- Главная страница
- Статьи
- Ловкость цифр и никакого обмана: почему нам кажется, что официальная статистика по инфляции врет
Ловкость цифр и никакого обмана: почему нам кажется, что официальная статистика по инфляции врет
Мы уже привыкли иронизировать над официальными показателями инфляции: мол, знаем ваши 7%, у меня за год все траты увеличились на треть. С большой долей вероятности это так и есть. В СМИ регулярно появляются данные по потребительской инфляции, показывающие, что расходы россиян на еду и повседневные товары растут гораздо быстрее, чем нам говорит статистическое ведомство. Это не значит, что кто-то пытается нас обмануть. В действительности все приведенные цифры могут отражать реальное положение дел. Просто реальность у всех разная.
Выпали из подсчета
Для начала немного статистики. По данным Банка России, в июле 2024-го годовая инфляция составила 9,13%, Росстат в том же месяце оценивал инфляцию в 9,81% год к году. Однако если взять данные индекса-дефлятора, рассчитываемого холдингом РОМИР, то окажется, что товары повседневного спроса (FMCG) в июле в годовом исчислении подорожали аж на 21,2%, а накопленная инфляция только с начала текущего года составила 9,6%. Некоторые СМИ проводили собственные мини-исследования, сравнивая чеки из одного магазина с одинаковым набором товаров, приобретенных в разное время. По ним выходило, что конкретный продуктовый набор за минувшие два года подорожал примерно вдвое.
Столь значительное расхождение в оценках невольно наводит на мысль, что кто-то лукавит или пытается манипулировать цифрами. Отнюдь. В действительности и статистическое ведомство, и исследовательские компании, и конкретные потребители честно и точно подсчитывают расходы. Просто каждый из них оперирует разными данными.
Замкнутый круг: почему российские власти не могут справиться с высокой инфляцией
Росстат, образно говоря, считает среднюю температуру по больнице. В приказе Минэкономразвития от 23 декабря 2022 года «Об утверждении наборов потребительских товаров и услуг и перечня базовых городов РФ для наблюдения за ценами и тарифами» есть список из 566 товаров и услуг для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ). При этом само статведомство объясняет, что отслеживает цены на более чем 775 тыс. товаров и услуг в более чем 80 тыс. организаций торговли и сферы услуг. И, как отмечается на сайте организации, это лишь те товары, которые пользуются спросом.
Так все-таки 566 или 775 тыс.? В утвержденном списке есть позиция «говядина бескостная». Зайдя в ближайший гипермаркет, мы увидим, что говядины без кости может быть несколько десятков видов – от всевозможных стейков до мяса механической обвалки. Цена варьируется в зависимости от того, какая это часть туши, импортный продукт или отечественный, в упаковке или без нее и т. д. При этом разница в цене мяса может достигать нескольких сотен рублей. Динамика цен на каждую позицию тоже существенно отличается. Росстат из этих десятков позиций выбирает те, что считает наиболее ходовыми, и заносит их в свою формулу под обезличенным названием «говядина бескостная». Если вы любитель каких-нибудь редких стейков, то ваш продукт может вообще не попасть в статистику.
Что такое инфляция
Под инфляцией понимают два взаимосвязанных процесса: снижение покупательной способности денег и общее повышение цен на товары и услуги в рамках конкретной экономики. Как правило, речь идет об экономике государства.
Снижение покупательной способности денег не следует путать с девальвацией – снижением курса национальной валюты относительно валют других стран.
Показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ), который рассчитывается по утвержденному набору товаров и услуг. ИПЦ считается в единицах, инфляция – в процентах. Если в один период потребительская корзина стоила 100 единиц условной валюты, то при инфляции 10% ИПЦ за тот же период составит 110 условных единиц, и наоборот.
Кто самый честный?
То же самое с любой другой позицией. Скажем, «брюки мужские из синтетических или смесовых тканей» – что здесь, дешевая полусинтетика или благородный твид? Или позиция «легковой автомобиль иностранной марки новый» без разделений по странам, классам, ценовым сегментам. Значит ли это, что при расчете могут соседствовать «Бентли», ввезенный по параллельному импорту, с самым дешевым «китайцем»?
