"Скрежет": финский хоррор об ужасах взросления
До российского проката продолжают добираться хиты важнейших мировых фестивалей. Так, «Скрежет», полнометражный дебют финской постановщицы Ханны Бергхольм, многие оценили в конце января на американском фестивале независимого кино «Сандэнс». Там картину показали в любимой киноманами секции Midnight, сосредоточенной преимущественно на авторских хоррорах. «Скрежет», притягательный и отталкивающий одновременно, действительно производит сильное впечатление.
"Обоюдное согласие": детективная драма об изнасиловании от автора "Школы"
Главная героиня, ангелоподобная девочка-подросток Тинья (Сиири Солалинна) живет в идеально красивом скандинавском доме с идеальными родителями и идеальным младшим братом. По крайней мере, именно в таком виде хочет представить все ее мать (София Хейкилля). Мама трудится видеоблогером, снимая жизнь семьи на камеру и монтируя идиллические ролики о существовании, словно в раю. Когда-то она была подающей надежды фигуристкой, но, судя по шраму на ноге, ее карьеру разрушила травма.
Тинья же серьезно занимается спортивной гимнастикой, и вскоре ей предстоят важные соревнования. Мама непременно хочет, чтобы дочь победила – она намеревается вести прямую трансляцию для своих подписчиков. Тинья нервничает, и у нее получается выполнять упражнения все хуже, – да тут еще и новая соседка, ведущая себя с героиней очень мило, оказывается, как назло, ее крайне талантливой конкуренткой.
https://www.youtube.com/watch?v=TDd-AJCWKb4
Параллельно развивается история не менее тревожная как для Тиньи, так и для зрителей. Девочка втайне от всех спасает яйцо убитой матерью вороны (да, вечно улыбающаяся мама и глазом не моргнув свернула шею залетевшей в дом птице). Внезапно яйцо начинает расти не по дням, а по часам, и в конце концов из него вылупляется неведома зверушка: огромная птица, агрессивная ко всем, кроме Тиньи. Съеденная птицей соседская собака – это еще цветочки по сравнению с остальными событиями.
«Скрежет» оказывается боди-хоррором с чередой не самых приятных сцен – впрочем, насмотренных зрителей они едва ли шокируют. Но жанровая оболочка этого фильма подобна яичной скорлупе, внутри которой скрывается что-то еще более интересное. Любой уважающий себя фильм ужасов старается не только и не столько напугать, сколько создать некое высказывание. «Скрежет» принадлежит еще и к тому роду картин, которые представляют собой развернутую метафору. О ее сути начинаешь догадываться уже в первой половине фильма, но чем дальше, тем больше она раскрывается, следуя за поворотами сюжета.
"Сядь за руль моей машины": русско-японская меланхолия, покорившая "Оскар"
Темная сущность, проникающая в жизнь Тиньи, на самом деле известна каждому ребенку, подошедшему к пубертату и начавшему испытывать прежде незнакомые желания и эмоции. Смотревшая на мир с доверием широко раскрытых голубых глаз девочка перестает идеализировать свою семью и прежде всего мать. Она вдруг замечает в ней склонность к жестокости, лицемерие, желание всех, и в первую очередь, ее, Тинью, контролировать. В героине зреет подростковый бунт, который, как и у кинговской Кэрри, выходит из-под контроля. Уже не получится вновь стать той самой милой девочкой, когда всё бессознательное буквально выползло из-под кровати, словно из фрейдовского подвала.
Авторы «Скрежета» при этом не демонизируют своих героев. Мама Тиньи – самая обычная женщина, просто очень несчастная. Пытаясь нарисовать идеальную картинку жизни своей семьи и делая ставку на успехи дочери, она надеется обрести хоть крупицу счастья. Но перфекционизм не только не помогает ей, но и травмирует близких. Так или иначе, глянцевая завеса рано или поздно падет, обнажив реальность.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".