"Будет поскромнее": на какие машины Путин пересадит российских чиновников
«Мерседесы» и «Тойоты», столь любимые в кругах российского чиновничества, могут остаться в гаражах только для личного пользования. Государственные служащие должны ездить на отечественных автомобилях, считает президент Владимир Путин. Возможно ли всех пересадить на «Лады» и «Москвичи» и какие марки предпочитают народные избранники, разбирался «Профиль».
Хмуриться не надо, Lada
В августе 2010-го председатель правительства Владимир Путин решил лично проинспектировать федеральную трассу Чита–Хабаровск и сел за руль новенькой Lada Kalina Sport. С механической коробкой передач и в желтом цвете. Его предложили дизайнеры завода. «Ну, пускай будет такой, – согласился Путин. – Все-таки это самый массовый автомобиль в нашей стране». Премьер-министр проехал тогда 300 километров, остановился на нескольких заправках. И машину похвалил: «Отличная. Слушайте, я даже не ожидал».
В августе 2023-го повторить тест-драйв новой модели Lada Iskra президента попросил глава АвтоВАЗа Максим Соколов. «Искра» должна вскоре заменить «Гранту». Состоится новый автопробег или нет, в Кремле не рассказали. Но проверить успехи отечественного автопрома предстоит другим людям – сотрудникам министерств, ведомств и управления делами президента.
Две премьеры АвтоВАЗа: найдут ли покупателей новинки российского автопрома
Похоже, эпоха закупок автомобилей иностранного производства уходит в прошлое. «Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественном», – рассказал Путин на встрече с руководством предприятий обрабатывающей промышленности.
«Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов», – добавил президент. Полностью отказываться от импорта Россия не будет, но «какие-то базовые вещи – если мы уж сами потребляем – должны быть ориентированы на собственного производителя».
АвтоВАЗу, судя по словам Максима Соколова, есть что предложить. Помимо Lada Iskra в ближайшие два года концерн запустит три новых продукта: городской кроссовер на базе платформы Vesta, электромобиль e-Largus, седан бизнес-класса Lada Aura. Будет из чего выбрать и парламентариям.
Несколько недель назад спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил коллегам пересесть на отечественное: «Чтобы как можно быстрее парк автомобилей Государственной думы пополнили "Лады" и "Москвичи"». Да, пускай многие комплектующие сегодня привозят из других стран, оговорился Володин, но это все равно российская марка, уверен спикер.
Со схожим призывом еще весной депутаты Мосгордумы обращались к мэру столицы Сергею Собянину. Они предлагали пополнить гараж мэрии городским кроссовером «Москвич-3», запущенным на одноименном автозаводе (бывший «Рено Россия»). В линейке есть еще электрокар «Москвич-3е». Во многом это копия китайского JAC. Но, на взгляд депутатов, все равно вполне российский товар.
Что в Гараже особого назначения
Транспортным обслуживанием органов государственной власти – администрации президента, Совета Федерации, Госдумы, правительства – занимается «Автотранспортный комбинат» Управления делами президента. В основном там представлены автомобили Ford и BMW отечественной сборки.
Как рассказывал «Коммерсанту» источник в Думе, главы некоторых комитетов предпочитают Genesis 80, а вице-спикеры и руководители фракций – Genesis 90. Производит эти машины Hyundai Motor, примерная стоимость в 2023 году – от 6 млн рублей. Несколько лет назад Управделами президента закупило 78 автомобилей корейской марки на 194 млн рублей.
Оттолкнулись от дна: российский автопром начал наращивать производство
Депутаты-инвалиды и депутаты-женщины могут пользоваться автомобилями на постоянной основе, рядовые парламентарии заказывают машину по необходимости из автопарка Управделами президента. К слову, «Автотранспортный комбинат» оказывает разные транспортные услуги: аренда автомобилей с водителем, перевозки пассажиров и грузов, прохождение технического осмотра и ремонтные работы.
Владимир Путин рассказывал, что в студенческие годы ездил на «Запорожце», выигранном матерью в лотерею. Со временем приобрел себе «Волгу», а в период работы в мэрии Санкт-Петербурга несколько лет ездил на автомобиле Nissan. Сейчас президент, как и некоторые министры, пересел на отечественный Aurus. Этот автомобиль создан научными сотрудниками «НАМИ» при непосредственном участии специалистов Гаража особого назначения (ГОН) Федеральной службы охраны России.
