19 марта 2025
USD 81.5 -2.8 EUR 87.57 -3.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Комедиант спасает мир: 70 лет Брюсу Уиллису
актеры Брюс Уиллис Голливуд кинофильмы Культура

Комедиант спасает мир: 70 лет Брюсу Уиллису

19 марта исполняется 70 лет Брюсу Уиллису, звезде «Крепкого орешка», «Пятого элемента», «Армагеддона» и еще сотни фильмов в диапазоне от лютого экшена до дурацкой комедии. В последние годы почти все новости о нем связаны с его прогрессирующей болезнью – деменцией. Но для тех, кто любит кино 1980–1990-х, Уиллис навсегда останется «последним бойскаутом» – актером, показавшим, что спасающий мир крутой герой боевика может быть не мускулистым суперменом, а свойским парнем с трехдневной щетиной и даже похмельем.

Брюс Уиллис

©AJ Pics /Vostock Photo

«Дети семьи трудовой»

Уиллис появился на свет в ФРГ и был первым сыном в семье немки Марлен и американца Дэвида, проходившего в Германии армейскую службу. Демобилизовавшись, Дэвид перевез семью к себе на родину, в Карнис-Пойнт, рабочий городок на юге штата Нью-Джерси. Брюс Уиллис никогда не упускал случая напомнить, что он рабочая косточка, представитель династии честных трудяг из пролетарского региона.

Марлен Уиллис мать Брюса

Брюс Уиллис с матерью, Марлен Уиллис

Vostock Photo

При этом его самого как-то не тянуло на завод или стройку, где вкалывал отец. Брюс с детства умел развлекать людей и в школе слыл большим балагуром. Смущало только заикание, появившееся у него в переходном возрасте, может быть, из-за внутренней неуверенности. Но заикание пропадало, когда Брюс выходил на сцену школьного театра. Так у него возникла мысль: возможно, его призвание – лицедейство.

Был и другой путь: Брюс неплохо играл на губной гармошке и выступал с местной группой Loose Goose, благо на дворе был конец 1960-х – эпоха великого энтузиазма в истории рока.

Окончив школу, Брюс подрабатывал водителем, охранником на нью-джерсийской атомной станции «Салем» и даже частным детективом – так что Дэвида Эддисона в «Лунном свете» он играл со знанием дела. Мысли об актерской карьере не оставляли молодого Уиллиса, и, поучившись на театральных курсах при Университете Монклера, он двинулся в Нью-Йорк – покорять Бродвей.

Звезда наливает

Покорение затянулось на долгих семь лет. Уиллис время от времени получал роли в маленьких внебродвейских театрах, но куда большую славу он снискал в качестве бармена, обосновавшись в знаменитом своей разгульной атмосферой районе, прозванном Адской кухней – между 8-й авеню и рекой Гудзон.

Ботаник с "Титаника": 50 лет Леонардо Ди Каприо

«Брюс был звездой за барной стойкой, люди приходили специально, чтобы посмотреть на него и потусоваться с ним», – рассказывал его приятель Арнольд Рифкин, впоследствии ставший агентом Уиллиса и кинопродюсером. Постоянные рассуждения героя Брюса в «Девяти ярдах» (2000) о том, как правильно готовить «Манхэттен» и «Маргариту», – намек на барменское прошлое звезды.

«Он был лучшим бесплатным шоу во всем городе, – вспоминал актер Джон Гудман. – Его рот не закрывался ни на секунду, он постоянно что-то болтал, как футбольный комментатор. Я тогда еще не видел его на сцене, но было понятно, что этот парень – настоящий артист».

Настоящему артисту было почти 30, но ни роль Гамлета, ни Стенли Ковальски из «Трамвая "Желание"» на Бродвее ему не предлагали, поэтому Уиллис, поддавшись уговорам Рифкина, пошел на кастинг в готовившийся к запуску телесериал «Детективное агентство "Лунный свет"» канала АВС. Кстати, по словам того же Рифкина, в обычаях молодого Уиллиса было просыпать кастинги или просто забывать о них, но в тот раз он все-таки явился, хотя и в мятой военной одежде, со множеством сережек в ушах и, по воспоминаниям создателя «Лунного света» Гленна Керона, чуть ли не с костью в проколотом носу.

