- Главная страница
- Статьи
- В каком состоянии начинают 2024 год два главных претендента на пост президента США
В каком состоянии начинают 2024 год два главных претендента на пост президента США
Скрэнтон – городок в северо-восточной части штата Пенсильвания с населением немногим более 76 тысяч человек. Равноудаленно расположенный от двух крупных городов – Филадельфии и Нью-Йорка, – Скрэнтон мало чем отличается от многих других провинциальных населенных пунктов в этой части Америки. Но есть одно обстоятельство, делающее его особенным: Скрэнтон – место рождения Джо Байдена.
Источником благосостояния Скрэнтона служила местная угольная промышленность. Но по мере уменьшения доли этого топлива в энергобалансе Америки городок стал приходить в упадок. К концу 1950-х половина его жителей переехала в другие города и штаты. Среди покинувших Скрэнтон была и семья Байденов. Будущему президенту США тогда было 11 лет. Отрочество и юность Байден провел уже в штате Делавэр, от которого и избирался в Сенат в 1972-м. Но как только этого потребовала политическая целесообразность, то, что Байден родом именно из этого городка, стали особо подчеркивать.
Чем обернется для США намерение Байдена побороться за второй срок
В 2020 году все силы Демократической партии были брошены на то, чтобы не дать Трампу переизбраться. Пропагандистская машина партии всячески акцентировала внимание на том, что Байден – очень опытный политик, а годы его работы в Конгрессе и президентской администрации подавались избирателю как маркер компетентности кандидата-демократа и гарантия «возвращения Америки к нормальности». Подобное позиционирование Байдена в сочетании с другими обстоятельствами – ковидом, протестами BLM и почтовым голосованием – в конечном счете позволили выселить Трампа из Белого дома. Тогда казалось, что навсегда.
В 2023-м, за год до президентских выборов, стало понятно, что Трамп вполне способен вернуть себе президентское кресло. Одних это пугало, других воодушевляло, а Байдена раззадорило: многие опасались победы Трампа на президентских выборах в 2020-м и триумфа республиканцев на промежуточных выборах в 2022 году, но ни того, ни другого не случилось. И раз достойных сменщиков Демпартия за три года не нашла, значит, Байдену нужно идти на выборы самому и снова побеждать главного политического смутьяна. Перед политтехнологами встала задача найти новый выигрышный образ для Байдена. Сформулированная еще в 2020-м концепция «Джо из Скрэнтона» (Scranton Joe) обрела новую жизнь. Но если тогда это был добродушный, пусть иногда и чудаковатый «дедушка-дядюшка», то теперь «Джо из Скрэнтона» – это «свой в доску парень», радетель о нуждах простых американцев и представитель их интересов в пропитанном лоббизмом Вашингтоне.
К концепции этой вернулись не от хорошей жизни. Непросто снова убеждать избирателя, что Байден «свой», «настоящий», «не такой, как вашингтонские политиканы», когда тот последние полвека вращается среди политической элиты и выглядит «своим» скорее для нее. Но за десять месяцев до выборов ситуация такова: серьезных внутриполитических успехов в активе у Байдена нет, зато есть целый ворох внешнеполитических проблем; к тому же он стар, его здоровье тает на глазах, а рейтинг катится под откос. В таких условиях экспериментировать с имиджем очень рискованно. Следовательно, лучше обратиться к уже проверенным временем и мнением избирателя сюжетам. Так что снова здравствуйте, Джо из Скрэнтона.
Еще одна проблема – Байден не может, как это делали многие американские лидеры, задействовать в своей кампании вице-президента и семью. Камала Харрис имеет все шансы войти в учебники как самый безликий и некомпетентный «второй номер» в новейшей истории США. Чем больше она выступает на публике, тем крепче это впечатление: только 36% американцев считают, что она годится на роль президента, и лишь 23% верят, что она могла бы составить конкуренцию Трампу. А бесконечные судебные разбирательства и скандалы вокруг сына Байдена, Хантера, не только удручают отца, но и не дают демократам по-настоящему педалировать тему непотизма семьи Трампа. Да и заявления представителей администрации о борьбе США с коррупцией авторитарных режимов на фоне множащихся сообщений о «коммерческой деятельности» Хантера Байдена звучат не очень убедительно. По меткому замечанию Карла Рове, архитектора двух избирательных кампаний Джорджа Буша-младшего: «Лучшее, что сейчас Хантер мог бы сделать, чтобы помочь отцу переизбраться, – на ближайшие месяцы присоединиться к сельскохозяйственной коммуне где-нибудь в Парагвае».
