8 мая 2024
USD 91.12 -0.19 EUR 98.31 -0.17
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Будет поскромнее": на какие машины Путин пересадит российских чиновников
Автомобили автомобили Владимир Путин

"Будет поскромнее": на какие машины Путин пересадит российских чиновников

«Мерседесы» и «Тойоты», столь любимые в кругах российского чиновничества, могут остаться в гаражах только для личного пользования. Государственные служащие должны ездить на отечественных автомобилях, считает президент Владимир Путин. Возможно ли всех пересадить на «Лады» и «Москвичи» и какие марки предпочитают народные избранники, разбирался «Профиль».

Президент РФ Владимир Путин у автомобиля Lada Vesta

Президент РФ Владимир Путин у автомобиля Lada Vesta (архивное фото)

©Михаил Метцель/ТАСС

Содержание:

Хмуриться не надо, Lada

В августе 2010-го председатель правительства Владимир Путин решил лично проинспектировать федеральную трассу Чита–Хабаровск и сел за руль новенькой Lada Kalina Sport. С механической коробкой передач и в желтом цвете. Его предложили дизайнеры завода. «Ну, пускай будет такой, – согласился Путин. – Все-таки это самый массовый автомобиль в нашей стране». Премьер-министр проехал тогда 300 километров, остановился на нескольких заправках. И машину похвалил: «Отличная. Слушайте, я даже не ожидал».

В августе 2023-го повторить тест-драйв новой модели Lada Iskra президента попросил глава АвтоВАЗа Максим Соколов. «Искра» должна вскоре заменить «Гранту». Состоится новый автопробег или нет, в Кремле не рассказали. Но проверить успехи отечественного автопрома предстоит другим людям – сотрудникам министерств, ведомств и управления делами президента.

Две премьеры АвтоВАЗа: найдут ли покупателей новинки российского автопрома

Похоже, эпоха закупок автомобилей иностранного производства уходит в прошлое. «Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественном», – рассказал Путин на встрече с руководством предприятий обрабатывающей промышленности.

«Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов», – добавил президент. Полностью отказываться от импорта Россия не будет, но «какие-то базовые вещи – если мы уж сами потребляем – должны быть ориентированы на собственного производителя».

АвтоВАЗу, судя по словам Максима Соколова, есть что предложить. Помимо Lada Iskra в ближайшие два года концерн запустит три новых продукта: городской кроссовер на базе платформы Vesta, электромобиль e-Largus, седан бизнес-класса Lada Aura. Будет из чего выбрать и парламентариям.

Несколько недель назад спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил коллегам пересесть на отечественное: «Чтобы как можно быстрее парк автомобилей Государственной думы пополнили "Лады" и "Москвичи"». Да, пускай многие комплектующие сегодня привозят из других стран, оговорился Володин, но это все равно российская марка, уверен спикер.

Со схожим призывом еще весной депутаты Мосгордумы обращались к мэру столицы Сергею Собянину. Они предлагали пополнить гараж мэрии городским кроссовером «Москвич-3», запущенным на одноименном автозаводе (бывший «Рено Россия»). В линейке есть еще электрокар «Москвич-3е». Во многом это копия китайского JAC. Но, на взгляд депутатов, все равно вполне российский товар.

Автомобиль Lada Vesta Aura на XXVI Петербургском международном экономическом форуме

Автомобиль Lada Vesta Aura на XXVI Петербургском международном экономическом форуме

Валерий Шарифулин/ТАСС

Что в Гараже особого назначения

Транспортным обслуживанием органов государственной власти – администрации президента, Совета Федерации, Госдумы, правительства – занимается «Автотранспортный комбинат» Управления делами президента. В основном там представлены автомобили Ford и BMW отечественной сборки.

Как рассказывал «Коммерсанту» источник в Думе, главы некоторых комитетов предпочитают Genesis 80, а вице-спикеры и руководители фракций – Genesis 90. Производит эти машины Hyundai Motor, примерная стоимость в 2023 году – от 6 млн рублей. Несколько лет назад Управделами президента закупило 78 автомобилей корейской марки на 194 млн рублей.

Оттолкнулись от дна: российский автопром начал наращивать производство

Депутаты-инвалиды и депутаты-женщины могут пользоваться автомобилями на постоянной основе, рядовые парламентарии заказывают машину по необходимости из автопарка Управделами президента. К слову, «Автотранспортный комбинат» оказывает разные транспортные услуги: аренда автомобилей с водителем, перевозки пассажиров и грузов, прохождение технического осмотра и ремонтные работы.