Такой дерзкий наряд отражал отношение Брюса к телесериалам. «Мы, театральные люди Нью-Йорка, вообще не брали ТВ в расчет. Путь был такой: сначала играешь на сцене, потом тебя, может быть, зовут в кино. Но телевидение? Это нонсенс», – вспоминал Уиллис.

Битва за лунный свет

В этой истории почти всё было против Брюса Уиллиса, даже он сам. Но рука судьбы, уверенная и крепкая, как у Арнольда Шварценеггера, не собиралась отпускать 30-летнего раздолбая. Отсмотрев несколько тысяч претендентов, Керон пришел к выводу, что ему нужен именно Уиллис. Продюсеры сериала не то что не согласились – они подняли Керона на смех и слышать ничего не хотели о никому не известном актеришке. Кроме того, уже утвержденная на главную женскую роль Сибилл Шеперд предлагала своего фаворита – Харли Вэнтона.

Но Керон проявил невероятное упорство. Одиннадцать раз он приходил в офис АВС с Уиллисом, доказывая боссам свою точку зрения. Сам Брюс уже не верил в успех и советовал Керону отступиться. Но тот все же уломал продюсеров попробовать Уиллиса в пилотной серии. Они выдвинули встречное условие: никаких романтических сцен, поскольку зрители не поверят, что у роскошной красотки Шеперд и вчерашнего бармена Уиллиса могут быть шашни.

«Лунный свет» был очень амбициозным проектом: сценарий каждого эпизода представлял собой увесистый том, а весь сезон стоил дороже полноценного блокбастера. Ясно, почему продюсеры не хотели рисковать.

CYBILL SHEPHERD, Bruce Willis, Undeclared Work, 1985

Брюс Уиллис и Сибилл Шеперд в сериале "Детективное агентство «Лунный свет»"

Cinematic/Vostock Photo

Но Керон все сделал по-своему и победил. Вскоре стало очевидно, что звезда сериала именно Брюс, а не его прославленная партнерша (зрители сегодня помнят Шеперд прежде всего по роли в «Таксисте» Мартина Скорсезе – она играла Бетси, за которой безуспешно ухаживал герой Де Ниро). Пригодились не только способности драматического актера и комика, но даже губная гармошка, на которой поигрывает частный детектив Дэвид Эддисон.

За роль в первом сезоне Уиллис получил «Золотой глобус» и «Эмми» – эти награды так и остались самыми весомыми в его карьере.

Эго раздувается

Успех сериала побудил Брюса основательно загулять. Впрочем, гулял он и прежде, но тут пустился во все тяжкие – а ведь главных достижений еще не было и в помине. У репортеров скандальной хроники резко прибавилось работы: мало какой месяц, а то и неделя обходились без новостей об очередной попойке, драке или каком ином приключении «частного детектива». Как выразился один из биографов актера, «если бы дела о сексуальном харрасменте были бы так же распространены в 1980-х, как сегодня, Брюс Уиллис получил бы минимум дюжину повесток в суд».

Добряк без причины: культ Киану Ривза как тоска по хорошему человеку

Журналисты тогда писали: «Уиллис ведет себя так, словно поверил в то, что о нем пишут в пресс-релизах» и что «его эго так раздулось, зрителям придется покупать телевизоры большего размера».

С той поры началась это «раздвоение Брюса Уиллиса»: для одних (прежде всего, близких друзей) он душка и золотое сердце, для других – бузотер и скандалист. Со временем, когда Брюс остепенился и завел семью, его норов стал проявляться иначе: он стал известен конфликтами с режиссерами и коллегами по съемочной площадке.

Первым его «противником» стала все та же Сибилл Шеперд. С одной стороны, актриса ревновала к неожиданному успеху Уиллиса, который еще вчера был никто, а теперь тянул одеяло на себя. С другой стороны, Брюс переживал самую острую стадию звездной болезни – раннюю. Удивительно, как сериал продержался целых четыре сезона; под конец, устав от интриг, сбежал даже сам его создатель – Керон.

Войну между двумя звездами на публике было не скрыть. Чтобы придать ей хоть какую-то художественную окраску, Шеперд церемонно объясняла, что дружба между актерами только портит драматургию, а вражда, наоборот, идет на пользу.