На церемонию инаугурации в 2018-м Путин приехал на Aurus Senat Limousine. А во время парада Победы по брусчатке Красной площади министр обороны Сергей Шойгу ездит на Aurus Senat Cabriolet. В линейке есть еще третья модель – внедорожник Komendant.
Примерная стоимость российского премиального автомобиля стартует от 34 млн рублей. В 2023 году производитель планировал выпустить 200 внедорожников. Это общее количество, которое включает автомобили, собранные на заводе Aurus в Татарстане, а также на площадке «НАМИ».
Производство автомобиля Senat стартовало в мае 2021 года. Ежегодный объем разных модификаций этой машины в перспективе планировали довести до 5 тыс. единиц, рассчитывая на покупателей с Ближнего Востока. Однако сведения о количестве произведенных автомобилей не раскрывают.
Очевидно, что на всех чиновников «Аурусов» не хватит. Да и затраты на такое переоснащение автопарка были бы сверхвысокими. Зато АвтоВАЗ заявляет, что обладает всеми необходимыми мощностями, чтобы обеспечить закупки. А завод «Москвич» сможет удовлетворить спрос на легковые автомобили, если такой заказ поступит от государственного сектора.
Впрочем, источник РИА Новости, знакомый с ситуацией, сообщил агентству, что тему начали прорабатывать еще весной. Специалисты, которые занимаются госзакупками, встречались с автопроизводителями, уточняли вопросы, касающиеся большой партии. И пришли к выводу, что пока нужных мощностей, а значит и количества машин, нет.
Давняя любовь к «немцам»
В прошлом году парламентарии освободили себя от обязанности публиковать декларации о доходах (они это делали с 2009-го). Но по предыдущим отчетам можно составить полный список их личного транспорта. И хотя зачастую модели не указывались, о популярности производителей можно было судить по названным маркам.
Так, российские парламентарии были особенно благосклонны к немецкому автопрому. Самая упоминаемая в декларациях марка – Mercedes. Ей сильно уступала BMW. Чуть менее популярны Volkswagen и Audi. Премиальные японские Lexus и внушительные английские Land Rover и Range Rover тоже нашли место во многих депутатских гаражах. Очень востребованной моделью оказалась Toyota Land Cruiser.
Любовь российского руководства к марке Mercedes началась с 1905 года, когда в гараж Собственного Его Императорского Величества заказали сразу пять автомобилей с разными кузовами.
В 1920–1930-х годах советское правительство также закупало автомобили иностранного производства, например, знаменитые сталинские лимузины американской марки Packard.
С начала 1990-х годов высшие руководители Российской Федерации передвигались на немецких машинах Merсedes-Benz.
Один из самых дорогих автопарков среди всех депутатов был у Валерия Селезнева (ЛДПР). В списке задекларированных автомобилей у него значились Mercedes, Land Rover и Bentley. Сенатор Владимир Лебедев приобрел сразу пять вариаций Land Rover. Сенатор от Камчатки Валерий Пономарев – обладатель Bentley Arnage R и Ferrari F430. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков несколько лет назад сменил Toyota Land Cruiser 200 на Mercedes-Benz V250. Разные модели мотоциклов Harley-Davidson имелись у сенаторов Юрия Воробьева, Александра Карелина и Виктора Бондарева.
Отечественные машины были представлены раритетными экземплярами «Победы» и «Чайки», микроавтобусом «Юность», «Волгами» разных поколений и «Запорожцами». Две старенькие «Волги» до сих пор хранятся в личном гараже Путина, там же – внедорожник «Нива» и автомобильный прицеп «Скиф». У Дмитрия Медведева два автомобиля – ГАЗ-20 «Победа» и ГАЗ-21 «Волга».
Современный российский автопром чиновники аккуратно обходили стороной. Впрочем, сейчас выбор будет невелик. Зато всегда можно отказаться от оплачиваемого из бюджета транспортного обслуживания и ездить на собственных авто или на общественных автобусах, троллейбусах и метро.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".