Какую роль проблема абортов играет в политической жизни Америки
Компенсировать эти неприятные для Байдена обстоятельства можно двумя способами. Первый – показать, что республиканскому кандидату присущи те же проблемы: дескать, Трамп ненамного моложе, образ жизни этого заядлого любителя фастфуда здоровым не назовешь, а симпатизировать человеку, у которого на счету 91 нарушение закона, могут только «крайне правые экстремисты». Второй – пытаться вернуть избирателя к мысли, что Байден не просто лучше Трампа, потому что Трамп – худшее, что может случиться с Америкой, а потому что Джо и правда «более свой» и «более настоящий». И вот уже за пару дней до официального объявления о начале избирательной кампании лояльные демократам СМИ с умилением рассказывают, что на новогоднем столе Байдена были не лобстеры с рябчиками, а макароны с сыром и мороженое – прямо как у простого трудяги-американца. А в своем первом предвыборном ролике Байден на манер Достоевского говорит о том, что «знает душу Америки», в отличие от понятно кого.
Интересно ли избирателю послушать действующего президента «про душу», когда обычно его, избирателя, интересуют более приземленные материи – экономика, инфляция, миграция, – станет ясно в ноябре. Пока похоже, что не очень. Средний опрос на всеобщих выборах, составленный RealClearPolitics, показывает: Трамп опережает Байдена с перевесом в 2,3%. Для сравнения: в 2016-м и 2020 году в начале кампании Трамп, согласно опросам, отставал от соответственно Хиллари Клинтон и Байдена на 5%. При этом первые выборы Трамп в итоге выиграл, а вторые проиграл с минимальным разрывом.
Еще сильнее Байдена должно тревожить, что Трампу стали симпатизировать некоторые важные для демократов группы избирателей. В 2016-м эксцентричного миллиардера к власти привели «разгневанные белые мужчины» из числа рабочего класса. Но за прошедшие семь с лишним лет расово-этническая композиция рабочего класса изменилась. Традиционно граждане латиноамериканского происхождения были верным электоратом Демократической партии, но, как подсчитал The Economist, с 2016-го по 2020 год их симпатии по отношению к республиканцам усилились на 18%. Чернокожие также медленно дрейфуют от демократов к республиканцам. И только поддержка молодых белых образованных граждан пока сохраняет Демократическую партию конкурентоспособной на национальном уровне. Но это все больше электорат т. н. прогрессистов – левого крыла партии, – требующих за свою лояльность уступок, которые в конечном итоге существенно меняют и облик партии, и ее внутри- и внешнеполитические приоритеты. Так что и тут есть нюансы.
Второй опорой демократов остаются женщины. Отсюда раскручивание продемократическими СМИ образа «Трампа-сексиста» и постоянное подчеркивание: Байден считает аборт личным делом женщины и выступает против запрета операций по прерыванию беременности.
Для мобилизации электората политтехнологи Демпартии возвращают в публичное пространство пользующуюся популярностью у молодежи чету Обама – они уже активно включились в избирательную кампанию демократов. В 2020 году из-за коронавируса Байден не участвовал в массовых предвыборных митингах и, как тогда шутили, боролся за президентское кресло, не выходя «из подвала своего дома». Теперь же проводить встречи с избирателем придется как минимум, чтобы не уступать оппоненту по части «картинки» в медиа, Трамп-то на таких собраниях чувствует себя как рыба в воде – зажигает, шутит и брызжет ядом в адрес оппонентов. Конкурировать с ним на этом поле Байден просто физически не в состоянии, поэтому вместо него встречаться с избирателями будет Барак Обама, прекрасно умеющий держать себя на публике.
Компенсировать неспособность Байдена лично много общаться с электоратом должно и привлечение в «разговорный жанр» множества популярных комиков, благо те упражняются в этом ремесле давно и охотно. Ставка эта выглядит оправданной – в 2023 году объектами 81% шуток во всех вечерних юмористических ТВ-шоу Америки становились консервативные политики и общественные деятели.