Ницше и Мадонна

На волне успеха сериала Брюс реализовал юношескую мечту – выпустил рок-н-рольную пластинку – The Return Of The Bruno (1987). Диск был записан при участии очень даже известных ритм-н-блюзовых артистов вроде Букера Ти Джонса и группы The Temptations, но в целом был воспринят как милое, однако довольно посредственное творение телезвезды. «Он не Спрингстин, но он смешной», – писали критики.

Выход диска сопровождался дурашливым псевдодокументальным фильмом в духе популярного в те годы «Это – Spinal Tap!» (1984). В нем Брюс изображал рок-звезду по имени Бруно – с тех пор это прозвище закрепилось за ним.

LP cover of The Return of Bruno, the debut studio album by Bruce Willis, released in 1987

Обложка пластинки "Возвращение Бруно", 1987

David Lichtneker/Vostock Photo

Сам Уиллис альбомом был не очень доволен и больше хвалил следующий, If It Don't Kill You, It Just Makes You Stronger (1989). По героическому названию – искаженной цитате Ницше «что нас не убивает, делает нас сильнее» – понятно, что к этому времени Брюс уже снялся в «Крепком орешке». Резонанса пластинка не вызвала, и больше сольных альбомов наш герой не выпускал, предпочитая давать искрометные концерты, например, на открытии сети ресторанов «Планета Голливуд» или в Ираке, куда республиканец Уиллис отправился со своей губной гармошкой и группой The Accelerators, чтобы поддержать американских солдат.

Но это все было позже, а пока звезда «Лунного света», понимая, что задержаться на телевидении значит погубить свою актерскую карьеру, начал искать варианты в кино.

Так появилась беспечная комедия Блейка Эдвардса «Свидание вслепую» (1987), где Брюс сыграл в паре со звездной красоткой Ким Бейсингер. Ее роль первоначально предназначалась певице Мадонне, в то время пытавшейся преуспеть в кино, но Уиллис умудрился сходу повздорить с ней, и продюсеры встали на его сторону. Кстати, Мадонна тогда была замужем за Шоном Пенном, хорошим приятелем Уиллиса, но вскоре подала на развод. Возможно, Брюс что-то знал.

Свой в доску

Менее успешным получился следующий фильм Эдвардса «Закат» (1988). Но Брюс по этому поводу уже не переживал – он был вовлечен в съемки «Крепкого орешка» (1988) Джона Мактирнана, фильма, перевернувшего жанр боевика.

Флегматик и харизматик: 75 лет Сильвестру Сталлоне, любимцу публики и жертве кинокритиков

Авторам фильма опять пришлось уламывать продюсеров, доказывая, что Брюс Уиллис – то что надо. Роль лейтенанта Джона Макклейна предлагали всем звездам жанра экшен – Сильвестру Сталлоне, Арнольду Шварценеггеру, Мелу Гибсону, Харрисону Форду и даже, от отчаяния, уже немолодому Клинту Иствуду – но все отказались по тем или иным причинам.

Продюсеров «Орешка» смущало то, что Уиллис – комик, но именно это в итоге и определило успех «Крепкого орешка». Его лейтенант Макклейн не выглядел смертельно серьезным суперменом, каким в те годы полагалось быть главному герою боевиков. Первым этот «лед» начал растапливать в «Смертельном оружии» Мел Гибсон – его персонаж позволял себе много шутить и выглядеть уязвимым, но именно Уиллис довел этот типаж до совершенства.

Макклейн – простой парень, по сути, «маленький человек», попавший в большой переплет. Простой нью-йоркский коп (для Уиллиса было очень важно отстоять честь Восточного побережья в Голливуде) иронично поглядывает на яппи, столпившихся на новогоднем корпоративе в лос-анджелесском небоскребе, и позже не теряет чувства юмора, даже находясь на волосок от смерти. Тут-то пригодилась лелеемая Уиллисом «рабочая косточка» – все простые парни Америки, да и всего остального мира, могли ассоциировать себя с Макклейном. Это был свой в доску парень, с которым хочется пропустить пару кружек пива, потрепаться, посмотреть телек. И, в отличие от героев Сталлоне и Шварценеггера, он не выглядел, как человек не вылезающий из спортзала.