В Росстате признают, что одни товары отслеживаемой корзины могут дорожать заметно быстрее других, аналогичных. А какие-то могут вообще не попадать в статистику. Поэтому для конкретного потребителя или семьи инфляция значительно отличается от цифр, предлагаемых статведомством.
Как России удалось рекордно снизить уровень бедности, и почему это не очень радует
Видимо, поэтому появляются и набирают популярность альтернативные методики подсчета подорожания тех или иных товарных групп. Помимо индекса-дефлятора РОМИР можно упомянуть «Сбер-индекс», а также всевозможные «индексы оливье», борща, окрошки и проч. Часть из них весьма серьезные и основательные, другие – скорее шутливые. РОМИР, к примеру, анализирует данные о потреблении городских домохозяйств, отслеживая еженедельно более 600 тыс. покупок в 240 городах и населенных пунктах. При этом в компании подчеркивают, что их дефлятор не стоит путать с инфляцией, хоть он и отражает изменение потребительских цен.
Идейным вдохновителем многих отечественных индексов цен (индекс борща, индекс окрошки) стал, по всей видимости, знаменитый «индекс бигмака», придуманный в 1986 году экспертами британского журнала The Economist. Только индекс бигмака используется не для мониторинга потребительских цен, а для определения паритета покупательной способности (ППС) и расчета «справедливого курса валют» на его основе.
Окрошка, борщ, пюрешка
С индексами борща, окрошки и т. п. дело обстоит проще: они отражают стоимость продуктов, входящих в состав конкретных блюд. «Индекс окрошки» рассчитывает аналитический ресурс «Чек индекс» от «Платформы ОФД». В его «окрошку» (по составу она больше походит на салат «Столичный») входят картофель (1 кг), вареная колбаса (300 г), яйца (десяток), огурцы (нет данных), редис (500 г), зеленый лук (упаковка), укроп (пучок), квас или кефир (1 л) и сметана (250 г). В июне 2024-го этот набор для квасной окрошки в годовом исчислении подорожал на 22%, а в месячном – по сравнению с маем – подешевел на 12%. Отмечается также, что в заведениях общепита порция окрошки за год подорожала в среднем на 15%.
Почему официальная инфляция так сильно отличается от той, что ощущает на себе потребитель
Ассоциация исследователей России «СоциоЛайф» продвигает проект под названием «Котлета с пюрешкой», в рамках которого мониторит цены на 31 продукт. По версии авторов, они составляют «условный суточный набор типичного россиянина». В набор включены завтрак (молочная каша с яблоком, бутерброд с маслом и сыром, кофе с молоком и пол-апельсина), обед (овощной салат, борщ, та самая «котлета с пюрешкой», хлеб и чай) и, наконец, ужин (салат оливье, куриная поджарка с макаронами, хлеб и чай). На сайте проекта говорится, что цены на соответствующий продуктовый набор отслеживаются в магазинах 44 регионов РФ – от Камчатки до Калининграда. В июне 2024-го «набор типичного россиянина» больше всего подорожал в Кемерово (+30% год к году), Волгограде (+25,7%) и Северодвинске (+25,1%), а меньше всего – в Казани и Йошкар-Оле (+3% и +3,2% соответственно).
Что мы имеем в сухом остатке? Ни один из предложенных индексов, скорее всего, не будет точно отражать положение дел для вас и вашей семьи. Чем больший набор продуктов и большее количество торговых точек охватывает то или иное исследование, тем больше его результат будет походить на «среднюю температуру по больнице». Увы, но именно так работает статистика.
Наиболее полезную информацию дают исследования с разбивкой по конкретным регионам, городам, а также по отдельным товарным позициям. А если хотите знать свою персональную инфляцию, то записывайте расходы, собирайте чеки – так вы точно увидите, насколько подорожал ваш продуктовый набор. Из неприятного – ваш персональный ИПЦ может оказаться в разы выше росстатовского, из приятного – осознание, что вы «не такой, как все».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".