Почему о профессиональных качествах Байдена нельзя судить по его оговоркам
Что касается самого Трампа, то в отношении его главная интрига начнет разворачиваться с 4 марта. На этот день в Вашингтоне назначено первое судебное заседание по федеральному делу, в рамках которого бывшего президента обвиняют в попытке отменить результаты выборов 2020 года. А уже 5 марта состоится т. н. супервторник, когда сразу 13 штатов проголосуют на республиканских праймериз. Очевидно, защита будет настаивать, что Трампа преследуют по политическим мотивам, и это подстегнет желание избирателей поддержать несправедливо третируемого кандидата. Таким образом, уже в начале марта Трамп может обеспечить себе победу на партийных праймериз и поставить боссов Республиканской партии перед дилеммой: «поддержать нельзя отклонить».
Если и республиканский истеблишмент скрепя сердце все же сплотится вокруг Трампа, то в неловком положении окажется уже суд: процесс над ключевым претендентом на президентское кресло будет выглядеть как попытка изменить ход гонки. Как говорится, парадоксы, которые они заслужили. Но, даже если судебные разбирательства продолжатся, федеральные дела против Трампа вряд ли будут рассмотрены до дня голосования (5 ноября): стратегия его юристов строится на том, чтобы откладывать и переносить судебные заседания, а затем подавать апелляцию. В результате впервые в истории США в избирательных бюллетенях может фигурировать кандидат в президенты, обвиняемый в преступлениях на федеральном уровне и уровне штата (Джорджия), которому к тому же уже в бытность его главой государства дважды выносили импичмент.
Если снять Трампа с дистанции не удастся, то кампания примет форму борьбы в отдельных наиболее конкурентных штатах. Выборы президента Соединенных Штатов давно перестали быть вопросом, который решается общенациональным голосованием. Большинство штатов десятилетиями стабильно поддерживают либо демократов, либо республиканцев, а исход борьбы определяется т. н. колеблющимися штатами. В 2024-м наибольшее значение будет иметь исход выборов в шести штатах с общим населением около 50 млн человек – Аризоне, Висконсине, Джорджии, Мичигане, Неваде и Пенсильвании. Если в каком-то из них случится неожиданный поворот в пользу одной или другой партии, также будет иметь значение результат голосования в Миннесоте, Нью-Гэмпшире, Северной Каролине, Огайо и, возможно, даже Флориде, которая сейчас выглядит прореспубликанской. Важность электората Среднего Запада для предстоящих выборов определил и выбор места для партийных съездов. Свой конвент республиканцы проведут в июле в Милуоки (шт. Висконсин) – городе, где четыре года назад партийный съезд провели демократы и в итоге одержали в этом штате победу. В нынешнем году демократы свой съезд проведут в августе в Чикаго.
Конечно, за десять месяцев еще многое может случиться. Например, кто-то из нынешних претендентов по какой-то причине не дойдет до финишной прямой или откажется от номинации, уже пройдя этап праймериз. Правда, в новейшей истории США единственным действующим президентом, отказавшимся от идеи переизбрания, был Линдон Джонсон в 1968-м. В праймериз Джонсон поучаствовал, но его непопулярность, социально-политический хаос, охвативший страну из-за войны во Вьетнаме, и разгулявшиеся движения за гражданские права вынудили бывшего вице-президента, оказавшегося в Овальном кабинете после убийства президента Дж. Кеннеди, оставить попытки закрепиться в Белом доме. Впрочем, для партии и страны это решение не стало спасительным. Главного кандидата на замену Джонсону, родного брата Джона Кеннеди – Роберта, тоже убили. В итоге Демократическая партия тогда номинировала Хьюберта Хамфри, который на праймериз был аутсайдером и при иных обстоятельствах никогда не получил бы номинацию. Выборы тогда выиграл республиканец Ричард Никсон, в начале избирательной кампании также считавшийся аутсайдером. Никсон вывел войска из Вьетнама, наладил отношения с КНР и вообще мог бы войти в историю как толковый лидер, но из-за Уотергейтского скандала вынужден был покинуть свой пост и запомнился в первую очередь как единственный президент США, ушедший в отставку досрочно. Состояние, в котором нынешние участники политической игры подходят к предстоящим выборам, оставляет немало шансов на то, что в 2024 году США по этой части создадут новые исторические прецеденты.
Автор – директор Института международных исследований МГИМО
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".