«Этой ролью он подставил всем нам подножку, – признавал Сталлоне, – этот тип свойского парня сразу перетянул нашу аудиторию».

По рассказам самого Уиллиса, роль Макклейна принесла ему не только постоянные предложения «дернуть пивка» от первых встречных. На улице и в барах прибавилось желающих позадирать его, чтобы потом хвастаться: я побил того самого «крепкого орешка».

Герой с большого бодуна

Уиллис пришел в этот проект не как бедный родственник. При поддержке Рифкина он вытребовал себе очень крупный по тем временам гонорар – $5 млн, установив новую планку для себя и «коллег по цеху». Всего Уиллис снялся в пяти частях «Крепкого орешка». Правда, две последние совсем уж тяжело смотреть – даже то, что в финальном эпизоде Макклейн доезжает до Москвы, не спасает дело.

Художник пишет кровью: 60 лет Квентину Тарантино

Зная, что сиквелы часто ведут к позору, актер упрашивал режиссеров умертвлять его героя в конце фильма, чтобы исключить возможность продолжения. В «Армагеддоне» (1998) Майкла Бэя ему это удалось.

Образ Макклейна, мирного парня, которого только обстоятельства заставляют геройствовать и спасать мир, а так бы он предпочел посиделки с бутылкой виски, Уиллис размножил в других своих фильмах эпохи 1990-х: «Последний бойскаут», «На расстоянии удара», «Армагеддон». Даже его роли в «Криминальном чтиве» у Тарантино и «Пятом элементе» Люка Бессона соответствуют этому типажу.

1990-е стали золотым временем для Уиллиса. Из сотни с лишним фильмов, в которых он снялся за всю карьеру, лучшие из них приходятся на это десятилетие, не считая, конечно, первого «Орешка». Но началась декада так себе: критики разнесли в щепки «Гудзонского ястреба» (1991), работа над которым была для Брюса именинами сердца. «Герой этого фильма – я сам», – признавался актер. Хотя у фильма был режиссер – Майкл Леманн, но настоящим хозяином на съемочной площадке оказался Уиллис, делавший все по-своему. И вот за такие-то труды пресса осмеяла его, да и зрители в кинотеатры не спешили, хотя все же помогли фильму окупиться. Уиллис затаил глухую обиду.

Обидно было и то, что его продолжали держать за «крепкого орешка» или «воина-одиночку» (по названию боевика 1996 года, ремейка «Телохранителя» Куросавы), хотя Уиллис играл разноплановые роли, как мало кто из голливудских звезд его уровня. Это и наркоман Джимми в «Смертельных мыслях» (1991) Алана Рудольфа, где он снялся со своей тогдашней супругой Деми Мур, и пластический хирург, мужик-тряпка, в комедии Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу» (1993), и пасхальный кролик в «Норте» (1994) Роба Райнера с молодым Элайджей Вудом, и сосед Пола Ньюмана в «Дураков нет» (1994) Роберта Бентона, и, конечно же, человек из будущего Джеймс Коул в «12 обезьян» (1995) Терри Гиллиама.

Брюс всемогущий

Крутые режиссеры отвешивали ему самые серьезные комплименты. Объясняя, почему он позвал Уиллиса в «Криминальное чтиво», Тарантино сказал, что Брюс – единственный из современных актеров, напоминающий ему мужские типажи «Золотого века Голливуда». А Оливер Стоун, хотя и не снял Уиллиса ни в одном фильме, продолжил мысль Квентина, назвав Брюса «Хамфри Богартом наших дней».

Брюс Уиллис с дочерьми, Деми Мур, Эштон Кутчер

Брюс Уиллис, Деми Мур, их дочери (Румер, Скаут, Таллула) и Эштон Кутчер

Jeff Rayner – PA Images/PA Images via Getty Images

Пресса в те годы умилялась браку Уиллиса с Деми Мур. Казалось, он «взломал систему», показав, что две кинозвезды могут создать крепкую и стабильную семью, растя трех дочерей. Но после 13 лет супружества (церемонию бракосочетания, между прочим, вел король рок-н-ролла Литтл Ричард), в 2000 году Мур и Уиллис развелись. Они продолжили общаться, и некоторое время спустя в эту нетипичную компанию органично влился и следующий супруг Дэми Мур актер Эштон Кутчер.

