закуплено 8 тыс. новых автобусов, троллейбусов и трамваев, введено 246 км выделенных полос. А с недавним появлением системы маршрутов «Магистраль» личный автотранспорт в центре Москвы в принципе стал неактуален. Сюда же можно прибавить строительство 23 станций метро и запуск движения по Московскому центральному кольцу (МЦК).

В результате этих мер доля общественного транспорта в среднесуточном объеме перевозок выросла с 58% в 2010 году до 64%. «Творческая публика и, в частности, я периодически ездим на общественном транспорте. Так живет любая мировая столица, и нечего брезговать», – рассказывает Валерий Сюткин. Для тех же, кому непременно нужен личный автомобиль, появилась альтернатива в виде «Московского каршеринга»: уже 200 тыс. пользователей сервиса совершают в среднем по восемь поездок на одной машине в день. Парковка для нее, разумеется, бесплатна.

Мода на рациональность

В совокупности платные парковки вносят незаметный, но важный вклад в изменение образа, стиля столичной жизни. Москвичи начинают рациональнее пользоваться городским пространством: обращать внимание на дорожные знаки, соблюдать скоростной режим, проявлять уважение к соседу по стоянке. На улицах складывается баланс интересов: пешеходы комфорт-нее чувствуют себя на тротуарах, автобусы и троллейбусы быстрее довозят пассажиров по выделенным полосам, автомобилисты демонстрируют большую, чем прежде, культуру вождения.

Один из ярких примеров «новой рациональности» – то, как распределяются деньги, полученные от платной парковки. Они поступают в бюджеты районов, где были собраны, и используются на благоустройство территорий. При этом перечень задач определяют сами жители, а отчеты о выполненных работах публикуются на сайтах управ.

Обратная связь также организована при обсуждении предстоящих реформ парковочной системы: Департамент транспорта прислушивается к депутатам Мосгордумы, местным активистам и лидерам общественного мнения. Как платные парковки будут развиваться в дальнейшем? В мэрии обещают, что изменения в любом случае будут точечными. По мнению собеседников «Профиля», останавливаться не следует: Наталья Евлапова предлагает добавить ограничение по времени стоянки на одном месте, а Валерий Сюткин призывает строже наказывать тех, кто нарушает парковочные правила, закрывая регистрационный номер автомобиля. Так или иначе, московские парковки выглядят пока довольно гуманно по сравнению с зарубежными столицами: в Брюсселе на четвертом часу стоянки ее цена подскакивает до 50 евро, в Лондоне приходится платить 12 фунтов за въезд в Сити, а центр Осло к 2019 году и вовсе планируется сделать пешеходным.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».