Владимир Путин рассказывал, что в студенческие годы ездил на «Запорожце», выигранном матерью в лотерею. Со временем приобрел себе «Волгу», а в период работы в мэрии Санкт-Петербурга несколько лет ездил на автомобиле Nissan. Сейчас президент, как и некоторые министры, пересел на отечественный Aurus. Этот автомобиль создан научными сотрудниками «НАМИ» при непосредственном участии специалистов Гаража особого назначения (ГОН) Федеральной службы охраны России.

На церемонию инаугурации в 2018-м Путин приехал на Aurus Senat Limousine. А во время парада Победы по брусчатке Красной площади министр обороны Сергей Шойгу ездит на Aurus Senat Cabriolet. В линейке есть еще третья модель – внедорожник Komendant.

Примерная стоимость российского премиального автомобиля стартует от 34 млн рублей. В 2023 году производитель планировал выпустить 200 внедорожников. Это общее количество, которое включает автомобили, собранные на заводе Aurus в Татарстане, а также на площадке «НАМИ».

Производство автомобиля Senat стартовало в мае 2021 года. Ежегодный объем разных модификаций этой машины в перспективе планировали довести до 5 тыс. единиц, рассчитывая на покупателей с Ближнего Востока. Однако сведения о количестве произведенных автомобилей не раскрывают.

Очевидно, что на всех чиновников «Аурусов» не хватит. Да и затраты на такое переоснащение автопарка были бы сверхвысокими. Зато АвтоВАЗ заявляет, что обладает всеми необходимыми мощностями, чтобы обеспечить закупки. А завод «Москвич» сможет удовлетворить спрос на легковые автомобили, если такой заказ поступит от государственного сектора.

Впрочем, источник РИА Новости, знакомый с ситуацией, сообщил агентству, что тему начали прорабатывать еще весной. Специалисты, которые занимаются госзакупками, встречались с автопроизводителями, уточняли вопросы, касающиеся большой партии. И пришли к выводу, что пока нужных мощностей, а значит и количества машин, нет.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу на автомобиле Aurus во время проведения парада в Москве

Министр обороны РФ Сергей Шойгу на автомобиле Aurus Senat Cabriolet во время проведения парада в Москве

Сергей Фадеичев/ТАСС

Давняя любовь к «немцам»

В прошлом году парламентарии освободили себя от обязанности публиковать декларации о доходах (они это делали с 2009-го). Но по предыдущим отчетам можно составить полный список их личного транспорта. И хотя зачастую модели не указывались, о популярности производителей можно было судить по названным маркам.

Так, российские парламентарии были особенно благосклонны к немецкому автопрому. Самая упоминаемая в декларациях марка – Mercedes. Ей сильно уступала BMW. Чуть менее популярны Volkswagen и Audi. Премиальные японские Lexus и внушительные английские Land Rover и Range Rover тоже нашли место во многих депутатских гаражах. Очень востребованной моделью оказалась Toyota Land Cruiser.


Любовь российского руководства к марке Mercedes началась с 1905 года, когда в гараж Собственного Его Императорского Величества заказали сразу пять автомобилей с разными кузовами.

В 1920–1930-х годах советское правительство также закупало автомобили иностранного производства, например, знаменитые сталинские лимузины американской марки Packard.

С начала 1990-х годов высшие руководители Российской Федерации передвигались на немецких машинах Merсedes-Benz.


Автомобиль президента РФ Владимира Путина выезжает на Красную площадь из Московского Кремля, 2017 год

Автомобиль президента РФ Владимира Путина выезжает на Красную площадь из Московского Кремля, 2017 год

Михаил Метцель/ТАСС

Один из самых дорогих автопарков среди всех депутатов был у Валерия Селезнева (ЛДПР). В списке задекларированных автомобилей у него значились Mercedes, Land Rover и Bentley. Сенатор Владимир Лебедев приобрел сразу пять вариаций Land Rover. Сенатор от Камчатки Валерий Пономарев – обладатель Bentley Arnage R и Ferrari F430. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков несколько лет назад сменил Toyota Land Cruiser 200 на Mercedes-Benz V250. Разные модели мотоциклов Harley-Davidson имелись у сенаторов Юрия Воробьева, Александра Карелина и Виктора Бондарева.

Отечественные машины были представлены раритетными экземплярами «Победы» и «Чайки», микроавтобусом «Юность», «Волгами» разных поколений и «Запорожцами». Две старенькие «Волги» до сих пор хранятся в личном гараже Путина, там же – внедорожник «Нива» и автомобильный прицеп «Скиф». У Дмитрия Медведева два автомобиля – ГАЗ-20 «Победа» и ГАЗ-21 «Волга».

Современный российский автопром чиновники аккуратно обходили стороной. Впрочем, сейчас выбор будет невелик. Зато всегда можно отказаться от оплачиваемого из бюджета транспортного обслуживания и ездить на собственных авто или на общественных автобусах, троллейбусах и метро.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».