Уиллис закрыл свои великие 1990-е двумя фильмами, снятыми тогда еще малоизвестным М. Найтом Шьямаланом – мистическим «Шестым чувством» (1999) и супергеройским, но не слишком бодрым «Неуязвимым» (2000). Первый из них стал самым кассовым в фильмографии нашего героя.

В 2000-е послужной список Уиллиса стремительно увеличивался, но качество фильмов неуклонно снижалось. В 2010-х о качестве и вовсе можно было забыть. Выход в тираж произошел столь резко, что от Брюса по привычке еще ждали каких-то откровений, но он шел своим путем. Список более-менее приличных фильмов этого времени невелик: франшиза «Неудержимые», собравшая ветеранов жанра экшен, «Город грехов», первый «РЭД» и несколько других. Брюс словно сдался и полностью растворился в амплуа крутого мужика, хотя многие годы делал все, чтобы уйти от него. «Я стал брендом. Если бы услышал от себя такое раньше, то назвал бы себя идиотом», – говорил актер в интервью.

Окончательным прощанием с серьезным кино стала роль капитана Даффи Шарпа в «Королевстве полной луны» (2012) Уэса Андерсона. В этой милой комедии актер напомнил о том, как умел удивлять зрителя в 1990-х.

Спад в карьере Бруно отчасти компенсировал бурной общественной деятельностью. Президент Буш-младший назначил его национальным представителем по делам детей, находящихся в приемных семьях. С возрастом Уиллис, в молодости голосовавший за демократов, перешел на республиканские позиции, хотя в интервью не стеснялся «утюжить» правительство Буша: «Тонны денег вылетают в трубу!» В 2003 году рванул поддержать моральный дух американских солдат в Ираке, которые, как он выразился, «сражаются, чтобы помочь нашей стране».

Actor Bruce Willis speaks as U.S. President George W. Bush and first lady

Брюс Уиллис, президент Джордж Буш с супругой на мероприятии, посвященном государственной рекламе в сфере усыновления, 23 июля 2002

Alex Wong/Getty Images

Кстати, примечательно, что почти все звезды боевиков классической эры – Шварценеггер, Сталлоне, Иствуд, Норрис, Гибсон, Уиллис – республиканцы, пусть и не всегда одобряющие руководство партии.

Вместо хеппи-энда

То, что делал Брюс последние 10 лет своей карьеры, теперь принято объяснять прогрессировавшей болезнью, которую сначала распознали как афазию, а несколько лет назад – как лобно-височную деменцию. Одни считают, что Уиллис брался за все роли подряд, спеша заработать денег для своей семьи (в 2009 году он женился на модели Эмме Хеминг, у них родились две дочери), другие – что уже не вполне понимал, что делает.

Касабланка слезам не верит: 125 лет со дня рождения Хамфри Богарта

Работавшие с ним режиссеры видели, что актер не в лучшей форме – реплики часто приходилось минимизировать, притом что Уиллис и не претендовал на главные роли. Но со стороны казалось, что «крепкий орешек» решил посоревноваться с Ван Даммом по числу чудовищных фильмов. Организаторы премии «Золотая малина» устали ежегодно номинировать актера и в 2021-м ввели именую номинацию «Худший фильм Брюса Уиллиса». Но в следующем году семья актера обнародовала его диагноз, и шутки прекратились.

Вот уже почти три года мир «в режиме реального времени», почти как в реалити-шоу, наблюдает за угасанием Уиллиса. Он перестает узнавать близких, проходя печальный путь людей, пораженных деменцией.

Конечно, видеть беспомощным человека, еще недавно воплощавшего на экране мужественность и отвагу, грустно, а кто-то считает, что такого Брюса и вовсе стоило бы прятать от досужих глаз. Но он никогда не был типичным – типичным комиком, типичным героем боевиков, типичным голливудским актером. Он не боялся быть смешным, уязвимым. Вряд ли это большое утешение, но все-таки Бруно успел пожить по полной. В интервью середины 2000-х Уиллис, пропустив стаканчик виски, довольно признался: «Получаю от жизни все, что возможно».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".